Урок самопознания во 2 классе на тему «Учимся уважать себя и других»
Самопознание 2 класс
Тема: «Учимся уважать себя и других» Цель: формирование представления о необходимости уважения и самоуважения. Задачи: –раскрыть понятие «уважение»; –развивать умение видеть положительные качества в себе и других; – воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям, народным традициям; Методы: словесный, практический, рассказ, беседа, объяснение.
Оборудование: цитата, учебник,лепестки цветка, тетрадь.
Минутка тишины. Прослушивание спокойной музыки. Учитель проводит беседу об уважении: Проявлять уважение к людям – значит чтить их и соблюдать их права. Уважение проявляется в вежливой манере разговаривать, в бережном отношении к чужим вещам. Лучший способ научить уважать людей – это задумываться о том, какого отношения ты ждёшь к себе Вдумайтесь в слова уважение, самоуважение .Как нужно поступать, чтобы тебя уважали?
В. Яшков:Жить интересней уважая, Всё то, что есть вокруг тебя. Родных, друзей, весь белый свет Ты уважать начни себя. Далее учитель предлагает детям сказать, за что каждый из них уважает себя и за что - рядом стоящих. Например: «Я уважаю себя за то, что никогда не грублю, а Каната за то, что он всегда помогает слабым, Лену за то, что она очень аккуратная».Определите тему урока. О чем говорим? Беседа «Кого мы уважаем и за что» Учитель предлагает детям поговорить об уважении, о людях, которых они уважают. -Как проявляется уважение? - За что можно уважать людей? - Можно ли уважать себя? Почему? - Кого и что вы уважаете? Вывод: проявление уважения и доброго отношения к себе и окружающим – признак воспитанности, культуры человека Чтение - Как каждый народ относится к обычаям и традициям своих предков? Лучшие из народных обычаев передаются из поколения в поколение. Например, традиции, как гостеприимство народа, уважение к старшим, почитание родных, приветствие детьми старших, стремление уступать место старшим, уважение к женщине, недопустимость сидения спиной к другому человеку.
Цитата урока Учитель обращает внимание детей на цитату урока: «Человек уважение в собственных руках держит». • Как вы поняли эту русскую пословицу? • - За что тебя уважают товарищи?
Размышляем над ситуациейУчитель предлагает разделиться на группы по 4 человека. Каждой группе выдается карточка с описанием ситуации. Надо определить, как бы поступил уважающий себя и других человек.Карточка 1.У Сауле за стеной жила пожилая соседка. Она часто жаловалась, что Сауле играет на пианино именно тогда, когда ей необходимо отдохнуть.- Вот вредная, - говорила Сауле,- каждый раз ложится отдыхать в два часа дня. А для меня это самое удобное время. Карточка 2.Сережа с товарищами зашел к соседу Марату посмотреть его альбом с марками. Мальчики увлеклись разговором, а товарищ Сережи не разбирался в марках и чувствовал себя неловко.Карточка 3.Света шла домой после занятий. Вдруг, откуда ни возьмись, подбежал рослый мальчик и вырвал ее портфель из рук. Хулиган забросил его на крышу беседки и убежал. Рядом проходили два друга, Ораз и Гани...Карточка 4.Во 2 класс пришел новенький. Он был худенький, маленький, а на носу у него висели большие очки. В них мальчик выглядел очень смешно. На перемене к нему подошел забияка и силач Сашок и начал его дразнить...Творческая работа.
Упражнение в группах «Качества, достойные уважения» Запишите на лепестках цветка те качества, которые вы уважаете». Обобщение «Учебная информация» 1.Человек уважает родителей, старших, братьев и сестёр, друзей, природу, самого себя, а также законы и традиции своей страны. 2. Уважать себя – значит любить себя, не давать себя в обиду, вести себя достойно, а также уважать других людей. 3. Человека уважают за ответственность, честность и справедливость, добрые, смелые поступки, верность дружбе.
Беседа.
Учитель предлагает детям подумать и закончить предложение о том, как можно проявить свое уважение к родным и близким, друзьям и просто окружающим их людям (словами, делами, поступками).
- « Я могу проявить свое уважение…» (дети по кругу дополняют эту фразу).
Круг «От сердца к сердцу» Я могу быть маленьким Могу быть большим Могу быть худеньким, А могу быть полненьким. Но я такой, какой я есть, И я уважаю окружающий мир И хочу, чтобы мир уважал меня. Последние строки произносят дети вместе с учителем
Домашнее задание
В течение недели совершить как можно больше поступков и дел достойных уважения.
Напишите сочинение на тему: «Какой он человек, которого я уважаю».