Презентация по теме:Формирование у старших дошкольников способов конструктивного общения со сверстниками
Программа формирования коммуникативной компетентностиФормирование у старших дошкольников способов конструктивного Общения со сверстниками
Разработчики:Боримская Ольга Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад №215 г. ЯрославльБугрова Елена Михайловна, учитель музыки МБОУ Бурмакинская СОШ №1Кругликова Ольга Александровна, воспитатель МДОУ детский сад №227 г. ЯрославльШумилина Ольга Борисовна, воспитатель МДОУ детский сад №187 г. Ярославль
Пояснительная записка В современном обществе за последние годы произошли большие изменения. Изменения коснулись мировоззрения людей, моральных ценностей, норм поведения. Телевидение и современные компьютерные игры, за которыми проводят время дети, транслируют насилие и агрессию. Часто дети переносят эту полученную информацию в реальную жизнь: проявляют агрессивное поведение при общении с окружающими. У многих детей отсутствуют навыки конструктивного общения и взаимодействия, в связи с этим нарушаются дружеские связи, дети ссорятся. Дети не хотят или не умеют разрешать возникающие конфликтные ситуации с помощью речи, конструктивного диалога.
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Работа направлена на формирование способов конструктивного взаимодействия детей с помощью речи. Предполагается, что благодаря специально подобранным играм и упражнениям у детей сформируется связная диалогическая речь, эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовки его к жизни.
Цель программы: Формирование у детей способов конструктивного взаимодействия при помощи речевых средств, развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
Задачи: Формирование у детей связной диалогической речи.Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.Формирование у детей знаний об эмоциях человека и способах управления ими.Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Развитие у детей навыков общения со сверстниками в различных жизненных ситуациях.Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
Ведущие принципы и подходы:Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям.Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.Принцип интеграции специалистов.Принцип включения родителей.
Категория детей: 6 – 7 лет
style.rotation
Формы работы: Форма проведения занятий – групповая, игры с включением бесед, чтением художественных произведений, этюдов и упражнений на моделирование эмоциональных состояний, рассматриванием рисунков, творческими заданиями. Срок реализации: октябрь- апрель Объём программы: 25 занятий (1 раз в неделю, по 25-30минут)
Диагностический инструментарий: Диагностика уровня развития связной диалогической речи по «Тестовой методике диагностики устной речи Т.А. Фотековой». Моделирование игровых конфликтных ситуаций. Наблюдение за поведением детей, участвующих в них, за способами разрешения конфликтов. Методика «Лесенка» В.Г. Щур.
Ожидаемые результаты В ходе занятий дети:научатся более точно выражать свои мысли с помощью связной речи;получат начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций;научатся эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;усвоят правила поведения во взаимоотношениях со сверстниками;научатся видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих людей в быту и в общественных местах;узнают о необходимости контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми;получат представления о правилах этикета, овладеют приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные слова»;пополнится предметно-развивающая среда в группе.
Необходимые материалы и оборудование Картинки с изображением игрушек; Карточки с изображением различных эмоций; Сюжетные картинки с изображением ситуаций общения; Сюжетные картинки с изображением вежливого поведения детей; Музыка для релаксации; Музыкальный центр; Куклы; Атрибуты для сюжетно-ролевой игры по произведению К.Чуковского «Телефон»
Тематический план1. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками): « Я и другой: мы разные.»2. Умение владеть собой (желаемое и возможное): « Умей расслабиться.»3. Умение владеть собой: « Не хочу быть плохим» (формирование понятий «нельзя» и «надо»)4. Культура общения (этикет): «Секрет волшебных слов» (приветствие, благодарность) 5. Культура общения: «Давай поговорим» (как слушать собеседника)
Формы участия других лицПсихологЛогопедРодители воспитанников
Способы оценки эффективностиВ середине учебного года провести промежуточную диагностику уровня сформированности способов конструктивного взаимодействияпри помощи речевых средствr
Информационные ресурсы: 1. Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с. 2. Алябьева Е.А. «Воспитание культуры поведения у детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с 3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».– Ярославль: «Академия развития», 1996. 4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис. 2002. – 208 с. 5. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» -Ярославль: «Академия развития», 1997. -208 6. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения» - М., 1986. 7. Обухова Л.Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы» - М., 1995. 8. «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / под ред. А.В. Можейко.– М.:ТЦ Сфера, 2009.– 128 с. 9. «Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия» / авт.- сост. Сигимова Н.М. - Волгоград: Учитель, 2009. – 166 с. 10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008.- 384 с
Спасибо за вниманиеТворческих Вам успехов!