Внеклассное занятие по литературному чтению. Урок – игра. «Всё наоборот или игра слов» по стихам Г. Остера, Д. Хармса, И. Токмаковой, Э. Мошковской, Ю. Мориц, Г. Сапгира, Б. Заходера, К. Чуковского, Э. Успенского.
Учитель начальных классов
Осипова Евгения Юрьевна
Внеклассное занятие по литературному чтению.
Урок – игра.
«Всё наоборот или игра слов» по стихам Г. Остера, Д. Хармса, И. Токмаковой, Э. Мошковской, Ю. Мориц, Г. Сапгира, Б. Заходера, К. Чуковского, Э. Успенского.
Внеклассное занятие по литературному чтению.
Урок – игра.
«Всё наоборот или игра слов» по стихам Г. Остера, Д. Хармса, И. Токмаковой, Э. Мошковской, Ю. Мориц, Г. Сапгира, Б. Заходера, К. Чуковского, Э. Успенского.
Цели: Учить видеть в шуточных стихах главную мысль, привлечь внимание к красоте стихотворной шутки; воспитывать умение общаться в коллективе; развивать творческие способности, познавательный интерес.
Класс делится на 5 команд. Каждая команда заранее получает задание: 1) выбрать представителя, который выразительно прочитает, заданное учителем стихотворение;
2) всей командой инсценировать отрывок из «Вредных советов» Г. Остера. По желанию его можно иллюстрировать. На доске: фотопортреты поэтов(названных выше).
Ход урока:
Учитель: В 20-30-х годах двадцатого века в городе Ленинграде (теперь он называется Санкт-Петербург) несколько талантливых поэтов объединились в группу, которую назвали ОБЭРИУ. (показывается аббревиатура на карточке).
Это расшифровывается так: Общество реального искусства. Какая буква осталась нерасшифрованной?
На вопрос «Почему «У»?» участники литературно-поэтической группы отвечали «потому, что кончается на «У», для веселья!». Вот такими же весёлыми, иногда непонятными для читателя без ФАНТАЗИИ, были и стихи обериутов.
В эту группу вошли поэты Д.Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров, Н. Заболотский. Эти поэты смело экспериментировали с речью, придумывали новые слова, звукосочетания, замечали в обычном необычное, давали новые ощущения жизни рядовым предметам.
Так и маленькие дети, когда учатся говорить, по-своему воспринимают и переиначивают слова. На это обратил внимание поэтов К. Чуковский и использовал это свойство детской речи в своих стихах и сказках, называя его словотворчество.
Давайте и мы попробуем угадать значения слов, придуманные детьми.
Сердитки, никовойный, всехний. А кто такая МЫХА?(большая мышь) Вот и поэты стали использовать эти слова в своих стихах:
«Изо всех щенячьих сил
Нищий ЩЕН заголосил» Маяковский.
А что такое МАЗЕЛИН (то, что мажут), КОПАТКА, КОЛОТОК, КУСАРИКИ (то, чем кусают)? Что значит ОТМУХИВАЮСЬ, РАСПАКЕТИТЬ, НАЛУЖИЛ, ХОРОШО ПРИУДОБИЛСЯ, УЖЕ НАМАКАРОНИЛСЯ?
Стихи с новыми словами, с новым осмысливанием слов, весёлая путаница их, называются ИГРОЙ СЛОВ. Сегодня на уроке мы и понаблюдаем, как играют со словами поэты.
I тур. Знаменитая поэтесса И. Токмакова придумала новое слово, посмотрите, как она с ним играет в стихах.
Звучит стихотворение «Плим», подготовленное первой командой.
(За хорошо подготовленное задание, за ответы на вопросы тура, команды получают «ОЧКИ» - конфеты. У кого больше конфет, тот и победил)
Задание первого тура: «Придумай рифму»:
1 команде: Сапгир: «В стране Хохотании жили смеянцы.
Любили смеянцы веселье и »(танцы).
2 команде: Токмакова: «В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает .» (молочко)
3 команде: Сапгир: «Весёлый толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого похожа буква (Б)»
4 команде: Э. Успенский: «Ехал кактус на коне
Вёл старушку на ремне,
А Ванюша в это время
Мыл собачку на .» (окне)
5 команде: Сапгир: «Наши кошки живут в гнезде
Летают везде
Прилетели во двор,
Завели » (разговор)
КТО ПЕРВЫЙ: « В дверь диетической столовой
Вошёл дракон . (семиголовый)
«Никто с ним, правда, не знаком
Но знают все зато
Что виноват всегда во всём
Лишь он один »(никто)
II тур: Ребята, а для чего нужны такие игры со словами? (весело, развивается чувство юмора, а чаще для того, чтобы «умную» мысль спрятать, дабы другие разгадали.)
Вы уже заметили, что поэты не только сочиняли новые слова, но и в старых находили новый смысл, переиначивали их, чтобы получалось весело и поучительно.
Звучит стихотворение Э. Мошковской «Кислое», подготовленное второй командой:
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо кислое,
В кислом небе кислое
Облако повисло
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасное
Кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
Что значит «кислое» настроение? О чём стих? (Ничто не в радость, когда плохое настроение)
Звучит стихотворение Ю. Мориц «Обида» А оно о чём?
Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста
И в обиде я обидел
И щеночка и кота
Я в обиде съел пирог
И в обиде я прилёг,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!
Не важно из - за чего обиделся, важно, что самому от этого плохо, плохо и тем, кто ни в чём не виноват.
Задание второго тура: «Отгадай поэтическую загадку»
Вам нужно не только отгадать загадку, но и определить «местожительства» отгадки.
Каждой команде текст: Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На она живёт:
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска её боится! ( ответ: улыбка, на лице)
III тур: Играя, писатели прислушиваются к звукам слов, меняют буквы. ПОМНИТЕ у Б. Заходера: «Кот огромный, просто страшный.
Кит был маленький, домашний.
Кот плывёт по океану,
Кит на кухне ест сметану». Или просто склеивают слова: «Это южный КТОТОТАМ, я его придумал сам».
« Что за ЛИ?
Что за МОН?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут лимон,
Сразу станет кисло!»
Задание тура: Строчки рассыпались, нужно собрать их в стихи и сказать о чём они.
Выясняются странные вещи:
А под столом был мой дом!
Уменьшаются старые вещи
Что-то стало с нашим столом.
И я перестал помещаться!
И уменьшалась кровать
И книжная полка – ниже
И кровать пришлось продавать.
И я дотянулся до книжек!
Я был на счастливом острове.
И там грузовик мой валялся,
И там была чашечка белая
И лампа была не разбитая,
Который давно потерялся!
Там я катался на ослике!
Опять совершенно целая!
И мама была не сердитая!
А должны получиться стихи Э. Мошковской.
IV тур: Ещё, веселясь, поэты сочиняли всяческие небылицы. Помните у Чуковского «Свинки замяукали: МЯУ, МЯУ
Кошечки захрюкали: ХРЮ, ХРЮ.
А лисички ?
Чем тушили? (пирогами, да блинами)
Или знаменитое «Ехала деревня мимо мужика»
Звучит стихотворение, подготовленное 4 командой. Э. Успенский «Ехал Ваня на коне» О чём это стихотворение? Тот, кто хвастается – смешон.
Звучит стихотворение, подготовленное 5 командой. Ю. Мориц:
Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
Я - горчица, я - лимон!
Я закрылся на ремонт!
Вот и кончились метели,
Табуретки прилетели,
На ветвях поют слоны,-
Здравствуй первый день весны!
Учитель: Вот ещё: « Вагоны – это стулья,
А паровоз – кровать,
А если ты не веришь, то можешь не играть!»
Задание 4 тура: Исправить путаницу:
Пингвины – жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шофёры знают толк в малине,
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине.
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Колючий лев в траве таится,
Могучий ёж не знает страха,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада
Переставьте всё как надо!
V тур: Г. Остер пошёл ещё дальше. Он придумал «Вредные советы». Но не просто так: вот что он написал в своём предисловии: «Недавно учёные с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё любят делать наоборот. Им дают полезный совёт: «Умывайтесь по утрам» - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» - они тут же начинаются не здороваться. Учёные придумали, что таким детям нужно давать неполезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот и получится как раз правильно. Эти советы для непослушных детей, послушным детям их можно слушать только привязавшись к стулу.»
Каждая команда инсценирует заранее выученные отрывки.
Звучат стихи, выбранные ребятами на заданную тему, заявленные заранее. Это приносит дополнительные баллы команде.
Подведение итогов.
К. Чуковский вспоминал, что кавардаком раньше называли дорогое и вкусное яство, которым лакомились главным образом цари и бояре. Но миновали годы и этим словом стали называть варево вроде болтушки. Туда бросали что попало: и рыбу, и сухари, и кислую капусту, и лук. А потом ещё через несколько лет к тому же слову прочно прикрепилось значение неразбериха, беспорядок. Так и называется стихотворение, которое сейчас нам инсценируют ребята.
Кавардак.
Из передней крикнул папа:
- У меня пропала шляпа!
- Пустяки, - сказала мама, -
Ковш пропал, вот это драма!
Шляпа в кухне, эх растяпа!
- Ковш в передней! - крикнул папа. –
Ну, скажи-ка мне сейчас,
Кто рассеянней из нас?
Возразила мама пылко:
- У меня порядок в кух
Ой, а что тут за бутылка? –
Удивилась мама вслух. –
Чуть я было в запеканку
Не вкатила валерьянку!
Безобразие! Ужасно!
Где растительное масло?
Папа ищет: - Где очки?
Мама: - Где же кабачки?
Кабачки нашлись в коробке
Из-под папиных сапог
- Нет, - заметил пап робко, -
Так напутать я не мог!
С горя папа взял конфеты
Под названием «рачки»,
А на папу из буфета
Грозно глянули очки!
Мама мечется по кухне
Непривычно злая.
Заявила мама сухо:
- Ужин запоздает!
Папа горестно вздохнул,
В холодильник заглянул, -
То, что там лежало мыло,
Папу мало удивило.
- Ох, - шепнул он, - отчего
Столько беспорядка? –
Тут мелькнула у него
Смутная догадка.
- Слушай, - он спросил Егорку, -
Что ты делал, крокодил?
- Генеральную уборку
Я весь день производил!
13PAGE 15
13PAGE 14215
15