РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста» 10 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Амурская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Руководитель МО
___________________ /Куздубаева Б.Н./
Протокол МО №___от «__»______2014г. Согласовано
Заместитель директора школы по УВР
____________________
/Бондарева Л.А./
«____»________2014г. Утверждено «___»______2013г.
Директор школы
________________/ Фролова Г.М../
Приказ № ______ от «___»_____2013г.
Педсовет №__ ___ от «___»_____2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Комплексный анализ текста»
на 2014-2015 учебный год

Ступень обучения: основное общее образование, 10 класс
Уровень: базовый
Разработана
Власовой Ириной Васильевной
учителем русского языка и литературы
1категори 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» для учащихся 10 класса составлена на основе
- федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (стр. 28),
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189);
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 27, зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2003 г., регистрационный номер 4594);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
- приказа Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. N 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"
- приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2011г №1241 "О внесении изменений в ФГОС НОО"
- приказа МИНОРНАУКИ России от 02.09.13г. №1035,
- письма МИНОРНАУКИ России от 05.09.13г. № 07-1315, письма МИНОРНАУКИ России от 10 декабря 2012 года № 07-832 «О методических рекомендациях»,
- учебного плана МКОУ Амурской СОШ от 01сентября 2014 года;
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2014-2 015 учебном году». из Методических рекомендаций от 30.06.2014 г. № 03-02/4959
- авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, изд.-М.:«Просвещение», 2011г.);- Учебника по русскому языку – авторы: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2011г.;
-авторской программы Л.Д. Беднарского,
- учебного плана Амурской МКОУ СОШ от 1сентября 2014 года,
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2014-2015 учебном году» от 24.07.2013 г.
Рассчитана на 34 часа
Цель курса - воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию. Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка.
Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентности.
Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа художественного текста и методики его комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.
Актуальность курса:
Невысокий уровень сформированности коммуникативной компетентности, самой значимой для практической деятельности людей.
Основные задачи курса:
раскрыть перед учащимися богатство и выразительность русского языка, систематизировать и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах;
углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;
обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительно-выразительным средствам языка в собственных творческих работах учащихся;
обучить многоаспектному комплексному анализу и выразительному чтению художественного текста.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся: учащиеся должны:
иметь представление об изобразительно-выразительных средствах родного языка: фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических;
уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте языковые факты в их значении и употреблении;
использовать знания и умения, приобретенные на курсах, в своих творческих работах;
производить многоаспектный комплексный анализ текста.
Содержание программы (34 часа)
Язык и речь (1 час). Богатство и выразительность русского языка.
Текст как речевое произведение (1 час). Понятие о тексте как речевом произведении и его основные признаки.
Основные средства связи предложений в тексте (2 часа)
Понятия об основных средствах связи предложений в тексте и его смысловых частях, закономерностях подбора предложений в прозаических и поэтических текстах. Влияние структуры предложение на тип речи
Средства художественной изобразительности (3 часа)
Наблюдение над многообразием средств художественной изобразительности и использованием их в произведениях художественной литературы.
Звуковые изобразительные возможности русского языка (3 часа)
Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций.
Лексические средства выразительности русского языка (3 часа)
Наблюдение за лексическим богатством русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование. Использование в тексте поэтических троп: метафора, эпитет, гипербола, сравнение, олицетворение. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы.
Словообразование и его изобразительные ресурсы (4 часа)
Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.
Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественных произведений (2 часа)
Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью пейзажа сложнейшие моменты духовной жизни героев произведения.
Морфологические средства выразительности (3 часа)
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. История произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.
Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (3 часов)
Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.
Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.
Синтаксические изобразительные возможности языка (6 часов)
Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.
Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.
Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия) 3 часа
Учебно-тематическое планирование
№ тема Кол-во часов
1 Язык и речь 1 .
2 Текст как речевое произведение 1
3 Основные средства связи предложений в тексте 2
4 Средства художественной изобразительности 3
5 Звуковые изобразительные возможности русского языка 3
6 Лексические средства выразительности русского языка 3
7 Словообразование и его изобразительные ресурсы 4
8 Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественных произведений 2
9 Морфологические средства выразительности 3
10 Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности 3
11 Синтаксические изобразительные возможности языка 6
12 Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия) 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема занятия сроки Содержание Форма занятия
П. Ф. знать Уметь 1. Язык и речь. Русский язык среди языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. Иметь целостное представление о богатстве и выразительности русского языка. Уметь использовать в речи высказывания русских писателей о русском языке. Лекция с элементами беседы.
2. Текст как речевое произведение. Понятие текста как целостного выражения мысли. Понятие о стилях и типах речи. Понятие об основной мыли текста, микротеме, ключевых словах. Понятие о выразительном чтении как тест на понимании текста. Определять основную мысль текста, стиль текста. Уметь аргументировать свое мнение. Уметь выделять индивидуальный стиль автора. Лекция, практикум
3. Основные средства связи предложений в тексте (теория) Знать основные средства связи между предложениями в тексте. Уметь выделять средства связи между предложениями, между абзацами, уметь это доказывать.  Лекция с элементами беседы.
4. Основные средства связи предложений в тексте (практика) Практическое применение знаний. Практикум
5 Средства художественной выразительности. Знать основные языковые средства выразительности - звуковые (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звуковой символизм, ритм, интонация) и Уметь выявлять языковые средства выразительности, определять их значение и использовать их в тексте. Практикум
6 Средства художественной выразительности. Знать основные языковые средства выразительности - словесные (эпитет, сравнение, аллитерация, перифраз, метафора, метанимия, гипербола, олицетворение, ирония,Уметь выявлять языковые средства выразительности, определять их значение и использовать их в тексте. Практикум
7 Средства художественной выразительности. Знать основные языковые средства выразительности - фигуры: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос и др.Уметь выявлять языковые средства выразительности, определять их значение и использовать их в тексте. Практикум
8 Звуковые изобразительные возможности русского языка. Уметь использовать в тексте основных типов интонационных конструкций. Лекция
9 Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи.
Знать организующую роль ударения в стихотворной речи. Практикум
10 Использование в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций. Уметь анализировать художественное произведение с точки зрения фонетико-интонационной целостности. Наблюдение над текстами. Практикум
11 Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава. Непрерывность развития словарного состава языка. Лекция
Практикум
12 Лексические средства выразительности Многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы. Правильно использовать лексические средства в речи. Владеть лексическим разбором слова. Употреблять в речи и тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы. Практикум
13 Лексика ограниченного употребления и Диалектизмы, жаргонизмы, профессиональные слова. Использование в речи, в произведениях художественной литературы. Лекция
Практикум
14 Словообразование и его изобразительные ресурсы. Основные способы словообразования Производить фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста. Практикум
15 Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем. Производить морфемный разбор текста. Практикум
16 Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Авторские неологизмы Производить словообразовательный разбор. Практикум
17 Использование различных словообразовательных средств в тексте
Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в тексте
Практикум
18 Морфологические средства выразительности. История происхождения имен собственных. Грамматический род и пол живых существ. Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики. Определять грамматический род и пол живых существ.  Лекция
Практикум
19 Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. Олицетворение Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Использовать кратких и усеченных прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Лекция
Практикум
20 Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественной литературы. Понятие комплексного анализа текста. Производить комплексный анализ текста описание природы. Роль пейзажа в выражении авторской мысли. Практикум
21 Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественной литературы. Понятие комплексного анализа текста. Производить комплексный анализ текста описание природы. Роль пейзажа в выражении авторской мысли. Практикум
22 Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественной литературы. Понятие комплексного анализа текста. Производить комплексный анализ текста описание природы. Роль пейзажа в выражении авторской мысли. Практикум
23 Графика, орфография, пунктуация и их выразительные возможности. Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики. Отбор изобразительных ресурсов современной графики и орфографии при создании текста. Лекция
24 Пунктуация и смысл высказывания. Функции знаков препинания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.
Практикум
25 Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Принципы русской орфографии. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.
Практикум
26 Синтаксические возможности русского языка. Антитеза. Использовать семантико-стилистические возможности односоставных предложений, обращений, сравнений. Употребление конструкций с противопоставлением (антитезные конструкции), сложных предложений в тексте. Лекция
Практикум
27 Синтаксическая синонимия. Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. 28 Разные по интонации предложения. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Лекция
Практикум
29 Односоставные и осложненные предложения. Использование в художественных текстах односоставных предложений. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.
Лекция
Практикум
30 Инверсия как изобразительное средство. Лекция
Практикум
31 Употребление сложных предложений. Понятие периода. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.
Лекция
Практикум
32 Многоаспектный лингвистический анализ текста Практические занятия
33 Многоаспектный лингвистический анализ текста 34 Многоаспектный лингвистический анализ текста Учебно-методическая литература
- Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. Составители Г.В.Карпюк, Е.И.Харитонова. М. Дрофа, 2010г.
- Учебник по русскому языку – авторы: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2011г.;
- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012г. Учебно-методическое пособие. Н.А.Сенина. Ростов-на-Дону. «Легион», 2012г.
- Русский язык. Сборник заданий. С.И.Львов, И.П.Цыбулько. М. «Эксмо», 2011г. - Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. издание 5-е, М.: Просвещение, 2009г.. - Поурочные разработки по русскому языку. С.А.Алентикова, Н.И.Демидова, Е.С.Симакова. Изд. «Экзамен», М.2009г.
- Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.
- Тренировочные диктанты по русскому языку. 10-11 классы. Г.Н.Потапова. Изд. «Экзамен». М.2006г.
- Поурочные разработки по русскому языку. Развитие. Ясность. Грамматика. Текст. Стили речи. И.В.Золотарёва, А.П.Дмитриева.М. «Вако», 2005г.
Интернет- ресурсы:
- http: //edu. ru/profil/
- http: //slovari. Jandex. ru- www. Standart. edu. ru- http: //rus 1 september. Ru - - http: //www. Riasch. Ru - http: //www. stihphone. ru/
- http: //www. klassika. ru/
- http://eidos.ru/olymp/russian/2011-5/index.htm - http://eidos.ru/project/schedule/index.htm - imc.rkc-74.ru/catalog/rubr/8f5d7210..- ЦОРы - rusedu. ru / search.php? tag
Рабочее место учителя - оборудование:
- Персональный компьютер
- Проектор
- Принтер
= сканер