Урок 59 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВОПИСАНИИ СЛОВ С ОРФОГРАММАМИ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВ
Урок 59 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВОПИСАНИИ СЛОВС ОРФОГРАММАМИ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВ
Педагогическиецели
Создать условия для формирования общего представления о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать, для воспроизведения знаний об изученных правилах письма; способствовать развитию умения выделять части слова
Тип урока
Решение частных задач
Планируемыерезультаты (предметные)
Ставят перед собой орфографическую задачу, определяют пути ее решения, решают ее в соответствии с изученным правилом, планируют учебные действия при решении орфографических задач; овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова
Личностныерезультаты
Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка
Универсальные учебные действия(метапредметные)
Познавательные: осознают познавательную задачу, решают ее; используют знаково-символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.
Регулятивные: планируют свои действия для решения задач, выполняют действия по намеченному плану; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают причины успеха (неуспеха) и способы преодо-ления трудностей.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; оценивают мысли, советы, предложения других людей, разные мнения; высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
Основное содержание темы, понятияи термины
Части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), орфограмма, орфографическое правило; алгоритм действий для решения орфографических задач.
Слова с непроверяемым написанием «четверг»
Образовательныересурсы
Учебник, рабочая тетрадь, орфографический словарь
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Формы,методыметодическиеприемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемыконтроля
осуществляемыедействия
формируемые умения
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальный. Словесный. Слово учителя
Приветствует учащихся.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Грамотно писать
Должен научиться!
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, упр. 99, 103)
Парная. Словесный. Чтение
Организует проверку домашнего задания
Представляют результат домашней работы
К – осуществляют взаимо-проверку, контролируют работу партнера
Чтение, письменные работы
III. Чистописание
Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо
– Выполните письмо по образцу:
п т р г
руч-ка
Выполняют письмо по образцу
Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк
Правильное напи-сание
IV. Актуализация знаний
Фронтальная, практическая. Письмо
– Ручка нам потребуется для того, чтобы выполнить следующее задание: запишите предложение под диктовку: «Недалеко от шоссе
Выполняют запись под диктовку, выделяют грамматическую основу, осуществля-
Пр. – выполняют синтаксический анализ предложения, разбор слова по составу, орфографический раз-
на пригорке стоял дуб».
– Выделите в предложении главные члены.
– Выполните разбор слова «(на)пригорке» по составу.
– Выделите в словах изученные орфограммы.
– Объясните написание слова «шоссе» (учитель сообщает о том, что слово является словарным)
ют разбор слова по составу, производят орфографический разбор слов, объясняют условия выбора написания
бор слов, усваивают напи-сание слов с непроверяемыми орфограммами.
П – осуществляют логические действия, используют различные способы поиска информации.
Р – примают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их достижения, владеют навыками познавательной и личностной рефлексии
V. Постановка учебной задачи
(учебник, упр. 192)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
– Что значит «правописание частей слова»?
– Какие гласные и согласныев слове нужно проверять?
– Попробуйте сформулировать цель нашего урока
Слушают учителя, знакомятся с темой урока, предлагают свои варианты формулировки цели урока
Р – принимают учебную задачу, осознают недостаточность знаний для решения учебной задачи
Беседа по вопросам
VI. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Работа с текстом упр. 192 (учебник, с. 102).
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо
Предлагает прочитать текст и выполнить задания.
– Что же такое орфограмма-гласная?
– Ознакомьтесь с информацией на с. 102 учебника
Читают текст, выполняют задания. Формулируют о
·твет на вопрос об орфо-грамме-гласной: буква, обозначающая безударный гласный
Пр. – проявляют орфогра-фическую зоркость, владеют навыками вдумчивого чтения, выполняют орфо-графический и морфемный разбор, различают ударные и безударные гласные.
Беседа по вопросам, письмо
Понятие об орфограмме-гласной
звук, – это орфограмма, она может быть в любой значимой части слова
К – формулируют и высказывают свое мнение
2. Чтение пословиц (учебник, упр. 193) Понятие об орфограмме-согласной. Словарно-орфо-графическая работа: слово с непроверяемым написанием «четверг»
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
– Прочитайте пословицы, выполните задания, предложенные в упражнении.
– Что же такое орфограмма-согласная?
– Ознакомьтесь с информацией на с. 103 учебника.
– Посмотрите, как пишется слово «четверг». Укажите орфограммы в этом слове. Можно ли их объяснить? (Нет, слово требует запоминания.)
Выполняют упраж-нение. Формулируют ответ на вопрос об орфограмме-согласной: буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук, – это орфограмма, она может быть в любой значимой части слова. Попол-няют словарик слов с непроверяемым написанием
Пр. – проявляют орфогра-фическую зоркость, владеют навыками вдумчивого чтения, выполняют орфографический и морфемный разбор, различают глухие и звонкие согласные.
К – формулируют и высказывают свое мнение
Беседа по вопросам, морфемный разбор слов, орфо-графический анализ
3. Работа с таб-лицей (учебник, с. 103)
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, письмо
– Рассмотрите примеры слов с орфограммами в разных частях слова, предложенных в таблице.
– Попробуйте создать алгоритм действий при работе с орфограммой в приставке и суффиксе, в корне
Изучают таблицу, формулируют алгоритм действий при работе с орфограммой в приставке и суффиксе, в корне
Пр. – усваивают написание непроверяемых слов, объясняют действия при решении различных орфо-графических задач
Беседа по вопросам, письмо словарных слов
Физкультминутка
Коллективная. Практический
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
Раз, два,
Три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
Правильное выполнение движений
VII. Закрепление знаний и способов действий.
1. Комментированное выпол-нение упр. 130 в рабочей тетради
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, письмо
Предлагает выполнить упражнение, комментируя свои действия по цепочке
Читают слова, устно определяют, в какой части слова находится орфограмма, записывают слово в нужную строку, выделяют морфему и под-черкивают букву-орфограмму
П – действуют по алгоритму, применяют теоретические знания на практике (на письме)
Монологический ответ, письмо
2. Выполнение упр. 131 в рабо-чей тетради
Парная, индивидуальная. Практический, письмо, нахождение лишнего
– Внимательно рассмотрите слова в каждой строке. Попытайтесь определить лишнее слово в строке.
Учитель обращает внимание на принцип классификации: в какой части слова находится орфо-грамма и какие орфограммы есть в слове (орфограммы-гласные, орфограммы-согласные)
Выполняют морфемный и орфографиче-ский разбор данных слов, находят в каждой строке лишнее слово. Аргументируют свой ответ
П – применяют алгоритм действий при решении самостоятельной практической работы, определяют лишнее слово среди других, находят критерии сравнения языковых явлений и обосновывают ответ
Чтение, письмо, беседа по вопросам
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
– Закончите предложения:
Я сегодня узнал
Я научился
Мне было
Я рад
Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Само-регуляция
Домашнее задание (рабочая тетрадь,упр. 132)
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития
13PAGE 15
13PAGE 14415
15