Практическое занятие по правовому обучению Знай свои права
Практическое занятие «Знай свои права»
Цель:
обобщить знания несовершеннолетних о личных правах человека; познакомить с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка;
формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних;
воспитывать уважение к другим людям.
Ритуал приветствия: Добрый день, дорогие ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.
Права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, свободу слова, право участвовать в управлении государством, право на собственность и многие другие.
-А знаете ли вы, какие права существуют у человека в любом современном обществе? Какие правовые документы их гарантируют? Нам предстоит познакомиться с ними.
- Ребята, а где перечислены наши права?(В конституции.)
Вывешивается слово: Конституция
- Как вы понимаете, что такое конституция?
Вывешивается листок: 12 декабря
- Что это за дата?(День принятия конституции.)
- Верно. Конституция, по которой мы сейчас живем, принята в 1993 году.
С давних пор людей волновали вопросы: что они могут делать и чего не могут, что они обязаны делать, а чего не обязаны, на что они имеют право, а на что не имеют.
Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных разговорах между собой, с помощью различных религий и, к сожалению, в битвах и войнах.
Во второй мировой войне погибло несколько миллионов человек, было разрушено множество городов, сёл, деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война самый худший способ решения споров и объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая поставила своей задачей обеспечение прав человека во всём мире.
В результате работы ООН на свет появился очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека.
Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов общества.
В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком бы языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать полными правами.
Поэтому запомните каждый человек - личность! Значит, у него есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете. Назовите права, которые всю жизнь принадлежат человеку. (Заслушиваются детские ответы.)
Это:
право на жизнь;
право на свободу и неприкосновенность;
право на труд и право на отдых;
право на защиту чести и достоинства;
право на образование;
право на медицинское обслуживание;
право на свободу передвижения.
Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные права на ребёнка? Должны ли быть у ребёнка особые права? (Ответы детей).
Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (декларация) о правах ребёнка. Конвенция разработана на основе Всеобщей декларации о правах человека.
В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
Права детей:
каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
дети имеют право жить с родителями, никому не позволено их разлучать, если это не противоречит интересам ребёнка;
дети имеют право на медицинскую помощь;
дети имеют право на свободу мнения, могут получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок;
дети имеют право на обучение и отдых;
дети имеют право на уровень жизни, необходимый для их физического, умственного, духовного и нравственного развития; государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни;
дети имеют право на охрану и защиту; государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской федерации
Эти даты ребята нужно запомнить.
А теперь мы проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в правовых вопросах! Я буду зачитывать вам названия сказок, а вы попробуете мне сказать какие права главных героев были нарушены.
Название сказки Что произошло Какое право нарушено
Волк и семеро козлят Волк, проникнув в домик козлят, съел их. Право на жизнь.
Гуси-лебеди Гуси–лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес. Право на жизнь в семье со своими родителями.
МорозкоМачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну. Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.
Три поросёнка Волк разрушил домики у поросят, он сильно подул и домики развалились. Право на неприкосновенность жилища.
Золушка Родных дочерей мачеха любила, а падчерица работала с утра до поздней ночи. Право на отдых и досуг.
Царевна-лягушка Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу
Право на неприкосновенность частной жизни.
По щучьему велению Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала. Право свободно выражать своё мнение.
Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах сказочных персонажей. Давайте вспомним художественное произведение. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». Послушайте отрывок из рассказа.
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Обсуждение. Какие права были нарушены? (жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)
А теперь, ребята, мы поиграем в игру, которая называется «Дай правильный совет». Вы сейчас разделитесь на две команды. Каждой команде я дам карточки с описанием некоторой ситуации. Вы должны будете посовещаться и ответить мне, нарушаются ли какие-либо права действующих героев или нет, и какой совет вы могли бы им дать для решения возникших трудностей.
Ситуация 1.
В лютый мороз ребенка не пустили в школу из–за того, что он был одет не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как у него дома никого не было. Вечером он все рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, - переходите в другую школу.
Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие?
Ситуация 2.
Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, они списывают. И поэтому сказала, что она будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена – это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться».
Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Кто прав?
Ситуация 3.
Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это их ребенок, и они воспитывают его как хотят.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.
Ситуация 4.
Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей.
В школе у вас тоже есть свои права и обязанности. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и. . . (внимательным).
Все пиши, не отставая,
Слушай. . . (не перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все. . . (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку. . . (поднимать).
На математике считают,
На перемене. . . (отдыхают).
Будь прилежен на уроке.
Не болтай ты как. . . (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши. . . (перебивать).
А помочь захочешь другу —
Подними спокойно. . . (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты. . . (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда. . . (готовым).
Чтоб не тревожились врачи.
На переменах не. . . (кричи).
Итог занятия
Ребята, я очень надеюсь, что все, о чем мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.Итак, вы дети, - вы тоже полноправные граждане общества, что и взрослые люди. Значит, вы обладаете всеми правами и свободами человека. Кроме прав у каждого человека есть и обязанности.Государство предоставляет вам возможности свободно развиваться: духовно, умственно и физически, а ваша обязанность – стараться вырасти таким человеком, который в будущем сделает свое государство еще лучше. И если соблюдать все, что записано в Конституции РФ, в Декларации прав человека, то жизнь, уверяю вас, станет спокойнее и счастливее. Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.Было очень интересно с вами общаться. Наше занятие окончено. Спасибо.
Литература.
Т.А. Шорыгина - Методическое пособие «Беседы о правах ребёнка», «ТЦ Сфера», 2007г.
Т.Н. Максимова «Классные часы», Москва «ВАКО», 2008г.