Сценарий родительского собрания Как мы воспитываем наших детей (10 класс)
Родительское собрание в 10 классе на тему:
КАК МЫ ВОСПИТЫВАЕМ НАШИХ ДЕТЕЙ
Цели:
1) получить сведения об отношениях между детьми и родителями;
2) выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают применять родители;
3) содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете.
Участники: родители,
учитель,
психолог.
Оборудование:
анкеты для детей,
анкеты для родителей,
памятка-совет,
три альбомных листа,
жетоны 3 цветов.
Ход проведения:
1. Организационный момент.
При входе в класс родители берут жетоны одного из трех цветов и занимают места в одной из микрогрупп по цвету жетона.
2. Председатель говорит о теме собрания и объясняет цели работы.
3. Избирается рабочая группа.
4. Выступает классный руководитель, который делает анализ анкетирования учащихся и приводит доводы актуальности темы родительского собрания.
5. Работа в микрогруппах.
1-я группа – текст "Обнять, прижать, тормошить..."
вопросы: "Нужно ли ребёнка ласкать? Не будет ли это баловать его?"
2-я группа – текст "Ремень по наследству"
вопросы: "Нужно ли наказывать ребёнка? Как? Оправдывают ли себя физические меры наказания?" 3-я группа – текст "Из биографии Саньки..." вопрос: "Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений между членами семьи?"
(тексты из Л. Рыбина, Е. Агашкова, И. Никонов "Калейдоскоп родительских собраний").
Обсуждения в группах 10-12 мин.
6. Рабочая группа анализирует ответы.
7. Выступление психолога.
8. Решение родительского собрания.
9. Родителям вручаются памятки-советы.
Влияние семьи на формирование ответственного поведения ребенка.
В настоящее время подросток поставлен в жесткие условия социализации, связанные с кризисным моментом развития общества, с темпом социальных, экономических изменений. Нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки стали преобладать в жизни современного человека. Многие подростки в поисках выхода из этого состояния начинают употреблять алкоголь и наркотики. Как уберечь наших детей от этого страшного недуга, ведущего к деградации личности и потере здоровья, к безвременной смерти? Многие ученые мира ломают над этой проблемой голову: создают научные программы, пишут научные труды… Но пожар легче предупредить, чем его тушить. Поэтому нам необходимо с раннего детства прививать жизненно важные навыки, научить быть уверенными в себе и принимать решения. А все это начинается с психологического климата в семье и любви, которую дети чувствуют с рождения.
Хочу обратить ваше внимание на одну очень древнюю притчу. Послушайте ее.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плач новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- А потому что именно ему жить в будущем.
Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?
Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым. И никто из любящих родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. …
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И все это – надежды и мечты его родителей.
А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Юность и ее психологические проблемы.
“Мы и взрослые” – постоянно возникает у ребят в подростковом возрасте. Одна из важных потребностей переходного возраста – освобождение от контроля и опеки взрослыми (родители, учителя). Семья – самый важный фактор в воспитании ребёнка, на него влияет всё и воспитание, которое дают ему родители и внутрисемейная атмосфера.
Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 25 лет). это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Значительная часть молодежи в юности начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Именно в юности человек погружается в амбивалентные состояния всепоглощающей любви и неудержимой ненависти. Юноша, обретая потенциал личности, входящий в пору своего второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально создает огромное количество проблем.
Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста.
Все качественно новые особенности личности старшеклассника связаны не столько с формированием психических функций, сколько с кардинальными изменениями в структуре и содержании личности школьника: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания («Я-концепция»), самоопределение (психосоциальная идентичность, поиск смысла жизни, восприятие психологического времени) и другое.
Психологические трудности юношеского возраста.
Психофизиологический уровень Психологический уровень
Незавершенность физического развития.
Синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность).
Неустойчивость эмоциональной сферы.
Высокий уровень личностной тревожности.
Особенности высшей нервной деятельности. Задержка развития теоретического мышления.
Отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти.
Нереалистичность воображения.
Несформированность волевой сферы.
На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы:
проблема самосознания;
проблема личностного роста;
неадекватный уровень притязаний;
несформированность жизненных планов;
несформированность потребностей;
несовпадение учебных и профессиональных интересов;
низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее.
Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…
Стили воспитания
Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей:
1) авторитарный
2) демократический
3) попустительский
4) хаотический
5) опекающий
Кроме стилей воспитания, психологами выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.
Типы воспитания, которых следует избегать:
«Кумир семьи».
Ребенок обожаем, любим
Любая прихоть ребенка – закон
Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
Растет капризным, своевольным эгоистом
Освобожден от всех обязанностей
2. «Гиперопека».
Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста
Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
Растет безвольным, трудности в общении
3. «Гипоопека».
Ребенок предоставлен сам себе
Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания
Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
4. «Ежовые рукавицы».
Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются
Внушают лишь подчинение
Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь
Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста
5.«Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».
На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно
непосильная для его возраста
Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях
Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
6. «Воспитание «в культе болезни».
Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием
Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им
Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего
Ждет сочувствия и сострадания от всех
С трудом приспосабливается к действительности
А вы задумывались, какой из этих типов используется Вами? Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.
АНКЕТА ДЛЯ МАМ.
1. Семилетняя Мила с плачем возвращается со двора и жалуется, что подралась со своими сверстниками, которые ей надоели:
А) идёте с дочерью во двор, чтобы рассудить всех и накричать на виновных;
Б) советуете ей вернуться и самой помириться;
В) велите ей остаться дома и поиграть одной.
2. Трёх месячный Петя лежит в кроватке и плачет, хотя сух, сыт и здоров:
А) успокаиваете, даёте соску;
Б) берёте на руки, ласково говорите с ним
В) ждёте, когда накричится и уснёт.
3. Одиннадцатилетний Саша украдкой взял деньги и потратил с ребятами:
А) беседуете, увеличиваете карманные деньги;
Б) в беседе решаете, что Саша вернёт деньги по частям, но наказания нет;
В) Саше достаётся нагоняй, не дают больше денег.
4. Пятнадцатилетняя Надя вовремя не вернулась с вечеринки:
А) не позволяете Наде две недели никуда ходить;
Б) обсуждаете с ней ситуацию, устанавливаете новое время, если не повторится опоздание;
В) считаете, что это не проблема, ведь она уже подросток, а не ребёнок.
5. Шестилетний Витя испортил куклу сестры – плач, крики, скандал:
А) извиниться и отдать свою игрушку;
Б) вместе с Витей чините игрушку;
В) забираете его любимую игрушку в наказание.
6. Двенадцатилетняя Вера получила много двоек и скрыла. Она плачет и отчаивается:
А) сердимся зато, что утаила, запрещаем гулять – делает уроки;
Б) успокаиваем, решаем поговорить с учителями о трудностях, чтобы помочь с уроками;
В) беседуем о её ответственности, потому что не попадёт в институт.
7. Девятимесячная Аня с восторгом бросает из кроватки свои игрушки, плачет:
А) берёте её на руки, играете;
Б) собираете игрушки в кроватку;
В) не обращаете внимание.
8. В 10 вечера семилетний Паша не может заснуть и заходит несколько раз к родителям:
А) обещаете мороженое, если сегодня уснёт;
Б) решительно отправляете спать, в субботу дольше посидит с взрослыми;
В) если не заснёт, то будет наказан.
9. Семилетний Костя не хочет, есть, капризничает:
А) даёте другую еду;
Б) позволяете уйти, на ужин дадите то же самое – условие;
В) не терпите капризов, не выходит, пока не съест.
10. Шестилетняя Наташа едет в автобусе, плохо себя ведёт, кричит на мать:
А) не реагируете, ведь она ребёнок;
Б) сдержанно, но решительно успокаиваете;
В) даёте шлепка, грозитесь разобраться дома.
11. Семнадцатилетняя Лариса пошла к подруге, но выяснилось, что вместо этого ушла на танцы:
А) запрещаете дружить с этой подругой;
Б) объясняете, что это обман и потеря доверия, просите объясниться;
В) считаете взрослой, должна разбираться во многом сама.
12. Миша сидит за уроками, а под тетрадками интересная книга, игра:
А) делаете за Мишу уроки, но в наказание не ходит неделю гулять;
Б) разговариваете, выясняете причину, помогаете, если нужно;
В) без слов забираете книжку и выходите из комнаты.
Подсчитайте очки за каждый ответ – А – 5 балл,
Б – 3 балл,
В – 1 балл.
1 тип
От 12 – до 29 очков 2 тип
От 30 – до 44 очков 3 тип
От 45 – до 60 очков
Вы принадлежите к типу
матерей, у которых основ-
ной ошибкой, является
отсутствие доверия к собственному ребёнку. Вы часто вмешиваетесь в его дела. Мечетесь между чрезмерной снисходительностью и суровостью. Стараетесь устранить на пути ребёнка все преграды. Постоянно всё решаете за него, вечно боитесь, что он сможет сделать плохое, накликать на себя беду. Балуете, но держите в клетке. Требуете, чтобы он верил вам, но сами не очень доверяете ему. Любя, часто не понимаете ребёнка и его настоящих потребностей.
Вы относитесь к типу матерей рассудительных и понимающих своего ребёнка. Представляете ему столько свободы, сколько положено в его возрасте. Понимаете, что ребёнок должен сам приобретать жизненный опыт, даже если опыт этот огорчителен, что он должен, возможно, раньше научиться отвечать за свои поступки. Не тираните ребёнка, но окружаете бдительной, сдержанной опекой, стараетесь понять его в любой ситуации и в любом возрасте. Вы являетесь "удобной" для ребёнка матерью. Это значит, что охотнее вы применяете те методы воспитания, которые не требуют от вас особых усилий и понимания интересов ребёнка и его психики. Вы склонны столкнуть с себя ответственность за ребёнка, дать ему свободу, может быть, даже чрезмерную, только чтобы не обременять себя лишними заботами. Свято верите, что лучший способ воспитания – наказание; считаете, что хорошо иногда припугнуть ребёнка. Не стараетесь его понять, потому что не считаете, что для процесса воспитания это необходимо.
Заканчивая разговор о выборе правильного типа воспитания, хотелось бы остановиться на одном мудром высказывании:
Если ребенка постоянно критикуют, он учится….(ненавидеть)
Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)
Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)
Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)
Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)
Уважаемые родители, помните о том, что ребенок – путник вечности, и именно в нем будет, как в зеркале, отражено ваше будущее.
8. Принимается решение родительского собрания:
Итак, уважаемые родители, мы поработали с вами над одной из актуальных проблем сегодняшнего дня – о психологическом комфорте в семье, как факторе защиты ребёнка от вредных привычек. Я думаю, работая над правилами эффективного общения, вы ещё раз оценили свои возможности не допустить озлобления, отчуждения детей, наладить более тесный контакт и каждый день дарить доброту души своей. Ведь от этого зависит, каким станет ребёнок, как сложится его судьба, кем он будет.
1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия.