Урок 59 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВОПИСАНИИ СЛОВ С ОРФОГРАММАМИ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВ

Урок 59 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВОПИСАНИИ СЛОВ С ОРФОГРАММАМИ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВ
Педагогические цели
Создать условия для формирования общего представления о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать, для воспроизведения знаний об изученных правилах письма; способствовать развитию умения выделять части слова

Тип урока
Решение частных задач

Планируемые результаты (предметные)
Ставят перед собой орфографическую задачу, определяют пути ее решения, решают ее в соответствии с изученным правилом, планируют учебные действия при решении орфографических задач; овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова

Личностные результаты
Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: осознают познавательную задачу, решают ее; используют знаково-символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.
Регулятивные: планируют свои действия для решения задач, выполняют действия по намеченному плану; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают причины успеха (неуспеха) и способы преодо-ления трудностей.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; оценивают мысли, советы, предложения других людей, разные мнения; высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Основное содержание темы, понятия и термины
Части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), орфограмма, орфографическое правило; алгоритм действий для решения орфографических задач.
Слова с непроверяемым написанием «четверг»

Образовательные ресурсы
Учебник, рабочая тетрадь, орфографический словарь


организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока
Формы, методы методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы контроля




осуществляемые действия
формируемые умения


I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальный. Словесный. Слово учителя
Приветствует учащихся.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Грамотно писать
Должен научиться!
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, упр. 99, 103)
Парная. Словесный. Чтение
Организует проверку домашнего задания
Представляют результат домашней работы
К – осуществляют взаимо-проверку, контролируют работу партнера
Чтение, письменные работы

III. Чистописание
Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо
– Выполните письмо по образцу:
п т р г
руч-ка
Выполняют письмо по образцу
Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк
Правильное напи- сание

IV. Актуализация знаний
Фронтальная, практическая. Письмо
– Ручка нам потребуется для того, чтобы выполнить следующее задание: запишите предложение под диктовку: «Недалеко от шоссе
Выполняют запись под диктовку, выделяют грамматическую основу, осуществля-
Пр. – выполняют синтаксический анализ предложения, разбор слова по составу, орфографический раз-




на пригорке стоял дуб».
– Выделите в предложении главные члены.
– Выполните разбор слова «(на)пригорке» по составу.
– Выделите в словах изученные орфограммы.
– Объясните написание слова «шоссе» (учитель сообщает о том, что слово является словарным)
ют разбор слова по составу, производят орфографический разбор слов, объясняют условия выбора написания
бор слов, усваивают напи-сание слов с непроверяемыми орфограммами.
П – осуществляют логические действия, используют различные способы поиска информации.
Р – примают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их достижения, владеют навыками познавательной и личностной рефлексии


V. Постановка учебной задачи
(учебник, упр. 192)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
– Что значит «правописание частей слова»?
– Какие гласные и согласные в слове нужно проверять?
– Попробуйте сформулировать цель нашего урока
Слушают учителя, знакомятся с темой урока, предлагают свои варианты формулировки цели урока
Р – принимают учебную задачу, осознают недостаточность знаний для решения учебной задачи
Беседа по вопросам

VI. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Работа с текстом упр. 192 (учебник, с. 102).
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо
Предлагает прочитать текст и выполнить задания.
– Что же такое орфограмма- гласная?
– Ознакомьтесь с информацией на с. 102 учебника
Читают текст, выполняют задания. Формулируют о
·твет на вопрос об орфо-грамме-гласной: буква, обозначающая безударный гласный
Пр. – проявляют орфогра-фическую зоркость, владеют навыками вдумчивого чтения, выполняют орфо-графический и морфемный разбор, различают ударные и безударные гласные.
Беседа по вопросам, письмо

Понятие об орфограмме- гласной


звук, – это орфограмма, она может быть в любой значимой части слова
К – формулируют и высказывают свое мнение


2. Чтение пословиц (учебник, упр. 193) Понятие об орфограмме-согласной. Словарно-орфо-графическая работа: слово с непроверяемым написанием «четверг»
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
– Прочитайте пословицы, выполните задания, предложенные в упражнении.
– Что же такое орфограмма- согласная?
– Ознакомьтесь с информацией на с. 103 учебника.
– Посмотрите, как пишется слово «четверг». Укажите орфограммы в этом слове. Можно ли их объяснить? (Нет, слово требует запоминания.)
Выполняют упраж- нение. Формулируют ответ на вопрос об орфограмме- согласной: буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук, – это орфограмма, она может быть в любой значимой части слова. Попол-няют словарик слов с непроверяемым написанием
Пр. – проявляют орфогра-фическую зоркость, владеют навыками вдумчивого чтения, выполняют орфографический и морфемный разбор, различают глухие и звонкие согласные.
К – формулируют и высказывают свое мнение
Беседа по вопросам, морфемный разбор слов, орфо-графический анализ

3. Работа с таб-лицей (учебник, с. 103)
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, письмо
– Рассмотрите примеры слов с орфограммами в разных частях слова, предложенных в таблице.
– Попробуйте создать алгоритм действий при работе с орфограммой в приставке и суффиксе, в корне
Изучают таблицу, формулируют алгоритм действий при работе с орфограммой в приставке и суффиксе, в корне
Пр. – усваивают написание непроверяемых слов, объясняют действия при решении различных орфо-графических задач
Беседа по вопросам, письмо словарных слов

Физкультминутка
Коллективная. Практический
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
Раз, два,
Три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
Правильное выполнение движений

VII. Закрепление знаний и способов действий.
1. Комментированное выпол-нение упр. 130 в рабочей тетради
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, письмо
Предлагает выполнить упражнение, комментируя свои действия по цепочке
Читают слова, устно определяют, в какой части слова находится орфограмма, записывают слово в нужную строку, выделяют морфему и под-черкивают букву-орфограмму
П – действуют по алгоритму, применяют теоретические знания на практике (на письме)
Монологический ответ, письмо

2. Выполнение упр. 131 в рабо-чей тетради
Парная, индивидуальная. Практический, письмо, нахождение лишнего
– Внимательно рассмотрите слова в каждой строке. Попытайтесь определить лишнее слово в строке.
Учитель обращает внимание на принцип классификации: в какой части слова находится орфо-грамма и какие орфограммы есть в слове (орфограммы-гласные, орфограммы-согласные)
Выполняют морфемный и орфографиче-ский разбор данных слов, находят в каждой строке лишнее слово. Аргументируют свой ответ
П – применяют алгоритм действий при решении самостоятельной практической работы, определяют лишнее слово среди других, находят критерии сравнения языковых явлений и обосновывают ответ
Чтение, письмо, беседа по вопросам

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
– Закончите предложения:
Я сегодня узнал
Я научился
Мне было
Я рад
Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Само-регуляция

Домашнее задание (рабочая тетрадь, упр. 132)
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития












13PAGE 15


13PAGE 14415




15