Социально-личностное развитие детей среднего дошкольного возраста в учетом ФГОС ДО


Ершова М.В.
Конференция Актуальные вопросы дошкольного, начального и общего среднего образования
Ершова Марина Вячеславовна
Воспитатель 1 кв.категории
МАДОУ"Детский сад комбинированного вида № 35"Соловушка"
г.Набережные Челны Республики Татарстан
Тема " Социально-личностное развитие детей среднего дошкольного возраста в учетом ФГОС ДО"
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития дошкольников. Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Данный процесс начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
Ребенок, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:
– развитие игровой деятельности детей;
–приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
–формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Исходя из этого, перед нами, педагогами, стоит задача: работая с группой детей, использовать такие методы и приемы, которые дадут наиболее высокие результаты в социально- личностном развитии детей.
С четырех лет ребенок не может обходиться без сверстников. На первый план выступают ролевые игры. Так как игра — это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности.
Участие взрослого в играх к пяти года сводится к нулю. Отношения в детском коллективе налаживаются, они играют вместе, учатся сотрудничать, решать конфликты, улаживать ссоры. Благодаря ролевым играм со сверстниками ребенок переживает новые эмоции и чувства, с которыми не встречался раньше.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дети чаще всего в игровой форме воспроизводят быт взрослых – игры "Супермаркет", "Медицинский центр", "Детский сад", "Дочки-матери". В своей игре дети используют дидактические игры «Логические цепочки», «Домино», «Лото», «Звери, рыбы, птицы», «Полезная и вредная еда», «Кому что нужно для работы», «Знаю все профессии»; организуют театральные представления «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», используя для воплощения образа мимику, жесты, интонацию; играют в подвижные игры «Хитрая лиса», «Ловишки», «Светофор» и др., самостоятельно организуя их с группой сверстников.
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития
Регулярное проведение совместных игр обогатит детей новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Для социального развития детей среднего дошкольного возраста огромное значение имеет не только игра: занятия «Семья», «День в детском саду», «Такие разные профессии», беседы «Как мы умеем хорошо дружить», «Как играть и не поссориться», игровые упражнения «Покажем, как нужно складывать одежду», «Как пожалеть товарища», «Покажем Петрушке, как нужно вытирать руки на сухо», «Радость-грусть»знакомство с музыкой, чтение книг - Е.Шкловский «Как вести себя во время болезни», В.Осеева «Волшебное слово» наблюдение, обсуждение различных ситуаций-например, «Деревьям тоже больно», поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин И. Левитана «Березовая роща»,Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. А наша задача. как педагога – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
В детстве у ребенка параллельно с познанием окружающего мира продолжается познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Ребенок осознает желания и действия, которые регулируются его личными нормами ( в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих. В дошкольном возрасте возникают первые этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Таким образом, каждый вид деятельности вносит свой вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами.
Список литературы:
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
2. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.-2010.
3.Журнал "Дошкольное воспитание" № 2 - 2009 год
4.Смирнова Е. О. “Детская психология”. М – 2008 г.
5. http://www.profile-edu.ru/socialno-lichnostnoe-razvitie-rebenka-page6.http:www.pclever.ru/goncs-831-1/html