Проект «Моя семья» «Семья — самое дорогое, что дано человеку!»
Проект «Моя семья»
«Без прошлого нет будущего»
Пояснительная записка
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности.
В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.
Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками. Эти знания помогают им осознать и оценить себя.
Гипотеза: Если начать формировать ценностные представления о семье с младшего школьного возраста, то ценность семьи заключается, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания учащихся начальных классов включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.
Семья для ребенка_ это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев в семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.
Проведя опрос в классе, я выяснила:
* основной состав класса не знает историю создания семьи, свою родословную;
* уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа учителя, воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Участники проекта: учащиеся и родители 4 «а» класса
Девиз проекта: «Семья - самое дорогое, что дано человеку!»
Предмет проектирования: семья, родные, история, традиции.
Цель проекта:
Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
4. Обогатить словарь (родственники, родословная, генеалогическое древо, предки)
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
3. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
4. Праздник, посвященный ко Дню Матери, Международному женскому дню 8 марта, поздравление старших братьев, папу с праздником 23 февраля.
5. Создание альбома «Тайна имени».
6. Выставка детских рисунков «Моя семья».
7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
8. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Анкетирование детей по проблеме
Определение цели и задач
Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний у учащихся о семье, её происхождении
Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Создание папки-передвижки «Тайна имени»
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации проекта
Родительское собрание
Презентация проекта «Моя семья»
Место проведения: ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида
Сроки проведения: с ноября 2014г по апрель 2015г.
Режим работы: во время и вне занятий.
Ожидаемые результаты проекта:
Учащиеся: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
План-график реализации проекта.
Этапы
Содержание
Сроки
1 этап.
Подготови-
тельный
Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
18.11-
22.11.2014
2 этап.
Основной
цикл «Я и моя семья»
Воспитательский час: « Я и моя семья»
Классный час: « Что такое семья?»
Цель: составлять рассказ о своей семье по плану, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Праздник ко Дню Матери «Моя мама - лучшая на свете»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель: Воспитывать у детей любовь к родителям, уважение к старшим; продолжать учить детей самостоятельно придумывать сюжет игры, разворачивать сюжетную линию, воспитывать доброжелательность к сверстникам, умение играть вместе.
Изготовление макета «Мое генеалогическое древо»
Цель: учить распределять своих родственников на генеалогическом древе, развивать трудолюбие, аккуратность, внимательность.
Защита работы.
Цель: Учить детей представлять свою работу, составлять короткий рассказ, отвечать на вопросы, способствовать воспитанию инициативы детей.
Рисование «Мой день рождения»
Цель: Выявить самого близкого для ребенка родственника, определить сплоченность и взаимоотношения в семье
Работа и представление альбома класса «Дорожите
именем своим! Тайна наших имен ».
Цель: Исследовать значение имени каждого ученика, каждый ученик составляет страничку о своем имени, в целом альбом. Развивать интерес и мотивацию к исследованию.
Бисероплетение « Букет для мамы» подарок сделанный руками детей.
25.11. 2013
28.11.2014
8.12.2014
январь 2015
февраль
ноябрь
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди»
«Синяя чашка» М. Матвеева
«Теплый хлеб» К. Паустовский
«Посидим в тишине» Е.Благинина
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Мамина работа» Е. Пермяк
«Бабка» В.Осеев
«Печенье» В. Осеев
«Мамина дочка» В.Белов
«Косточка» К.Ушинский
«Старый дед и внучек» Л.Толстой
«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто
«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский
«Похищенное имя» Шорыгина Т.А.
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Дидактические игры:
«Родственные отношения»,
«Раз, два, три, четыре, пятьпро кого хочу сказать».
«Назови как тебя дома ласково называют?»
ноябрь
январь
март
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин».
февраль-март
Беседы:
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю дома»
«Кем работают твои родители»
«Как мы отдыхаем»
«Что такое генеалогическое древо моей семьи»
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки.
февраль- март
.2015
Выезд детей и родителей в театры, музеи
В течение года
3 этап.
Заключитель-ный
Подведение итогов в реализации проекта
Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»
Совместный выезд детей и родителей в этнографический музей в связи с окончанием начальной школы
апрель.2015
май
Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья»
Итоговый продукт – родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже»
Используемая литература
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2007г%
5. Свирская Л. , «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. : ЛинкаПресс, 2007.
Детские стихи про семью
Это вся моя семья:
Мама, папа, брат и я.
Мама варит и стирает.
Папа гвозди забивает.
Ну а брат мой ходит в школу,
И учиться очень рад.
Я с игрушками играю,
Посещаю детский сад.
Любим вместе мы на кухне
Обсудить наши дела.
Потому, что у меня.
В семейном кругу
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом.
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле
Про любовь
Олег БундурМама на папу глядит, Улыбается, Папа на маму глядит, Улыбается, А день самый будний, Не воскресенье, И за окошком – не солнце, А вьюга, Просто такое у них Настроение, Просто они Очень любят друг друга. От этой любви И легко, и светло. Мне с папой и мамой Так повезло!
Воскресенье
Олег БундурВоскресенье - вот везенье! Воскресенья так нужны! Потому что в воскресенье Мама делает блины. Папа к чаю чашки моет. Вытираем их вдвоем, А потом мы всей семьею Чай с блинами долго пьем. А в окошко льется песня, Я и сам запеть готов, Хорошо, когда мы вместе, Даже если нет блинов.
Семья
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья.
Любили тебя без особых причин
Любили тебя без особых причин За то, что ты - внук, За то, что ты - сын, За то, что малыш, За то, что растёшь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
****
Не ссорьтесь, мама с папой, умоляю
Прислушайтесь к совету малыша
Без вас обоих жизнь не представляю!
За вас двоих болит моя душа
Вы так друг друга искренне любили,
Что Бог доверил вам родить дитя.
Но неужели вы про всё забыли,
Каких-то пару годиков спустя?
А помнишь, папа, как животик гладил
Любимой маме, нежно целовал?
Семью не разбивайте, Бога ради.
Не нужно снова слёз, зачем скандал?
Друг с другом вы попробуйте иначе
Начать о самом важном разговор
Ведь главное, у вас здоровый мальчик,
Который любит вас. Оставьте спор
Прошу, мою любовь делить не надо!
Ведь ты же любишь папу, мам, скажи
Не собирай с трюмо свои помады.
Кричишь «Порвалась нить», так завяжи!
На вас смотрю, но как сказать, не знаю
Вы для меня – Вселенная, вдвоём.
Я не игрушек, не конфет желаю,
А чтобы дружно жили мы втроём
Счастливые везли меня с роддома,
Теперь домой ты, папа, не спешишь»
Родители, ругаясь снова дома,
Задумайтесь, что чувствует малыш
Пословицы и поговорки
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своей семье всяк сам большой.
В своей семье какой расчет?
В своем доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Где мир да лад, там и Божья благодать.
Где совет там и свет, где согласье там и Бог.
Густая каша семьи не разгонит.
Двойня и счастья вдвое.
Девичье смиренье дороже ожерелья.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дети родителям не судьи.
Для внука дедушка ум, а бабушка душа.
Доброе братство лучше богатства.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дома все споро, а вчуже житье хуже.
Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
Дружная семья не знает печали.
Жизнь родителей в детях.
За общим столом еда вкуснее.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет.
И ворона воронят хвалит.
Каков брат, такова и сестра.
Княжна хороша, и барыня хороша, а живет красна и наша сестра.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Коли внучек маю, так и сказки знаю.
Куда мать, туда и дитя.
Лучших братьев и сестер не бывает.
Люблю своих детей, но внуки милей.
Любовь братская крепче каменных стен.
Любовь да совет там горя нет.
Любящая мать душа семьи и украшение жизни.
Материнская молитва со дна моря достает.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
Мать всякому делу голова.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мать приветная ограда каменная.
Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.
На что и клад, когда в семье лад.
Намеки да попреки семейные пороки.
Составление генеалогического древа (консультации для детей).
Источники информации .для построения генеалогического древа.
1.Источники устной информации: рассказы близких родственников отца, матери. бабушки, дедушки.
2.Источники документальной информации.
Беседа с детьми.
Вы узнали много интересного о своих родственниках, выяснили их звания и место работы, нашли фотографии. Для чего мы это делали? Давайте вспомним , какова цель нашего исследования? (цель создание генеалогического древа).
Теперь нам нужно всю информацию оформить. Как мы будем оформлять? (ответы детей).
Учитель может предложить несколько способов графического изображения:
Вы можете приступать к составлению родословной и рисованию генеалогического древа. Например: нарисовать прямоугольники, расположенные в 3-4 ряда. Каждый ряд –одно поколение, или другими словами, колено твоего рода.
Практическое задание.
Итак, за работу. Начнем с верхнего ряда. Например: в нем нарисовано 3 прямоугольника. Заполните средний из них, запишите полное имя и дату рождения. Если есть братья и сестры, то сведения о них поместите в прямоугольниках справа и слева.
Во втором ряду нужно сделать записи о своих родителях и о их братьях и сестрах, причем о родственниках по папиной линии запишите с левой стороны, а по маминой правой стороны.
Третий ряд будет содержать информацию о бабушках и дедушках и так далее
Анкета
С кем ты живёшь?
Тебе нравится проводить время дома? (Да, нет, не всегда)
Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах? (Да, нет, не всегда)
Они чаще говорят ласково, чем строго? (Да, нет, не всегда)
Тебе спокойно дома? Не страшно? (Да, нет, не всегда)
Родители часто с тобой играют? (Да, нет, не всегда)
Кто из членов семьи чаще играет с тобой?
Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа? (Да, нет, не всегда)
Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или книгу, родители их сразу тебе купят? (Да, нет, не всегда)
Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?
Что ты больше всего любишь делать в выходные дни?
Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? (Да, нет, не всегда)
Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе? (Часто, иногда, редко)
Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи? (Часто, иногда, редко)
Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители? (Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль; отошлют к другому родителю; не захотят слушать совсем)
Анкета
С кем ты живёшь?
Тебе нравится проводить время дома? (Да, нет, не всегда)
Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах? (Да, нет, не всегда)
Они чаще говорят ласково, чем строго? (Да, нет, не всегда)
Тебе спокойно дома? Не страшно? (Да, нет, не всегда)
Родители часто с тобой играют? (Да, нет, не всегда)
Кто из членов семьи чаще играет с тобой?
Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа? (Да, нет, не всегда)
Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или книгу, родители их сразу тебе купят? (Да, нет, не всегда)
Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?
Что ты больше всего любишь делать в выходные дни?
Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? (Да, нет, не всегда)
Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе? (Часто, иногда, редко)
Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи? (Часто, иногда, редко)
Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители? (Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль; отошлют к другому родителю; не захотят слушать совсем)
®ђЗаголовок 1ђЗаголовок 215