Ролевая игра — эффективный способ формирования навыков конструктивного межличностного общения подростков.
Ролевая игра - эффективный способ формирования навыков конструктивного межличностного общения подростков.
Сегодня, благодаря увеличению частоты, разнообразия и внутренней насыщенности межличностных контактов, создается новая поглощающая человека реальность реальность так называемого коммуникационного «взрыва», который состоит из великого множества граней.
Потребность в эффективном овладении коммуникативными навыками призвала к жизни новые формы и методы обучения, дала толчок дальнейшему развитию интенсивного обучения и воспитания. Во всех случаях общение является составной частью любого вида деятельности.
Актуальность данной работы очевидна, поскольку в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения активные методы работы существенным образом отличаются от известных и распространенных методов, которые направлены, в первую очередь, на пассивную передачу знаний, умений и навыков.
Прежде всего, надо сказать, что общим признаком всех игровых методов есть осуществление обучения и влияния с помощью более полного понимания личности участника, который вовлечен в события, близкие к реальности.
В психологической науке этой проблеме уделяют особое внимание следующие авторы: Д.Б.Эльконин (изучение игровых форм деятельности и ролевая игра), Л.С.Выготский (сюжетная или ролевая игра как «мнимая ситуация»), Ф. Шиллер и Г.Спенсер (игра как эстетическая деятельность), В. Вундт (источник игры - наслаждение) и др. Они внесли значительный вклад в разработку теории ролевых игр. Результаты вышеперечисленных исследований и нашли свое отражение в представленной работе.
Основной целью опыта работы является - изучение влияния ролевой игры на формирование навыков межличностного общения школьников на основе тренинговых методов обучения.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты относительно использования ролевых игр в процессе учебно-воспитательной деятельности, помогут педагогам и практическим психологам повысить эффективность работы по формированию навыков конструктивного межличностного общения подростков.
Назвать процесс ролевой игрой можно в том случае, если он отвечает определенным требованиям. Ролевая игра в тренинге это процесс, в котором наглядна процедура проведения классической ролевой игры. Сеанс ролевой игры в тренинге условно состоит из трех частей:
Стадия активизации. Нацелена на снижение активности защитных механизмов человека и его сопротивления, уровня тревоги и волнения, на увеличение шансов успеха психологической коррекции.
Стадия действий. Это сюжет из реальной жизни в условиях имитации поведения эффективного общения с партнером. Одной из важнейших характеристик стадии действия есть ее внутренняя структура, в которой выделяются сцены.
Стадия завершения. Основным принципом этой стадии является отсутствие действия. Здесь используются вербальные приемы, такие, как обмен чувствами, обсуждения или анализ.
Преимущества ролевой игры:
1. Помогает ученику выразить скрытые чувства, обсуждать личные вопросы и проблемы, проникнуться чувствами окружающих и понять их.
2. Дает возможность поупражняться в различных типах поведения. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.
3. Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
4.Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.
5. Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам.
6. Снижает уровень тревожности в обучении и реальных жизненных ситуаций; учит контролировать чувства и эмоции.
Моделирование поведения в ролевой игре тренинга это воспроизведение ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Оно включает попытки новых решений и подходов к сложным человеческим проблемам, начальную оценку адекватности этих решений, неоднократное проигрывание этих действий к их воплощению в жизнь и усовершенствования существующих привычек.
Основной задачей работы была попытка проследить влияния ролевой игры на развитие межличностных отношений учащихся в процессе общения.
Межличностное общение с ровесниками – главное содержание ролевой игры в подростковом возрасте. Они с азартом выявляют в ней свои симпатии и антипатии, самоутверждаются, рискуют, соревнуются, конфликтуют, ссорятся и мирятся, учатся взаимодействовать и быть партнерами.
Конфликтные ситуации появляются тогда, когда не совпадают мысли или поступки во время решения проблемных ситуаций. Проблемным стилем выхода из конфликтных ситуаций по методике К.Томаса для всех учащихся является соперничество, но с различной степенью выраженности. Это объясняется тем, что находясь на этапе подросткового возраста, учащиеся стремятся добиваться своих интересов в ущерб другим, не очень заинтересованы в сотрудничестве с людьми, но зато способны на волевые решения. Неблагоприятные социальные условия накладывают отпечаток на степень выраженности данного неконструктивного стиля регулирования конфликтных ситуаций.
Это подтверждают и данные, полученные по методике Т.Лири. У большого количества учащихся наблюдаются проблемы в межличностном общении - преобладает тенденция к доминированию.
Немаловажным фактором изучения данной проблемы является ситуативная тревожность подростков, которая была отслежена с помощью методики Ч.Спилбергера. Подросток, имеющий высокий уровень ситуативной тревожности, неадекватно переоценивает степень опасности в ситуации конфликта. Это выражается в том, что тревожность проявляется лишь в определенном контексте какой-либо проблемы.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что учащиеся слабо владеют навыками конструктивного межличностного общения. Чтобы уметь достойно выйти из создавшейся конфликтной ситуации ученик должен адекватно оценить и увидеть себя со стороны.
В процессе работы был использован комплекс ролевых игр, входящих в тренинг коммуникативных умений, которые направлены на формирование конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, уменьшающих чрезмерное напряжение и тревожность в ситуациях общения: «Взаимное интервью», «Контакты», «Моя эмоциональная собственность», «Букет цветов», «Новое платье», «Контроль конфликтной ситуации».
По окончании серии практических занятий проводилась повторная диагностика испытуемых. Результаты выходных срезов имели положительный эффект.
Так, анализируя соотношение полученных результатов по методике К.Томаса у учащихся стал превалировать конструктивный способ выхода из конфликтных ситуаций – сотрудничество и снизилась степень выраженности неконструктивного стиля общения, а именно, соперничества.
Анализируя количественные показатели по методике Т.Лири, у учащихся снизился средний коэффициент доминирования и увеличился коэффициент дружелюбия. Это говорит о том, что в процессе проведения ролевой игры создаются условия, которые наиболее благоприятны для формирования конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций и уменьшающих чрезмерное напряжение в ситуациях общения.
Из этого можно сделать вывод о том, что, проводя ролевые игры в группе подростков, получен самый высокий результат работы по снижению показателя «доминирование» и увеличению коэффициента дружелюбия, так как проигрывание ролей является одним из важнейших компонентов формирования социальных навыков в подростковом возрасте.
Полученные результаты по методике Ч.Спилбергера свидетельствуют о росте низкого уровня ситуативной тревожности и снижении высокого, что способствует развитию конструктивного общения учащихся подросткового возраста.
Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и непростыми житейскими ситуациями. Она помещает ученика в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире. Это подтверждают результаты, полученные по методике Т.Лири, где учащиеся показали повышение показателей дружелюбия и снижение уровня доминирования.
2. В процессе использования в работе ролевой игры учащиеся развивали навыки межличностного общения, прибегали к практическому опыту, используя различные ситуации. Ведь от навыков межличностного общения, которые относятся к наиболее ценным качествам, какими может располагать человек, зависит уровень сформированности конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций. Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально, т.к. она влияет на качества личности, не давая развиваться, например, ситуативной тревожности, что наглядно видно из результатов анализа по методике Спилбергера.
3. Практика ролевой игры доводит до сознания ученика и тот факт, что некоторые аспекты поведения такие, например, как развитие хороших отношений с людьми требуют особого умения в той же степени, что и управление машиной или игра в мяч. Это подтверждается результатами по методике К.Томаса. Более того, ролевая игра показывает, что с навыками конструктивного общения не рождаются, а им можно научиться. Ролевая игра требует от учащихся действий, а не пустых разговоров.
4. Главным достоинством ролевой игры, которое разделяют с ней все игровые и моделирующие упражнения, является то, что она в высокой степени мотивирует учеников и обеспечивает им простую, непосредственную и быструю обратную связь относительно последствий их действий. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно и тонко, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам, и даже если это было бы возможно, ученикам не удалось бы продвинуться без получения постоянной обратной связи, касающейся их поведения.
Выводы.
В ходе ролевых игр учащиеся приобретают более глубокие знания важнейших теоретических положений межличностного общения, а также навыки практического применения конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, в рамки которых сможет вместиться их будущий опыт.
Ролевая игра как форма организации работы по формированию навыков конструктивного поведения в конфликте является средством интенсификации обучения групповому общению.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения и воспитания, удовлетворяющие потребность подростков в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых заданий и упражнений. Использование разнообразных приемов способствует закреплению явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности ребят такого сложного возрастного этапа. Широкие возможности для активизации учебно-воспитательного процесса дает использование ролевых игр.
Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к решению проблемных ситуаций.
Игра активизирует стремление ребят к межличностному контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.
Таким образом, ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению межличностного общения. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Учитель же лишь управляет данным процессом.
В процессе работы подтвердилась актуальность и практическая ценность использования ролевых игр с учащимися подросткового возраста, поскольку в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения активные методы работы существенным образом отличаются от известных и распространенных методов, которые направлены, в первую очередь, на пассивную передачу знаний, умений и навыков. Подтверждением этому являются отзывы учащихся, участвовавших в работе. Они отметили, что ролевые игры, проведенные в тренинге коммуникативных умений, дали возможность более грамотно и конструктивно решать конфликтные ситуации, возникающие в процессе контакта в диадах «Ученик-Ученик», «Ученик-Учитель», «Ребенок-Родитель», помогли раскрыть свой потенциал в сфере общения, обогатили опытом решение проблемных ситуаций в межличностном общении.
Рекомендации.
Полученные результаты в ходе работы, говорят об эффективности использования ролевой игры для формирования конструктивных способов межличностного общения подростков в процессе выхода из конфликтных ситуаций. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакция на эти сигналы содержат в себе ключи к эффективной межличностной коммуникации и может помочь педагогам и психологам повысить эффективность работы по формированию навыков конструктивного межличностного общения подростков.
Ролевая игра также обладает большими обучающими и воспитательными возможностями:
1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах.
2. Она обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива.
3. Технология ролевой игры предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое «Я», но через «Я» соответствующей роли.
4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала.
5. Способствует формированию сотрудничества и партнерства.
При правильной постановке работы игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитывающее значение. Ролевую игру можно использовать для организации школьного ученического самоуправления, для решения ряда воспитательных задач.
Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся знакомятся с технологией коммуникативных действий в процессе межличностного общения.
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1995. - 400с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 246с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - 224с.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология взаимоотношений.Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М.: Прогресс, 1988. - 400с.
5. Берн Э. Трансактный анализ в группе. - М.: Лабиринт, 1994. - 74с.
6. Бородкин В.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - М.: Просвещение, 1989. - 67с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
8. Григорьева Г. Основы конструктивного общения. - М.: Совершенство, 1997. - 171с.
9. Гройсмая А.Л. Проблема ролевой психотерапии /Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Наука, 1979, - 280с.
10. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности. – М.: РПА, 1997. - 310с.
11. Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе. - М.: Педагогика, 1996. - 84с.
12. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., Просвещение, 1995. - 360с.
13. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 56с.
14. Киппер Д. Клинические ролевые игры. - М.: Независимая фирма «Класс», 1993. - 219с.
15. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. - 144с.
16. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. - 256с.
17. Леви В. Нестандартный ребенок. - М.: Советская школа, 1991. - 256с.
18. Немов Р.С. Психология. Часть І. - М.: Просвещение, 1995. - 576с.
19. Немов Р.С. Психология. Часть ІІ. - М.: Просвещение, 1995. - 496с.
20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М. Просвещение, 1996. - 352с.
21. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-сихологический тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216с.
22. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.
23. Самоукина Н.В. Игры в которые играют...- М.,: Просвещение, 1995. - 160с.
24. Скотт Дж. Конфликты. Пути их преодоления. - К,: Прогресс, 1991. - 346с.
25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р.-на-Д.: Феникс, 1999. – 672с.
26. Терлецкая Л. Основы моделирования ролевой игры в тренинге партнерского общения /Психолог-вкладка, 2003, № 37.
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915