Организация превентивного воспитания в школе
Зам. директора по УВР:
МОУ СШ №6 г. Снежное ДНР Докука Л.В.
Организация превентивного
воспитания в школе
В современных школах, проблема превентивного воспитания приобретает особую остроту, поскольку подрастающее поколение формируется в сложных социокультурных условиях: под воздействием экономических и политических противоречий, неуравновешенности социальных процессов, криминогенности общества. Наблюдается тенденция к росту числа детей с нарушением норм поведения и тех, которые относятся к "группам риска" (несовершеннолетние, приобщаются к раннему алкоголизму, наркомании, проституции, ВИЧ-инфицированные) увеличивается удельный вес противоправного, агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков под влиянием алкогольного и наркотического опьянения. Основными причинами деструктивного поведения является психологический дискомфорт, негативные переживания, общая потеря духовных ориентиров, девальвация общечеловеческих ценностей, несформированность чувств терпимости, толерантности, милосердия, чести, совести, доброты у значительной части детей и молодежи, вызывает у них апатию, безразличие, уныние, ощущение своей ненужности, непонимания смысла жизни. В последнее время ухудшилась культура общения и поведения в ученических и педагогических коллективах. Поэтому деятельность администрации и педагогического коллектива нашей школы была направлена на организацию превентивного воспитания в урочное и внеурочное время.
Процесс работы по превентивному воспитанию я начала с определения приоритетных задач:
- создать условия для формирования положительных качеств личности в процессе различных видов трудовой, учебной, внешкольной и иной деятельности;
- интеллектуальное, морально-этическое, эстетическое развитие;
- выработка устойчивости к негативным воздействиям;
- обеспечить социально-психологическую деятельность, педагогически ориентированную на противодействие втягиванию детей и молодежи в негативные ситуации;
- предоставлять комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь несовершеннолетним;
- обеспечить адекватную социальную реабилитацию несовершеннолетних, совершивших противоправные действия или тех, кто употребляет психотропные вещества;
- стимулировать несовершеннолетних к здоровому образу жизни и положительной социальной ориентации, помочь в овладении искусством самовоспитания;
- формировать желание самосовершенствоваться.
Объектами превентивного воспитания в школе стали:
1. Несовершеннолетние, находящиеся на внутришкольном учете;
2. Несовершеннолетние, социализация которых происходит под влиянием негативных явлений ("Группа риска")
3. Несовершеннолетние, не имеющие условий семейного воспитания и опеки, сироты, несовершеннолетние из алкоголезависимых и наркозависимых семей, дети, родители, которых находятся в местах лишения свободы;
4. Семьи, имеющие детей с отклонениями в поведении, склонными к противоправным поступкам;
5. Семьи, которые нуждаются в консультативной помощи по уходу за детьми.
Согласно определенных задач и объектов, педагогическая превенция заведения основывается на комплексном подходе к предупреждению негативных проявлений поведения в молодежной среде. В диагностическую процедуру заведения включен сбор данных о валеологическом здоровье воспитанников и сведений об участниках учебно-воспитательного процесса (социальный паспорт), социальную инфраструктуру поселка, субъектов асоциального влияния на детей и молодежь. Это способствует отбору нужной информации для планирования содержания работы по превентивному воспитанию и определению индивидуальных, групповых, коллективных форм воздействия на школьников. Реализация превентивного воспитания обеспечивается разработанными комплексными мерами, которые касаются общей превенции со всеми школьниками и специальным - с трудными учащимися и их родителями. Все эти меры по воспитанию учащейся молодежи разделяют на три типа: первичная, вторичная и третичная превенция (предупреждение). Одним из мероприятий первичной превенции является социально-педагогическая защита, помогает преодолеть межличностные конфликты и развивает способность к положительным, правомерным отношениям. Возникновению конфликта способствует ситуация, когда один из субъектов: не устанавливает контакт (смотрит мрачно, а не улыбается, не обращает внимание на партнера; лишен чувства юмора; говорит о том, что ему выгодно и интересно, не слушает других, постоянно их перебивает; манипулирует, применяет нечестные приемы; нападает, критикует, обвиняет, не признает своих ошибок, никогда не извиняется.). Основными задачами вторичной превенции является как можно раньше выявить негативные изменения в поведении ребенка для предупреждения их дальнейшего развития. Ее основой являются результаты разноплановой диагностики. Третичная или целенаправленная превенция - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение перехода отклонений в поведении в более тяжелую стадию. Она должна быть индивидуальной и содержать меры по выявлению и устранению конкретных недостатков семейного, школьного и общественного воспитания, а также целенаправленную работу с теми подростками, которые имеют отклонения в поведении.
На реализацию превентивного воспитания в нашей школе были разработаны и воплощены в практику такие комплексные меры:
1. Изучение особенностей среды, в которой воспитываются ученики: изучение условий семейного воспитания школьников, социально-профессионального состава родителей. Составление социального паспорта класса;
- составление и обновление банка данных учащихся « группы риска»;
- составление мониторинга соцадаптации учеников класса и уровня их воспитанности.
2. Привлечение семьи и общественности к педагогическому процессу:
- организация работы родительского лектория для неполных семей
-организация совместной деятельности школы и семьи с учениками, которые требуют особого внимания;
- привлечение родителей школьников к участию в общешкольных, классных и внеурочных мероприятиях.
3. Создание системы взаимодействия школы с внешкольными учреждениями, общественными организациями ( привлечение работников внешкольных, общественных, правоохранительных организаций к проведению внеклассных мероприятий, индивидуальных бесед).
4. Мероприятия по сохранению здоровья школьников:
- проведение методических обследований учащихся;
- контроль и анализ состояния их здоровья;
- отслеживание динамики заболеваемости детей;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно просветительские программы, интерактивные формы работы для получения знаний и формирования жизненных навыков по уменьшению уязвимости к инфицированию ВИЧ в ученической молодежи;
- использование в воспитательной работе активные методы по профилактике ВИЧ-инфекции, в том числе "Равный - равному", "Диалог";
- обеспечение участия школьников в образовательно-воспитательных акциях ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом;
- предоставление консультаций, психолого-педагогической помощи школьникам, проведение профилактических бесед и воспитательные массовые мероприятия по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции (тестирование и анкетирование учащихся: "СПИД: факты и вымысел", "СПИД - новая эпидемия", « Как предотвратить ВИЧ - инфицирование "; выставка плакатов" СПИД - красный свет! "; написание диктанта" Что надо знать о ВИЧ / СПИДе ";воспитательные часы на тему "Твое здоровье в твоих руках", "СПИД - угроза человечеству", "Знать, чтобы жить».
5. Мероприятия по профилактике преступности и предотвращения безнадзорности среди несовершеннолетних, защиты их прав.
6. Меры по защите детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки: анализ условий проживания в семьях-опекунов детей-сирот, углубленный медицинский осмотр, диагностика негативно эмоционального состояния ребенка с окружающим миром;
7. Меры по устранению причин и условий, способствующих повышению уровня преступности среди несовершеннолетних:
- ежедневный контроль за посещение учащимися учебных занятий;
- проведение лекции о вреде алкоголя, курения, наркотиков на организм человека,
- воспитательные часы по правовой тематике;
- индивидуальная работа с подростками, склонными к совершению правонарушений, привлечение к этой работе работников СДН.
8. Обеспечение защиты детей от физического и психического насилия:
- проведение индивидуальной работы с детьми из неблагополучных семей;
- осуществление контроля по выявлению и пресечению фактов жестокого обращения с детьми.
9. Меры, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и распространению наркомании среди подростков и молодежи( анкетирование, социологические опросы учащейся молодежи относительно их отношения к проблеме распространения наркомании, СПИДа);
- профилактические осмотры "группы риска" на предмет раннего выявления наркологических заболеваний.
Итак, превентивное воспитание должно быть целенаправленной системой мер экономического, правового, психолого-педагогического, социально-медицинского, образовательного, информационно-образовательного и организационного характера, направленных на формирование позитивных социальных установок, предотвращению наркотических веществ, предотвращения суицидов и формирования навыков безопасных половых отношений. Такое воспитание должно стать приоритетным в деятельности любого учебного заведения, потому что оно будет способствовать:
- активизации деятельности ученых, специалистов, консультантов, практических работников в исследовании и решении проблем превентивного воспитания;
- привлечению образовательных, медицинских, социальных и правоохранительных учреждений к решению проблем предупреждения правонарушений и преступности, координации усилий субъектов превентивной деятельности;
- усилению тенденции к снижению употребления наркотиков, алкоголя, табака, ВИЧ инфицированности, формированию у молодого поколения здорового образа жизни;
- изменение установок и моделей поведения несовершеннолетних "группы риска";
- социально-психологической адаптации несовершеннолетних, имеющих жизненные проблемы.