Влияние ППРОС на личностное развитие детей старшего дошкольного возраста
Влияние ППРОС на личностное развитие детей старшего дошкольного возраста
воспитатель высшей квалификационной категории
Спицина Л.А.
«Детский сад №10» Губаха, 2015 г.
Слайд 1
Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения. Перед нами, педагогами дошкольных образовательных учреждений поставлена задача создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Одним из основных путей обновления содержания воспитания и образования является переход на личностно-ориентированную модель развития и воспитания. Поэтому ведущими способами общения стали понимание, признание личности ребёнка, способность занять его позицию, учесть точку зрения и не игнорировать детские чувства и эмоции.
Слайд 2
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта.
Слайд 3
Цель ППРОС:
Целью создания среды является создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно – пространственная – развивающая - организованная среда необходима детям, она выполняет по отношению к ним информационную функцию. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметно-развивающая среда, воздействуя и на эмоции детей, побуждает их к деятельности.
Слайд 4
Задачи ППРОС:
обеспечение условий для реализации образовательной программы группы;
создание условий для самостоятельного получения детьми знаний, умений, навыков в ППРОС;
организации возможности для совместной детской деятельности.
Слайд 5
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Для старших дошкольников
расширяются возможности познания окружающего мира, страны и самого себя. Но остаются проблемы, одна из которых - организация самостоятельной образовательной деятельности детей в ППРОС, т.е. научить детей работать со средой, т.е развитие познавательного интереса детей.
Слайд 6
по мнению Щукиной Г.И. Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес, представляет собой:
избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;
стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.
Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.
Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас: исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей. Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.
Практика свидетельствует, традиционные формы деятельности не всегда обеспечивают активность каждого ребенка, не всегда вызывают интерес к изучаемому материалу и формируют познавательные мотивы. Поэтому мы стали использовать новые формы, максимально учитывающие возрастные особенности детей.
Слайд 7
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.Коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.
С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях, постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Почему именно коллекционирование стало объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?
Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”.
Во-вторых, я сама и мой сын в детстве увлекались коллекционированием. Собирала марки, открытки с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками и календариками, альбом с марками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.
Что же такое коллекционирование?
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.
Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами.
Настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран? И чтобы воспитать в наших детях патриотические чувства, личностные качества, подготовить к успешному обучению в школе. Но без специально организованной пространственно развивающей среды трудно добиться положительных результатов. Приложением к ОП группы была разработана Модель ППРОС группы по пяти образовательным областям, с учетом принципов и функций создания среды. Рассмотрим использование коллекционирования в образовательных областях.
Слайд 8-16
Познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес
Имеет развернутые представления о родном городе.
Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной
Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях, как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями и некоторыми животными, стремиться применять имеющиеся представления в собственной деятельности
Наша коллекция пополнялась после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море. Интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Проводим с детьми интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.
Слайд 17-18
Физическое развитие
Целевые ориентиры:
Проявляет интерес к физическим упражнениям.
Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку
Инструктор по физкультуре Маркова Л.В. собирала с детьми материалы об олимпийском движении. Мы с ребятами решили оформить в альбом коллекцию картинок о спорте. Собирали вырезки из газет и журналов, подключили сюда родителей.
Слайд 19-20
Художественно-эстетическое развитие
Целевые ориентиры
Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы
Понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе
Способен находить общие черты в настроении музыки, картины, скульптурного изображения.
Слайд 21-23
Социально-коммуникативное развитие
Целевые ориентиры
Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие
Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей
Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование.
Слайд 24
Результаты анкетирования родителей показали, что в 79% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты., фантики), 15% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 68%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…” или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.
Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности («Коллекции вокруг нас», «Как хранить детские коллекции?», «Детские занятия - что люди коллекционируют», и другие.), участие в составлении коллекций.Слайд 25-26
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Проделанная работа показывает, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с формированием элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.
В дальнейшем хотелось бы собрать с детьми коллекцию одной книги. Эта коллекция позволит приобщить детей к художественной литературе, вызвать к ней познавательный интерес, и познакомить детей с историей создания книги. Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.
Слайд 27