Программа авторского бинарного курса «Мой родной город»
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
«МОЙ РОДНОЙ ГОРОД»
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА
УЧИТЕЛЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
КАТЕГОРИИ МОУ СОШ № 17
ШУЛЬГИНОЙ МАРИНОЙ ВАСИЛЬЕВНОЙ
АРХАНГЕЛЬСК
2006 ГОД
Пояснительная записка к элективному курсу «Мой родной город»
(Подготовка и проведение экскурсии на иностранном языке.Бинарная программа МХК + иностранный язык)В свете новых требований настоящего времени и концепции модернизации образования современная школа должна приложить максимум усилий для формирования филологического кругозора, общей и речевой культуры, потребностно мотивационной и ценностно-ориентированной сфер личности.
Современная общеобразовательная школа со всем российским обществом переживает период обновления. В связи с этим, наряду с базовыми вводится новая форма занятий – элективные курсы. Элективные курсы приобретают особое значение в связи с переходом школы на профильное обучение, так как в предпрофильном образовании они призваны не только углублять необходимые знания, способствовать социализации личности, но и помочь ребенку определиться с выбором соответствующего профиля.
Программа данного элективного курса имеет практическую направленность.
Работа над темами, касающимися непосредственно окружения учащихся, обладает большим мотивирующим и воспитательным потенциалом.
Актуальность данного курса отражается в условиях местной специфики: всевозрастающем общественном интересе к культуре русского Севера и развитии туризма.
Общение с представителями другой культуры (пусть и виртуальное) на темы родного края, его истории и современности, является поводом для того, чтобы посмотреть на свое окружение и свою жизнь глазами других людей. Это шаг к познанию родной культуры, повод для более подробного его изучения, сравнения с другими культурами.
На региональном материале наиболее эффективно и естественно формируются коммуникативная и межкультурная компетенции учащихся.
Кроме того, в условиях современного духовного кризиса общества, когда разрушается культурно-историческая память народа, данный курс призван сыграть существенную роль в формировании ценностных ориентиров учащихся.
Цель курса заключается в том, чтобы развить личность ребенка, способного использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур. Использование регионального компонента должно явиться стимулом межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельного совершенствования в овладении им иноязычной речевой деятельностью.
Задачи курса:
Создавать условия для формирования коммуникативной компетенции
Раскрывать самобытность культуры Русского Севера
Познакомить с методикой подготовки и проведения экскурсий
Обеспечить обретение обучающимися универсальных умений, пригодных в любой сфере деятельности
Развивать навыки исследовательской работы
Межпредметные связи являются одним из необходимых условий успешного овладения материалом данного курса. Знания, полученные учащимися на уроках итории Отечества, литературы, ИЗО, МХК, иностранного языка, взаимообогащаясь и дополняя друг друга, служат базисом для выработки необходимых умений и навыков.
Принципы программы.
Важнейшим принципом программы является антропологический подход, позволяющий выделить доминирующие ценности в различных сферах культуры Русского Севера.
Принцип преемственности обеспечивает возрастающую степень самостоятельности при изучении курса.
В результате изучения курса учащиеся должны (по предмету МХК) знать:
- некоторые специальные и искусствоведческие термины
-методику подготовки экскурсии
-методику проведения экскурсии
-формы проведения экскурсии
-классификацию экскурсий
Уметь:
-пользоваться специальной терминологией
-отбирать и изучать экскурсионные объекты
-составлять библиографию
-составлять контрольный текст экскурсий
-разрабатывать маршрут экскурсии и составлять ее хронометраж
-публично защищать разработки экскурсий
-устанавливать и поддерживать контакт со слушателями
-работать в группе
Иметь представление:
-об архивных и статистических экскурсиях
-об экспозициях музеев Архангельска
-об особенностях проведения экскурсий для иностранных туристов
-о правах и обязанностях экскурсовода и предъявляемых к нему требованиях
По предмету «Иностранный язык» в течение курса формируется иноязычная коммуникативная компетенция в совокупности ее составляющих:
- социокультурная - умение представлять свою страну и ее культуру в условиях иноязычного культурного общения
- лингвистическая – знание определенного словарного запаса и синтаксических правил, умение использовать их для построения связных высказываний
- социолингвистическая – умение использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения
- дискурсивная – способность оспринимать и порождать связные высказывания в коммуникативном общении
-учебно-познавательная – развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми, толерантного отношения к другим культурам
В курсе предполагаются разнообразные формы проведения занятий:
- работа в малых группах, парах, индивидуальная
- игра
-работа с аудио/видеоматериалами
- работа с архивными и статистическими материалами
Курс имеет несколько характеристик интенсивного обучения:
- активизация учебной деятельности
- принцип коллективного взаимодействия
- личностно-ориентированное общение
- концентрированный объем
- сознательное усвоение
- количество и вариативность приемов и упражнений
- коммуникативная обстановка на занятиях
Учебный курс рассчитан на 16 часов (1 час в неделю – I полугодие), предназначен для учащихся 9 класса и заканчивается защитой коллективных творческих проектов в форме экскурсии.
Тематическое планирование.
Данная программа предназначена для изучения в группе 10-15 человек.
№ раздела Наименование раздела Кол-во часов
I. Введение в курс. 2
II. Методика подготовки экскурсий. 4
III. Поморье - земля у Белого моря. 6
IV. Методика проведения экскурсий. 4
Всего 16
Бинарность программы.
МХК + иностранный язык.
Раздел МХК Иностранный язык
I. Введение в курс.
II. Методика подготовки экскурсий. Теория и методика подготовки экскурсии.
Искусствоведческие термины. Необходимый минимум терминологии на иностранном языке.
III. Поморье - земля у Белого моря. Тематическое содержание курса – культура Русского Севера. Содержание курса на иностранном языке
IV. Методика проведения экскурсий. Выбор объекта, составление маршрута, контрольного текста экскурсии. Составление контрольного текста на иностранном языке.
Календарно - тематическое планирование.
№ темы Наименование раздела и тем Кол-во часов Содержание Формы организации учащихся
Раздел I. Введение в курс. 2 1. Понятие об экскурсии. Классификация экскурсий. 1 Из истории развития туризма и экскурсионного дела в Архангельске
- содержание термина «экскурсия»
- признаки экскурсии и ее важнейшие элементы, функции
- классификация
по содержанию
по месту проведения
по способу проведения
по составу участников Лекция.
Работа с видеоматериалами.
2. Тематика экскурсии. Формы проведения экскурсии. 1 Тема как предмет рассказа и показа
Главные требования к тематике экскурсий
Формы проведения:
-экскурсия-прогулка
-учебная экскурсия
-пробная экскурсия Работа в малых группах.
Игровые методы (каждая группа готовит свою форму)
Раздел II. Методика подготовки экскурсий. 4 3. Этапы подготовки экскурсий и их последовательность. 1 Экскурсия как результат двух процессов: подготовки и проведения.
Ступени подготовки:
- начальный (предварительная работа)
- основной (непосредственная разработка самой экскурсии)
Содержание этапов. Индивидуальная работа.
Работа в группах.
4. Экскурсионный маршрут. 1 Маршрут как последовательность осмотра объектов, требования безопасности.
Варианты построения маршрутов:
-хронологический
-тематический
- тематико-хронологический Практическое занятие.
5. Контрольный текст. 1 Понятие контрольного текста.
Контрольный текст – основа для проведения экскурсий.
Составление контрольного текста. Индивидуальная работа.
6. Обобщающее повторение. 1 Практическое занятие.
отчет
Раздел III. Поморье - земля у Белого моря. 6 7. Из истории нашего края. 1 Особенности развития культуры на Русском Севере, связанные с географическим положением и историческим развитием.
Значение северной Двины для развития края. Аудирование с опорой на наглядность (карта)
Заполнение контурной карты (работа в группах)
8. Архангельск – столица Русского Севера 1 История основания города.
Архангельск – административный, культурный, научный центр Севера. Чтение текста с целью извлечения информации.
Поисковое чтение – соотнести изображение и информацию.
9. Музеи. Памятники архитектуры. 2 Музеи Архангельска:
-краеведческий
- художественные
Экспозиции музеев.
Исторический Архангельск
(ул.Чумбарова-Лучинского) Чтение текста с полным охватом содержания.
Обмен мнениями о прочитанном.
10. Музеи. Памятники архитектуры. Экскурсии в музеи
11. Великие земляки. 1 Исторические места и памятники, посвященные
- М.В.Ломоносову
- С.Писахову (С.Писахов и мир его сказок)
-Б. Шергину (Творчество Б.Шергина) и др. Ведение беседы на основе прочитанного.
12. Систематизация знаний. 1 Творческая работа
Раздел IV. Методика проведения экскурсий 4 13. Методические приемы показа и рассказа. Речь экскурсовода. 1 Требования экскурсионной методики:
- знание маршрута в целом и каждого объекта в отдельности
- свободное владение содержанием
Правило «от показа к рассказу»
Подчинение рассказа показу.
Приемы рассказа.
Требования к речи. Лекция.
Практическое задание.
Групповая работа.
14. Современные информационные технологии при подготовке и проведении экскурсий. 1 Создание
- видеофильма
-заочной экскурсии
-виртуальной экскурсии Практическая работа.
Групповая работа.
15-16 Защита творческих проектов. 2 Практическая работа
Всего 16 Библиография.
1.Дьякова Р.А. «Основы экскурсоведения» Москва. Просвещение.1985г.
2.Сичинов В.А. «Экскурсионная работа» Москва. Просвещение. 1985г.
3.Аксельрод В.И. «Воспитание городом» Журнал «Дополнительное образование» № 10. 2002 г.
4. Персик А. «Рекомендации для руководителя экскурсионной группы» Журнал «Воспитательная работа в школе» №2. 2005 г.
5. «Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области» под редакцией О.В. Дитятьевой, Т.А.Спиричевой, Л.И.Уваровой. г. Архангельск «АО ИППК» РО. 2005 г.
6. «Региональный компонент общего образования Архангельской области. Иностранный язык (английский, французский, немецкий)» Составители: Амосова М.А., Воробьева Е.Н., Оникова Н.А., Решетова Н.А., Рипинская Л.В., Самодова Е.Д., Департамент образования и науки администрации Архангельской области «ПГУ им. М.В.Ломоносова». «АО ИППК» РО. 2006 г.
7.Сысоева Е.Э. «Поморье – земля у Белого моря» (на немецком языке). Методическое пособие. Архангельск «ПГУ им. М.В.Ломоносова». 2005 г.