«Этическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности»
Выступление на заседании районного методического объединения учителя начальной школы, заместителя директора по УВР Моисеева О.В.
«Этическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности»
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение постоянно обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Все более частыми становятся случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы этического воспитания школьников прежде всего связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и высокой нравственной культурой.
В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и ему необходимо помочь создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Что может здесь сделать школа?
Прежде всего, подумать об органичном включении в систему учебно-воспитательного процесса предметов воспитательной значимости, направленных на формирование ценностных ориентаций детей, гуманистического основания их жизнедеятельности, нравственных отношений к окружающему миру, людям и к самим себе. И здесь существенное значение имеют уроки этики, необходимость которых продиктована самой жизнью с её социальными катаклизмами и попранной нравственностью.
Наши дети морально дезориентированы и нуждаются в этических уроках-диалогах о самых важных вопросах человеческого бытия и его жизнеобразующих смыслах. На эти диалоги с растущим и самоопределяющимся человеком важно мобилизовать педагогические усилия и профессиональный поиск, чтобы они стали востребованы и значимы для учеников. Насколько богат воспитательный потенциал таких уроков, можно увидеть, лишь введя их в практику образовательных учреждений. Ведь этика, по словам А. Швейцера, область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни человека. В этике, считает он, проявляется живое отношение к живой жизни. Отношение к жизни и человеку как наивысшей ценности и должно стать содержанием курса этики в школе, закладывающего основу этической культуры в подрастающем поколении.
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте. Вдруг дети говорят:
-А я видел, как Сережа в автобусе сидел, а его бабушка стояла возле него.
- Сережа в парах ходить не умеет: то толкается, то на ноги наступает, то отстает.
- Сегодня он чуть не сбил с ног учительницу из другого класса...
- Это правда? - удивляется учитель.
-Да, но я так больше не буду! — искренне заверяет мальчик.
Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице). Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности». В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости». Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.
Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.
Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом
Воспитательный процесс должен строиться таким образом, чтобы в нем предусматривались ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
Структурные компоненты разработанной и широко внедрённой в педагогическую практику системы этического воспитания обладают дифференцированным спектром нравственного воздействия на учащихся, охватывают все аспекты школьной жизни (урок, межурочное пространство, внеурочная деятельность) и, взаимодействуя, создают педагогические предпосылки для формирования и развития этической культуры учащихся.
В нашей школе нравственно-этическое воспитание младших школьников ведется в рамках именно этих трех составляющих:
Это уроки, прежде всего – уроки литературного чтения, окружающего мира, а также модуль «Основы светской этики» недавно введенного школьного предмета – ОРКСЭ.
Это межурочное пространство, которое предусматривает неформальное общение между учащимися и учителем в свободное от уроков время.
Это занятия по внеурочной деятельности учащихся – «Этическая грамматика» (по методике Аллы Ивановны Шемшуриной).
Наша начальная школа уже около десяти лет работает по методическим пособиям Аллы Ивановны. Сначала мы проводили эти занятия как классные часы этической направленности. Но это были отдельные занятия по отдельным темам. И вот теперь, с введением внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, мы можем проводить эти занятия систематически.
Уроки светской этики в рамках курса ОРКСЭ в прошлом году мы проводили по учебникам издательства «Просвещения». Однако с мая 2013 года наша школа становится базовой экспериментальной площадкой по внедрению и опробации учебников светской этики А.И. Шемшуриной. Поэтому в этом учебном году 4-ые классы работают именно по ее программе.
Мы поддерживаем тесную связь с автором, посещаем ее семинары, мастер-классы и консультации. Принимаем участие в усовершенствовании учебно-методического комплекта. И сегодня мы готовы поделиться своими наработками с вами, уважаемые коллеги.