Конспект-Урок на тему: Теоретические основы обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Оглавление:
Введение.
Проект урока.
Ход урока.
Презентация к уроку (Посуда).
Введение:
Педагогическая практика и психологические исследования показывают,что в массовой школе имеется значительное количество детей, к которым нужен специальный подход в процессе обучения. Среди них есть дети, которые по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций находятся в пограничной области между нормой и патологией. В обычной школе им очень тяжело.Они составляют тот «резерв», из которого вырастают отстающие, неуспевающие ученики. Особую группу таких детей составляют интеллектуально пассивные школьники.
Они не проявляют особой любознательности, не активны и не самостоятельны, им надо дополнительно объяснять учебный материал . Их устраивает, когда не трогают. Интересы сугубо приземлённые: хорошо поесть, погулять, иметь карманные деньги. Вместе с тем, эти ученики не имеют дефектологических отклонений .Причины интеллектуальной пассивности различны и, видимо, в ряде случаев связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатками воспитания и обучения. Учебная деятельность интеллектуально пассивных школьников отличается определёнными, сходными для всех возрастов, чертами. Выполняя учебное задание, требующее активной мыслительной работы, эти дети не стремятся его понять и осмыслить: вместо активного размышления они пользуются различными обходными путями, заменяющими его. Основной приём при выполнении устных заданий - заучивание без понимания - зазубривание. Заданный текст выучивается почти наизусть, маленькими частями, без выделения логических частей; материал пересказывают почти дословно, не могут ответить ни на один вопрос по тексту, плохо понимают содержание выученного. Примерно также заучиваются и художественные произведения, проходящие в школе. Изложения они пишут очень плохо, часто путают события излагаемого текста и многое пропускают.
Эти особенности у разных детей проявляются различно. У некоторых учеников они выражены более ярко и полно, у других - менее, У некоторых учеников «интеллектуальная пассивность» проявляется избирательно в отношении отдельных учебных предметов. У других школьников такие особенности проявляются во всей учебной работе.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.
В теории и практике логопедии под общим нарушениям речи (ОНР) (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.Это может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му – му, ав, ту – ту) до развёрнутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – Общее недоразвитие речи.
Причины речевых расстройств у детей:
Внешние:
- физические (проникающая радиация, электрошок, механические воздействия),
-химические (алкоголь, табака-курение, наркомания и т.д.),
-биологические (вирусы, бактерии, токсины насекомых).
Внутренние причины:
- возраст родителей,
- гормональные (иммунологическая несовместимость, резус – фактор),
- наследственная патология.
Семейные формы патологии (могут быть наследственными и ненаследственными, обусловленными укладом или обычаем в семье, наследственной предрасположенностью).
Органические причины:
- недоразвитие и поражение головного мозга во внутриутробном периоде, в момент родов (родовые травмы и асфиксии приводят к внутричерепным кровоизлияниям и могут захватить речевые зоны головного мозга),
-нарушения периферических органов речи (поражение слуха, расщепление нёба и т. д.),
- болезни матери: токсикозы, акушерские патологии,
- общей физической ослабленностью ребёнка, внутриутробной патологией, заболеванием внутренних органов, рахит, нарушением обмена веществ.
Социальные условия:
- соматическая ослабленность ребёнка,
- повышенная нервная возбудимость,
- сверхшумная обстановка,
- подражания,
- двуязычие.
Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе.
Проект урока.
Школа (образовательная организация) Школа №10.
Класс 2
Предмет Окружающий мир
УМК (указать название, автор) Тема урока Посуда.
Цель урока Образовательная или предметная (формирование, создание, изучение и т.д.)…..
Закрепить понятия чайная, столовая посуда.
Уточнить и активизировать словарь по теме.
Совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
Воспитательная (личностные УУД)……
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Коррекционно – развивающая (развитие…..)
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, координации речи с движением.
Развивать связную речь.
Задачи урока Изучить весь новый материал.
Повторить пройденный материал.
Выявить уровень знаний учащихся.
Проанализировать в ходе проверки, обнаруженные пробелы в знаниях.
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний.
Структура урока 1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Новый материал.
4. Музыкальная физ. Минутка.
5. Новый материал (продолжение)
6. Просмотр мультфильма.
7. Закрепление (обобщающая беседа)
8. Рефлексия.
Методы и приемы обучения Словесные: проблемно-поисковый.
Наглядные: объяснительно-иллюстративный.
Формы обучения
Индивидуальная, Парная, Групповая, Фронтальная .Средства обучения
(оборудование) Компьютер,
Мультимедийная система,
Презентация к уроку,
Мультфильм «Федорино горе»,
Карточки с опорными словами,
Кухонная посуда,
Поднос.
Планируемые результаты Личностные УУД:
Развивать способности к многогранному восприятию себя;
Формировать мотивационную основу образовательной деятельности, положительное отношение к занятию;
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам;
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности;
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в познавательной деятельности;
Метапредметные УУД:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ :
Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
Развивать умение работать с информацией и обмениваться её;
Формировать умение использовать полученную информацию;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
Формировать способность принимать познавательную задачу;
Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность;
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
Формировать навык работы в группе;
Создавать условия для продуктивного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Формировать умения слышать друг друга и понимать;
Помогать ребёнку в аргументации своего мнения;
Развивать мимику и пантомимику.
ХОД УРОКА.
Этапы урока
Цель этапа:
Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1.Организационный этап
Цель: Организация учащихся и рабочего места к уроку.
- Ребята, сегодня урок ознакомления с окружающим миром проведу я. Меня зовут Наталья Петровна.
- Встаньте, повернитесь и друг другу - улыбнитесь. Повернитесь теперь ко мне - улыбнитесь вдвойне. Тихо садитесь. Руки вот так положите (показ), меня на уроке внимательно слушайте, активно отвечайте и дисциплину соблюдайте.
Дети приветствуют учителя, ребят. Улыбаются и тихо садятся. Личностные УУД. Готовность и способность к саморазвитию имотивация к познанию нового.
2. Повторение пройденного материала на предыдущих уроках.
Цель: Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. (Презентация «Посуда»)
Давайте начнём сегодняшний урок с загадок! (Слайды 3-9)
Слайд 3 По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с едой отправляю в рот. (ложка)
Слайд 4 Не сделаешь причёску, Хоть похожа на расчёску. И совсем не пилка, Для котлет и мяса … (вилка)
Слайд 5 Словно блин, кругла она, Съел я кашу всю до дна. Глубокая иль нет – В ней всегда лежит обед. (тарелка)
Слайд 6 Я – тарелкина сестричка, Но сестричка – невеличка. На тарелке – кашка, А на мне-то – чашка. (блюдце)
Слайд 7 Если хочешь выпить чай - Так меня и получай, Распрекрасную милашку, Всю в цветочках, с блюдцем... (кружка)
Слайд 8 На плите – кастрюль начальник, Толстый, длинноносый … (чайник)
Слайд 9 Чайника подружка, Имеет два ушка, Варит кашу, суп для Юли. И зовут её … (кастрюля)
Слайд 10 Хочешь ты воды попить? Можешь из меня налить. На столе стою один, называюсь я … (кувшин)
- Как можно, одним словом назвать все эти предметы? Cлайд11 (Посуда)
- А что такое посуда? (Предметы, из которых едят, пьют, готовят пищу...)
Ответы учеников
Ложка.
Вилка.
Тарелка.
Блюдце.
Кружка.
Чайник.
Кастрюля.
Кувшин.
Посуда.
Предметы из которых едят, пьют, готовят пищу. Познавательные УУД. Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Постановка цели и задач урока.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения материала урока.
Мы сегодня вспомним, какая бывает посуда и из чего она может быть сделана.
- Скажите мне, пожалуйста, как вы считаете, для чего нужна человеку посуда? - Да, ребята, верно. (Слайд 12)
Посмотрите сюда: сколько разной посуды придумал человек. Люди делают посуду из дерева, металла, стекла, лозы, глины, фарфора и т.д.
- Как называется посуда из дерева?
- Как называется посуда из стекла?
- Как называется посуда из металла?
- Как называется посуда из глины?
- Как называется посуда из фарфора?
- И самое сложное – как называется посуда из лозы?
(Слайд 13) Вместо кастрюль на Руси были вот такие чугуны, вместо электрических чайников - вот такие самовары. Далее люди научились делать посуду из керамики, пластика и из других различных материалов. Сначала посуда была простая, как этот чугун, но потом люди стали украшать посуду разными узорами, как например, самовар.
Ответы учеников. Посуда нужна человеку, для того чтобы он мог культурно принимать пищу.
Деревянная посуда.
Стеклянная посуда.
Металлическая посуда.
Глиняная посуда.
Фарфоровая посуда.
Плетёная посуда из лозы Познавательные УУД. Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания
4. Музыкальная физ. минутка (гимнастика для глаз). (СЛАЙД 14). 5. Продолжение этапа актуализации знаний.
(Слайд 15) Учитель демонстрирует картинку столового, чайного сервизов и спрашивает:
- Как называется специальная посуда, которую используют в определенных целях: пить чай, есть суп или второе блюдо и рассчитанная на 6 или 12 человек?
- Как называется сервиз для чайной церемонии?(Слайд 16)
- Как называется сервиз из которого можно кушать суп и второе?(Слайд 17)
- Ребята, а ко мне вчера приходили гости и случайно перепутали чайный сервиз со столовым. Помогите мне найти чайные предметы и поставить их на поднос.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.
Сервиз.
Чайный.
Столовый.
Ребята должны на поднос поставить все предметы чайного сервиза. Познавательные УУД. Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Личностные УУД. Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.
Коммуникативные УУД. Умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Продолжение рассказа учителя:
Просмотр мультфильма «Федорино горе». - А знаете ли вы ребята, где изготавливают посуду?
Посуду изготавливают на фабриках, заводах, в мастерских. (Слайд 18) Есть известные на весь мир русские заводы: Санкт-Петербургский фарфоровый завод, фабрика Гжель, Гусь-Хрустальный, Хохлома, где изготавливают не просто посуду, а удивительные по своей красоте изделия. Из них люди пьют и едят по праздникам. Их можно увидеть в музеях и на выставках.
Обычная посуда тоже красива, если она сияет и блестит, т.е. чистая. Любая посуда требует бережного отношения. Она должна быть вымытой, высушенной, вытертой... Давайте вспомним произведение Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе» и посмотрим мультфильм. (Слайд 17)
Ответы ребят. Коммуникативные УУД . Умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Познавательные УУД.
7. Закрепление знаний. Обобщающая беседа: - Какую посуду вы увидели в мультфильме?
- А какие предметы, которые ушли от Федоры не являются посудой?
- Почему посуда ушла от Федоры?
- Так как нужно относиться к посуде? Тарелки, чайная посуда, стаканы, столовые приборы, самовар.
(утюги, стол, метла и т.д.Потому, что она была грязная, ленивая и не ухаживала за посудой.
К посуде нужно относиться бережно. Познавательные УУД. Поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель : Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке, оценка работы учащихся. Коммуникативные УУД.
Познавательные УУД.
Личностные УУД .9. - Подведение итогов урока. Рефлексия. - Что нового для себя узнали ребята. Что понравилось на уроке?
- Оценка работы учащихся.
Познавательные УУД. Поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей
Цели: учить группировать предметы домашнего обихода по их назначению; обобщить и систематизировать правила безопасного обращения с некоторыми предметами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся группировать предметы обихода; осознают необходимость соблюдения элементарных правил безопасности.
Формирование УУД
личностные УУД:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
регулятивные УУД
- умение точно выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение определять успешность своего задания.
познавательные УУД:
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;