Классный час на тему Уважай людей – и тебя будут тоже уважать
Уважай людей – и тебя будут тоже уважать
Цель: раскрыть смысл поятия «Воспитанность»; учить культуре общения в разных жизненных ситуациях; анализировать свои паступки, давать самооценку; воспитывать желание развивать свои достоинства и избавиться от недостатков.
Оборудование: плакат «Правила общения»; материал для дидактической игры «Узнайте самих себя»; пословицы; плакат «Принципы взаимоотношений»; таблица «Позитивные и негативные качества».
Ход часа общения
1. Организация класса
- Сегодня мы поговорим про то, как человек должен себя вести среди людей, и важно ли для человека то, что о нём думают его близкие.
2. Основная часть урока
Рассказ учителя
- Одна девочка, которой сделали замечание, что она очень громко смеётся, обиженно сказала: «Моё поведение – это моё личное дело». Ну, что же, это правильно. Но только в одном случае: когда человек, как Робинзон, живёт на безлюдном острове. Мы же с вами – не Робинзоны. Мы живём среди людей, поэтому наши слова, жесты, поступки не безразличны тем, кто нас окружает. Поведение человека – это не только её личное дело, потому что мы живём среди людей. У итальянского писателя Джанни Родари есть сказка о путешественнике Джованинно, который во время путешествий попал в страну Соломенных людей. Вони загорались не только от огня, а даже от горячего слова. Жители страны Восковых людей были мягкими, податливыми, со всем соглашались. А стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от любого неосторожного слова.
Не нужно путешествовать, чтобы встретить таких людей.
У каждого из нас есть знакомые, которые могут вспыхнуть от одного слова. Есть приятели, которые со всем соглашаются с вами, или, наоборот, всегда готовы поспорить с людьми, которые обижаются из-за всякой ерунды, есть самодовольные и хвастливые. Среди ваших друзей, наверное, есть спокойные и уравновешенные, нетерпеливые и несдержанные.
Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Здравствуйте»
По лесной тропинке идут отец и маленький сын. Тишина. Солнце светит. Стукает дятел. Шумит ручеёк в лесной глуши. Неожиданно сын увидел, что навстречу им идёт бабушка с палочкой.
- Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.
- Увидеть, встретить или провести, - ответил отец.
- Когда встретимся с ней, мы скажем ей здравствуйте, - сказал отец.
- Зачем ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы же с ней незнакомы.
- А вот когда встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда и увидишь для чего.
Вот и бабушка.
- Здравствуйте, - сказал сын.
- Здравствуйте, - сказал отец.
- Здравствуйте, - сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: всё кругом изменилось. Солнце засветило ярче. По верхушкам деревьев побежал лёгкий ветерок, листочки заиграли, затряслись. В кустарниках запели птички – до этого момента их не было слышно. На душе у мальчика стало радостно .
- Почему это так? – спросил сын.
- Потому, что мы сказали человеку «здравствуй» - и он улыбнулся.
- Что имел, введу отец, говоря: «Увидеть, встретить, провести»?
- Когда человек здоровается – он делает приятно близкому или себе?
Была ли у вас такая ситуация: поздороваться или пройти мимо?
3. Беседа
-Какие из этих качеств вам нравятся? (Работа с таблицей)
-Подумайте, может ли новорожденный иметь эти качества?
-Итак, человек не рождается с готовым набором позитивных и негативных качеств. Откуда же он их берёт?
- Человек сам кузнец своей судьбы. Знания, которые добывает человек, без применений являются мёртвыми. Нужны ещё усилия самого человека, постоянная работа над собой. Это самообразование, развитие своих достоинств и борьба с недостатками. Каждый человек должен руководствоваться принципом Библии: «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».
4. Дидактическая игра «Познай самого себя»
Детям раздаются карточки со словами достоинств и недостатков воспитанного человека. Дети должны подчеркнуть слова, которые относятся к достоинствам.
Жестокость, разговорчивость, сдержанность, чувственность, смелость, грубость, добродушие, справедливость, бестактность, зависть, льстивость, тактичность, искренность, понимание, милосердие.
-Используя перечень качеств человека, попробуйте составить характеристику самому себе.
(Этот своеобразный тест позволяет определить у детей приоритеты в системе жизненных ценностях)
5. Работа с пословицами
Слово спасает, но оно же и убивает.
Одно ласковое слово сильнее десяти ударов.
Доброе слово и вершину гор расплавит.
Уважай людей – и тебя будут тоже уважать.
6. Ознакомление с принципами взаимоотношений
Принципы взаимоотношений
1. По отношению к другим будь:
-честным;
-внимательным;
-доброжелательный.
2. Никогда не смейся над недостатками других.
3. Старайся проявить толерантность.
4. Умей услышать мысль своего оппонента.
7. Итог
Обсуждение моральных ситуаций.
Ситуация 1.
Во дворе играл маленький мальчик. Его мама сидела на лавочке и вязала. Мальчик побежал за мячом, упал и плачет. Всё это произошло у вас на глазах.
- Что вы должны делать?
Ситуация 2
По улице идёт бабушка. Она несёт корзинку с яблоками. Вдруг корзинка упала из рук, и яблоки рассыпались. Навстречу идёт девочка. Девочка вежливо поздоровалась и пошла дальше.
- Что должна была сделать девочка?
- Я надеюсь на то, что после нашей с вами беседы вы будете более приветливыми, внимательными и отзывчивыми.