Программа курса по выбору «Основы журналистики» подзаголовок «Комплексный анализ публицистического и художественного текста и сжатое его изложение».
Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
пгт Ильского МО Северский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №1
от 30 августа 2013 года
Председатель педсовета
___________Рыбина Н.Н.
ПРОГРАММА
курса по выбору учащихся по русскому языку
«Основы журналистики
(Комплексный анализ публицистического и художественного текста
и сжатое его изложение)»
II вида
Ступень обучения (класс) 9 класс основное (общее) образование
Количество часов 17 Уровень базовый
Учитель Зуева С.В.
Программа II вида составлена на основе программы для 5-9 классов “Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова), “Развитие связной речи. 5-9 класс” (автор Е.И.Никитина): (“Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2009)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
писать изложения разных видов
читать текст и анализировать его содержание
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Поэтому курс по выбору «Основы журналистики» имеет подзаголовок «Комплексный анализ публицистического и художественного текста и сжатое его изложение».
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ГИА) и выполнения задания С1.
Задачи курса по выбору:
систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
совершенствование умения анализировать предложенный текст публицистического и художественного текста
совершенствование умения сжато излагать текст.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
Лекции учителя с различными видами заданий;
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала;
Проведение практикумов;
Работа с пакетами КИМов;
Написание изложений
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания,
-уметь анализировать предложенный текст и писать сжатые изложения
знать:
нормы литературного языка (лексические, грамматические).
уметь:
понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
понимать основную мысль прослушанного текста;
понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
подробно и сжато излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
интерпретировать информацию звучащего текста и прочитанного текста;
комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
умение определять средства связи предложений в тексте;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1
ЛИТЕРАТУРА
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс.
Подготовка к ГИА-2010: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Львова С. И. ГИА 2008. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2011.
Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2011.
СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 от «26»августа 2011г.
заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла
Руководитель МО
______________Зуева С.В.
СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УВР
__________________________
«29» августа 2011г.
Согласовано
заместитель директора по УВР
____________Сулейманова Н.Н.
«29» августа 2013 года
Краснодарский край
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
пгт Ильского МО Северский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
курса по выбору учащихся по русскому языку
«Основы журналистики
(Комплексный анализ публицистического и художественного текста
и сжатое его изложение)»
Класс 9
Учитель Зуева С.В.
Количество часов: 17 часов; в неделю 1 час во 2 полугодии.
Планирование составлено на основе рабочей программы II вида Зуевой С.В., утвержденной решением педсовета протокол № 1 от 30 августа 2013 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса по выбору учащихся по русскому языку «Основы журналистики
(Комплексный анализ публицистического и художественного текста
и сжатое его изложение)»
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
План
Факт
Введение в курс. Изложение. Виды изложений
1
Способы и приемы компрессии текста.
1
Написание сжатого изложения
2
Анализ письменных работ
1
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
1
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
1
Практикум
1
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
1
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
1
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
1
Практикум
1
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
1
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
1
Практикум Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
2
Анализ письменных работ
1
ИТОГО
17
Заголовок 2Заголовок 3сђЗаголовок 615