Итоговый урок проекта «Охрана редких животных Ленинградской области»


Итоговый урок проекта
«Охрана редких животных Ленинградской области»
в рамках программы «Введение в изучение родного края».

Творческое название проекта «Будь природе другом».


Цели:
1.Познакомить учащихся с редкими животными Ленинградской области.
2. Познакомить с тем, как человек сохраняет исчезающие виды.
3.Сформулировать важнейшие правила поведения детей в природе, направленные на её сбережение.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5.Формировать у учащихся навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации.
6.Формирование навыков работы в команде.

Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами проводим итоговый урок по нашему проекту.
Прежде чем мы сформулируем тему нашего урока, вы должны разгадать кроссворд. (работа в группах)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончил лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков.
2.Я румяную Матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка
упадёт сама в траву.
3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
4.Есть в реке работники, 5. Скачет зверушка,
Не столяры, не плотники, Не рот, а ловушка.
А выстроят плотину – Попадут в ловушку
Хоть пиши картину. И комар, и мушка.

Чашки и блюдца не тонут и не бьются.
Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.
Надели коняшки морские рубашки.
-Какое слово получилось в выделенных клетках? (ПОМОГИТЕ)
-Кто может так к нам обратиться?
-Да, так могут к нам обратиться животные, которых становится всё меньше и меньше, редкие виды.
Сегодня мы будем с вами говорить об Охране редких животных Ленинградской области.
-К концу урока мы должны подвести итоги работы над проектом и ответить на вопрос:
ПОЧЕМУ НАДО ОХРАНЯТЬ РЕДКИХ ЖИВОТНЫХ?
Отчёты групп.
Группа Кати должна была дать ответ на вопрос
«Почему животных некоторых видов становится меньше?»
Дадим им слово.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть ещё причина-разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери и птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детёнышей вывести.
Людям нужен лес, ведь из него делают бумагу и мебель, и человек нещадно вырубает леса. А несчастные лесные жители лишаются своего привычного дома и погибают.
С тех пор, как человек начал свое наступление на природу, многие сотни и тысячи видов растений и животных исчезли с лица Земли. Уже к 1900 году на Земле совершенно исчезли 65 видов млекопитающих животных и 140 видов птиц. А в наши дни около 600 видов позвоночных животных находятся на грани полного истребления.

2) Вспомните, как называется книга, в которой помещены данные об исчезающих видах животных и растений?
-Сегодня мы с вами будем знакомиться с редкими животными Красной книги Ленинградской области. Вот так выглядят 1 и 2 том Красной книги нашего края. В 1 томе содержится перечень охраняемых территорий, во втором- сведения о редких растениях, а в третьем - о редких животных.
-С ними нас сегодня и познакомят следующие группы. А вы внимательно слушайте их сообщения и приготовьтесь отвечать на вопросы. (работа с картой у каждого ученика по местам обитания редких животных)
3) Группа Миши разыскивала информацию о редких птицах, обитающих на нашей земле.
Филин – сообщение Артёма.
Малый лебедь-сообщение Кати
Орлан – белохвост – сообщение Никиты.
4) Группа Максима познакомит нас с редкими зверями нашего края.
Нерпа- сообщение
· Насти.
Росомаха- сообщение Павла.
Европейская болотная черепаха – сообщение Артёма.
Пятнистый олень-сообщение Максима.
5)Группа Кати приготовила сегодня для вас необычное задание.
-Ребята работали над составлением правил поведения в природе.
-Свои правила они изобразили в виде рисунков. Сейчас каждая команда должна отгадать, какое правило поведения в природе изображено на рисунке.
-На обсуждение у вас 30 секунд.
-Слушаем 1 команду., 2 команду., 3 команду.
( группа Кати оценивает ответы и даёт пояснения)
Подведение итогов.
6) Как же человек охраняет животных редких и исчезающих видов?
На этот вопрос отвечала группа Дениса.
Слово им.
Для охраны леса и животных человек создает заповедники и заказники.
-Но прежде чем ребята расскажут нам об охраняемых территориях Ленинградской области, вы должны выполнить одно задание.
-Каждый ученик сейчас перевернёт карточку с заданием своего варианта. Надо прочитать текст на карточке, обсудить с соседом полученную информацию и ответить на вопрос:
ЧЕМ ЗАПОВЕДНИК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЗАКАЗНИКА?
(РАБОТА В ПАРАХ)
Заповедник это особо охраняемая территория или акватория, полностью изъятая из хозяйственного использования с целью сохранения всего природного комплекса, т.е. здесь запрещены все виды деятельности человека. Посещение заповедника возможно только по особому разрешению.
Заказники открыты для всех. Но здесь нельзя оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры, ездить на машинах и мотоциклах, гулять с собакой, кричать.
А в охотничьих заказниках также запрещается охота на какие-либо виды животных. Когда цель достигнута, их численность восстановлена, запрет на охоту снимается, т.е. заказник ликвидируется. Он организуется в другом месте, где есть такая необходимость.
-Подводим итог вашего обсуждения.
-А сейчас послушаем сообщения 1 группы о заповедных местах нашего края.
Нижнесвирский заповедник – сообщение Андрея.
(КАРТА ЗАПОВЕДНИКА)
Охрана зубров в Кавголовском лесопарке – сообщение Дениса.
(ФИЛЬМ О ЗУБРАХ)
Заповедники, заказники, памятники природы- сообщение Миши.
(САБЛИНСКИЕ ПЕЩЕРЫ)
(КАРТА ЗАПОВЕДНИКОВ)

Подведение итогов проекта.
-Давайте вспомним главный вопрос нашего исследования.
ПОЧЕМУ НАДО ОХРАНЯТЬ РЕДКИХ ЖИВОТНЫХ?
-Сейчас каждый из вас попробует ответить на этот вопрос (письменно),
а потом мы обменяемся мнениями. (3 МИНУТЫ)
-Итак, почему же надо охранять редких животных?

Проверочная работа.
-Вы проделами огромную работу по поиску информации, сегодня узнали ещё много нового, а теперь я проверю, какие знания каждый из вас получил в ходе нашего проекта.
-Возьмите лист с вопросами и ответьте на них.
-Кто ответит на 4 основных вопроса, подумает над дополнительным вопросом, ответ на который вы должны дать сами, т.к. мы об это не говорили сегодня.

Вопросы:
Почему некоторые животные находятся на грани исчезновения?
(выбери правильные ответы и отметь знаком +)
- изменяется климат планеты
- это результат бездумной деятельности человека
- становится меньше пищи в лесах
- чрезмерная добыча, охота
2. Назови трёх редких животных Ленинградской области.
3. Как называется документ, в котором помещены данные об исчезающих видах животных?
4. Как называется особо охраняемая территория, полностью изъятая из хозяйственного использования с целью сохранения всего природного комплекса, т.е. здесь запрещены все виды деятельности человека?
5* Подумай и ответь:
Где знакомят людей с редкими видами животных?
5. Подведение итогов урока.
6. Дом. Задание.
Изготовить в группах или индивидуально книжки-малышки в защиту редких животных для ребят из предшколы.