Выступление психолога на родительском собрании на тему Как воспитать в ребенке доброту. Причины детской жестокости


Как воспитать в ребенке доброту. Причины детской жестокости
Тема детской жестокости сегодня особенно актуальна, т.к. все больше таких примеров мы наблюдаем и в жизни, и в интернете, стараются и средства массовой информации. Создается ощущение, что раньше такого не было или это были единичные случаи, а теперь – сплошь и рядом.
Когда я обдумывала эту тему и размышляла над тем, как начать этот разговор, о чем говорить, на что обратить внимание, то была такая мысль: показать какой-то или новостной сюжет, или видео из Интернета, или фрагмент какого-то художественного или документального фильма. Как говорится, чтобы усилить эффект, чтобы все присутствующие прониклись мыслью о недопустимости жестокости и воодушевились на борьбу с этим явлением.
НО – реальность такова, что большинство людей, сталкиваясь с подобной информацией (именно, с информацией, не дай Бог столкнуться с этим в реальной жизни!), - или облегченно выдыхают «Это не с нами!» или пытаются по-разному отгородиться от этой травмирующей информации. Но если мы будем продолжать придерживаться такой политики (а именно, не замечать, отгораживаться, делать вид, что нас это не касается), то проблема решаться не будет, а будет только усугубляться.
Проблему выделили, назвали. Что дальше? Чтобы найти эффективные решения, нужно для начала разобраться с причинами, с истоками детской жестокости. Это можно сравнить с болезнью: если мы воздействуем на симптомы, то болезнь возвращается. Если мы устраняем причины, то наступает выздоровление.
Итак, причины детской жестокости.
Первое, по мнению психологов, самое важное – семейное воспитание. У ребенка каждый день перед глазами образец того, как общаются между собой члены семьи: мама с папой, родители с детьми, в том числе взрослые дети и их взрослые родители, дети между собой. А есть еще образцы общения членов семьи с социумом, т.е. с соседями, с коллегами, со школой. И дети все это видят и усваивают эти модели поведения, причем усваивают их некритично, они воспринимают это как должное. Поэтому если в семье принято хамить друг другу, или унижать, или даже применять рукоприкладство, то, соответственно, будет странно ожидать от детей другого поведения.
Бывает, что семья производит впечатление вполне благополучной, но стиль воспитания (гиперопекающий, или слишком властный) такой, что ребенок не способен дать отпор родителям, а агрессия, негативные эмоции копятся и, в конце концов, происходит разрядка, но уже вне дома – на улице, в школе.
Или наоборот, отсутствие в семье правил (что можно, что нельзя), попустительский стиль воспитания, отсутствие авторитетов, безнаказанность – также становятся причиной жестокости и агрессивности детей. Детям нужна «опора», они проверяют взрослых, «прощупывают» - насколько далеко можно зайти. Если не на что опереться, то легко пойти ко дну.
Еще один фактор – «эффект толпы». Особенно это свойственно подросткам. Опять же надо искать причины такого поведения. А они могут быть самыми разными. Например, демонстрация своей «силы» или «крутости». Тут важно понять, что это: желание быть принятым в определенную группу, или же у ребенка такие понятия о чести, достоинстве?
Другой причиной может быть желание завоевать или подкрепить свой авторитет.
Ещё одна из причин детской жестокости – затянувшийся конфликт между детьми, вышедший из-под контроля. Ситуацию вовремя не разрешили, не приняли меры, и она заканчивается уже открытым противостоянием, часто дракой.
Можно говорить в связи с нашей темой и о жестокости к животным. Что стоит за этим явлением? По мнению психологов, лет до 5-6 ребенком может двигать исследовательский интерес: а что будет, если я сделаю что-то жуку, кошке или еще кому-то? То есть цели причинить другому существу боль ребенок перед собой не ставит. Но если это уже школьник, и он мучает животных, то надо задуматься о причинах и не оставлять эти факты без внимания. Причины тоже могут быть разными, например, так ребенок отрабатывает накопившуюся агрессию (потому что тем, кто его обижает, он ответить не может, и начинает отыгрываться на тех, кто слабее или младше).
«Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными». (Шопенгауэр)
Это, конечно, не все причины и обстоятельства, при которых становится возможной детская жестокость. Но они чаще встречаются и с этими причинами нам под силу справиться. Каким образом?
1. Будьте внимательны к собственному ребенку. В смысле его психологического здоровья. Не поощряйте, но и не игнорируйте проявления агрессии и злости. Учите выражать свои чувства не кулаками или истериками, а словами, например: «Ты сейчас злишься» или «Ты расстроилась, тебе обидно». Развивайте эмоциональную сферу.
2. Должны быть четкие правила, что хорошо, что плохо; что можно, а что нельзя. Должна быть система санкций или «естественных последствий». Обязательно проговорите это и убедитесь, что ребенок понимает эти правила и готов их соблюдать. Только тогда уж и вы их соблюдайте.
3. Очень важно приучить ребенка к тому, что за каждый свой поступок он несет личную ответственность. Не выучил уроки – получил двойку – сам исправляй (или будь готов к тому, что плохая успеваемость отразится, например, на летних планах на отдых). Анализируйте вместе с ребенком его поступки, размышляйте о том, что хорошо, что плохо. Чтобы эти ценности были им приняты осознанно, стали частью его жизни, а не существовали отдельно.
4. Научите своего ребенка уважать чужую жизнь, чья бы она ни была.
5. Формируйте внутреннюю силу, уверенность в себе, лидерские качества. Оказывайте ему психологическую поддержку. Ваш ребенок должен быть уверен в том, что его любят, ценят не за «хорошесть». Необходимо сделать так, чтобы дети чувствовали себя нужными, независимо от материального положения, успехов в школе или каких-то неудач.
6. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Говорите о его собственных успехах, отмечайте его рост: «Сегодня у тебя это получается лучше, чем неделю назад».
Как воспитывать в детях доброту? А вообще, что такое доброта? Это способность уважать, понимать, прощать и жалеть других людей. Это одно из самых важных нравственных качеств, которое должно быть воспитано в человеке.
Для начала задайте самому себе вопросы:
- Является ли доброта ценностью для вас как для человека, родителя, профессионала?
- Почему так важно воспитывать ее в ребенке?
- Как вы можете этого достичь?
Когда вы сами найдете ответы на эти вопросы, вам станет легче и говорить на эту тему со своим ребенком и найдутся силы, время и желание делать добро.
Рекомендации для родителей учащихся младших школьников
В первую очередь, показывайте своим собственным примером, как можно решать проблемы продуктивно и гуманно. Не надо много говорить о доброте, надо делать добро. Обратите внимание на то, не расходятся ли ваши слова с вашими делами? Чтобы не получилось, как в выражении: «Делай не то, что я делаю, а то, что я говорю».
Обсуждайте со своими детьми все, что их волнует. Не только какие оценки в школе получил сегодня, но и что нового узнал, с кем подружился или поссорился. Как эта ситуация разрешилась.
Создавайте своим детям «ситуации успеха». Что это такое? Это когда вы точно знаете, что он может справиться с вашим заданием или поручением, а затем обязательно похвалите, отметьте его успех. Для чего это делать? Человек с адекватной самооценкой, знающий свои достоинства, свои сильные стороны, уверенный в собственных силах и в том, что его поддержат, – такой человек не станет подтверждать свою значимость или завоевывать авторитет среди сверстников силовыми, жестокими методами.
Читайте детям сказки. Но не просто читайте – обсуждайте поступки героев, варианты развития событий. И задавайте самый главный вопрос: чему эта история может тебя научить? Ведь именно через какую-то историю можно «прожить» многие ситуации, с аналогами которых ребенок столкнется во взрослой жизни. И через сказку значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Рекомендации для родителей подростков
Если говорить о подростках, то важно помнить, что ведущей деятельностью в этом возрасте становится общение со сверстниками. Авторитет учителя и родителей снижается. Это с одной стороны, а с другой подросток хочет, чтобы с ним взрослые общались на равных, как со взрослыми. Подросток хочет быть взрослым и самостоятельным. Используйте эти возрастные особенности:
- можно организовывать просмотр фильмов с последующим обсуждением,
- дискуссии на разные темы, обязательно спрашивайте «А как ты думаешь?»,
- настольные игры в семейном кругу, совместная деятельность.
Не забывайте выслушивать своих детей, не спешите критиковать их взгляды и высказывания. Конечно, они много не знают о жизни. Объясняйте, обсуждайте. Меняйте авторитарный стиль (когда вы указываете, приказываете, требуете) воспитания и общения на стиль авторитетный (когда вы становитесь для своего ребенка знАчимым и уважаемым человеком, к мнению которого он прислушается). Чаще обращайтесь к ребенку с просьбами, а не с указаниями.
- огромное значение по-прежнему имеет ваш личный пример.
Рекомендации родителям юношей и девушек
К 15-16 годам можно сказать, что личность в основном сформировалась, молодой человек уже знает, что он собой представляет на сегодняшний день. Внешние оценки, чужие мнения уже не влияют так сильно, как раньше, на его представления о себе и о жизни. Поэтому «воспитывать» уже поздно.
Что же делать? Давайте вспомним о возрастных особенностях. В этом возрасте молодой человек занят поисками не только в плане «Кем я буду?», для него актуальным становится вопрос «Каким я буду?». Основные устремления этого возраста — потребность в признании окружающих, в любви и в самосовершенствовании, самореализации.
Если у вас сохранились эмоциональные контакты с ребенком, то они выходят на новый, более высокий, сознательный уровень (в отличие от подросткового возраста, когда ребенок пытается наоборот «отделиться» от родителей, быть самостоятельным). По данным многочисленных опросов, проводившихся в России, старшеклассники больше всего хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков.
При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.
Поэтому для нас важно задуматься о том, какие ценности выходят на первый план для вашего ребенка, насколько доверительны ваши отношения, не потерян ли контакт с ним. Для чего? Чтобы оказывать «мягкое» влияние на мировоззрение, на ценности. Можно обсуждать жизненные перспективы, в том числе профессиональные; планы на будущее, способы достижения поставленных целей; анализировать различные возникающие трудности; удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье.
Важно помнить, что старшеклассник относится к близкому взрослому в какой-то мере как к идеалу. В разных людях он ценит разные качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах — в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. Он как бы присматривается к взрослым и обдумывает — каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители», 10% хотели бы походить на родителей «кое в чем».
Важно также создавать и сохранять семейные ценности и семейные традиции.
«Старайтесь быть добрыми к своим родителям. Если вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители — слишком близкая мишень: дистанция такова, что вы не можете промахнуться». (Иосиф Бродский)
Но самым действенным, эффективным способом «борьбы» с детской жестокостью является отсутствие этой самой борьбы… Вспомните школьный курс физики, а именно: опыты с сообщающимися сосудами. Если в одном сосуде количество жидкости увеличивается, то в другом – уменьшается. Давайте увеличивать количество добра в своей жизни, тогда уменьшится количество жестокости, злобы и непонимания.