Выступление на педагогическом совете на тему «Безотметочное оценивание предметных результатов обучающихся в 1 классе в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Безотметочное оценивание предметных результатов обучающихся в 1 классе в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
СЛАЙД 1
Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников, которая отражена в адаптированных основных образовательных программах начального общего образования. В соответствии с положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, текущий и промежуточный контроль успеваемости учащихся первого класса осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе. Учителями начальных классов осуществляется мониторинг по итогам четвертей и учебного года по отслеживанию качества усвоения программного материала за 1 класс и определения уровня индивидуальных достижений первоклассников.
СЛАЙД 2
Основными принципами системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования являются:
Непрерывность;
Приоритет самооценки;
Естественность процесса контроля и оценки;
Гибкость и вариативность инструментария оценки (содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов);
Дифференцированный подход.
Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
СЛАЙД 3
Первая цель безотметочного обучения – сделать оценку обучающихся более содержательной, объективной и дифференцированной. По моему мнению, это позволяет учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.
Вторая цель безотметочного обучения – сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Делая педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Это становится и условием, и результатом сотрудничества между учителем и детьми, закрепляет взаимопонимание и взаимодействие.
СЛАЙД 4
Уровень достижения конкретных предметных результатов обучения отслеживается на основе планируемых результатов на определенный период (четверти и учебный год), что отражается в «листах учебных достижений».
Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных результатов.
Лист индивидуальных достижений заводится на каждого ученика. В них заносятся основные программные требования по математике, обучению грамоте, письму, ознакомлению с окружающим миром, которые должен освоить обучающийся за конкретный период обучения. По итогам обучения, за каждую четверть обучающиеся выполняют задания, которые являются показателем оценивания предметных знаний и умений по предметам. Лист заполняется сначала ребёнком, а потом проверяется учителем.
СЛАЙД 5
Критерии оценивания предметных результатов разрабатывались на протяжении первой четверти и каждый раз при проверке заданий вносились изменения, так как все обучающиеся выполняют задания на разном уровне. В критериях фиксируется, насколько ребенок умеет самостоятельно выполнять задания (без ошибок).
По каждому предмету оцениваются знания и умения обучающихся, которые отражены в рабочей программе. При разработке заданий я беру за основу задания и упражнения, которые мы выполняем на уроках. По каждому предмету обучающиеся должны выполнить 8 заданий. Всего получается 32 задания. За каждое задание ставится балл, который заносится в таблицу.
Высокий уровень: 19-24 балла.
Средний уровень: 13-18 баллов.
Ниже среднего: 7-12 баллов.
Низкий уровень: менее 6 баллов.
Итоги мониторинга определяют уровень развития ребёнка, сигнализируют, какой учебный материал необходимо повторить, какие вопросы требуют специальной проработки с отдельными обучающимися.
СЛАЙД 6 - 7
А сейчас представляю вашему вниманию фрагмент урока по русскому языку, на котором формируются знания и умения, представленные в таблице.
(Знания и умения по русскому языку (можете ознакомиться на слайде)).
СЛАЙД 8-9
А сейчас представляю вашему вниманию фрагмент урока по математике, на котором формируется умение ориентироваться в пространственных понятиях: слева, справа и называть цвета.
(Знания и умения по математике (можете ознакомиться на слайде)).
СЛАЙД 10-11
А сейчас представляю вашему вниманию фрагмент урока по ознакомлению с окружающим миром, на котором формируется умение называть домашних животных. (Знания и умения по ознакомлению с окружающим миром (можете ознакомиться на слайде)).
СЛАЙД 12
После выполнения заданий обучающимися, я провожу оценку предметных результатов и подсчет количества баллов по каждому предмету. Затем все данные заносятся в таблицу «предметные результаты обучения».
СЛАЙД 13
После проведения анализа и оценки для информирования родителей о результатах обучения и развития обучающихся в конце каждой четверти провожу родительские собрания, знакомлю родителей с результатами и провожу индивидуальные консультации. У родителей не возникает вопросов как я оцениваю работу на уроке, так как все результаты представлены наглядно и они могут посмотреть как ребенок успевает по тому или иному предмету.
СЛАЙД 14
На своих уроках я использую различные приемы безотметочного оценивания: «светофор», смайлики, наклейки.
СЛАЙД 15
Предлагаю посмотреть фрагмент урока.
СЛАЙД 16 - 21
Помимо привычных предметных контрольных работ необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от обучающегося не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Одним из видов таких работ считается портфолио.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в период его обучения с 1 по 4 классы. Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
Данная форма портфолио соответствует системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
СЛАЙД 22-24 Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные:
• управление своей деятельностью;
• контроль и коррекция;
• инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
• речевая деятельность;
• навыки сотрудничества.
Познавательные:
• работа с информацией и учебными моделями;
• использование знаково-символических средств, общих схем решения;
• выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
СЛАЙД 25
Спасибо за внимание!