Технологическая карта по музыке на тему Жанр опера.Опера Римского Корсакова «Сказка о царе Султане (4 класс)


Технологическая карта урока
Студентки _____Нетреба Анны ________________________________________________________________
Согласовано:
руководитель практики от ГБПОУ КК НСПК
_____________ ____Шведчикова Л.А._______
подпись Ф.И.О.
______________________________________
дата
Согласовано:
руководитель практики от базового ОУ
_____________ ____Юдина И. Э.__ ___
подпись Ф.И.О.
______________________________________
дата
Дата проведения: __________10 декабря 2015 года _________________________________________________________________________
Место проведения: ОУ ____МАОУ СОШ № 33________________________________________________, класс ______4а______________
Предмет __________музыка______________________________________________________________________________________
Тема урока ______жанр опера. Опера Римского Корсакова «Сказка о царе Султане» ____________________________________________
Тип урока ____получение новых знаий___________________________________________________________________________________
Дидактическая цель урока Развитие познавательной деятельности, умение слушать и слышать музыку._____________________
Задачи урока:
-обучающая___ _Знание музыкальных произведений при изучении курса музыки.________________________________________________
-развивающая Развитие навыков внимательного вслушивания, мышления, памяти. -воспитательная___ Привитие интереса к творчеству поэта А.С.Пушкина, его сказкам; привитие интереса к творчеству композитора __
Планируемые результаты:-Личностные_____умение работать в коллективе и быть ответственным за общее дело_______
-Метапредметные __организация рабочего места; своей работы на уроке__-Предметные___ повышение познавательной активности, знание краткой биографии композитора и поэта, основные произведения композитора__
Этап урока Время Формируемые УУД Действия учителя Действия учащихся Оборудование
Организация начала занятия 1 мин планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Витальевна, сегодняшний урок музыки проведу у вас я. Звенит звонок. Ребята входят в класс, готовятся к уроку и приветствуют учителя.
Актуализация знаний
Подведение к теме урока
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий
9 мин
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
учет разных мнений (К);
использование критериев для обоснования своего суждения (К).
С каким музыкальным театральным жанром вы знакомы?
Что такое балет?
- Слово «балет» произошло от итальянского слова balletto и от французского слова ballet, что означает танцевать, а на латинском языке ballo – танцую.
- А как танцуют?
- А вы знаете как называют танцовщиц балет?
Как называют авторов балета?
Приведите примеры балета известного композитора П.И.Чайковского.
Давайте вспомним немного о балете «Щелкунчик».
- Петр Ильич Чайковский, как и в других своих балетах, рассказал в нем о борьбе добра и зла. Нежное и преданное чувство героини этого балета – Маши – побеждает злые силы и освобождает от колдовства прекрасного юношу, которого колдун превратил в Щелкунчика.
Прослушаем отрывок из произведения.
В доме девочки Маши готовятся к Новогоднему празднику. Наконец раздаются звуки марша, дети радостно идут в комнату, где стоит праздничная, украшенная огнями и игрушками елка. (включается «Марш» из первого действия)
- На что похоже это произведение?
- Как вы определили, что это марш?
- Правильно, в нем четкий ритм, размеренность, барабанная дробь. Вместе с тем этот марш имеет отличительные черты: он детский, немного шутливый. Композитор использует в нем высокие звуки, будто звучат звонкие, чистые детские голоса. Но вот музыка меняется. Легкие, быстрые, отрывистые звуки создают впечатление веселых игр резвящейся детворы.
- Какой характер движения музыки?
- Послушайте заключительный  танец праздничного представления и подумайте как он может называться? (слушаем)
- Что это за танец?
- Правильно, это вальс.
- Какая музыка?
- Во вступлении к танцу слышатся звуки арфы. Они как бы одевают этот вальс в волшебный красочный наряд. Основную тему вальса вначале исполняют различные духовые инструменты (валторны, кларнеты), а затем включается струнная смычковая группа.
- Где можно услышать эту музыку?
Балет
балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Но принято считать, что он возник во Франции, поэтому все движения в танце звучат на французском языке.
Легко, изящно, на носочках
Балерины
композитор
«Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»
Это произведение похоже на обычную маршевую музыку
Ответы детей
«Слушают «Вальс Цветов»
Вальс
- Радостная, пышная, ликующая, жизнерадостная.
Получение новых знаний 10 мин
построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);
выполнение действий по алгоритму (П);
доказательство (П);
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
контроль, коррекция, оценка (Р).
использование знаково-символических средств (П)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одним музыкальным театральным жанром – оперой.
Опера – это сложное музыкально - театральное произведение, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль. Поэтому у оперы пять создателей: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер, художник и режиссёр.
Композитор пишет музыку на литературный текст-либретто (текст оперы, написанный на сюжет уже существующего литературного произведения). Режиссёр сочиняет спектакль. Художник создаёт костюмы действующих лиц и декорации. Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: “хорео” - пляска, “графо” - пишу).
Опера, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Оперный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. Оперные номера бывают вокальные и оркестровые.
Главное в опере - пение. Сочетание слова и выразительной вокальной мелодии позволяет создать яркие музыкальные сценические образы.
Как мы помним, прежде чем написать оперу к сказке – это произведение должно быть обработано либреттистом (сценаристом).
На сюжет прекрасной сказки написана опера " Сказка о царе Султане ". Написал её великий русский композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказочником его зовут недаром, с его творчеством ярким цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победы добра над злом и несправедливостью. То же самое выразил Римский-Корсаков в своей музыке. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н.А. Римский-Корсаков. Он написал оперы: "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Кощей Бессмертный " и многие другие произведения.
Сегодня мы немного познакомимся с оперой "Сказка о царе Салтане ". Все вы знаете «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина. Помните?
Послушаем увертюру (начало сказки)
Увертюра-это большое оркестровое вступление к опере. Она вводит слушателя в настроение спектакля, воплощает общий характер данного произведения. Увертюра обычно написана в сонатной форме. В ней часто проходят главные мелодии оперы.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком….
- Царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из 3-х девиц. Ту, которая пообещала родить для батюшки - царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что они не стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса (так звали жену царя) родила сына, злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку».
А дальше по приказу царя...
«И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в океан -
Так велел - де царь Салтан» .
Звучит «MOPE» (фрагмент - вступление ко 2-му действию).
Какое море изобразил композитор?
Кто исполняет?
Волны выбрасывают бочку на остров, царевич Гвидон «отбивает дно», мать и сын теперь на воле. Здесь царевич встречает лебедь - птицу, которую спасает от злого коршуна. (слайд 6) В благодарность за это, волшебная лебедь - птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует Гвидона. Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит лебедь - птица. В кого она превращает царевича гвидона? Она превращает Гвидона в шмеля.
Сейчас мы как раз и услышим фрагмент полета шмеля.
Как вы думаете какая музыка будет?
Звучит «ПОЛЕТ ШМЕЛЯ»
Вы не раз слышали эту музыку. Музыкальный фрагмент оперы называется «Полет шмеля».
Как звучала музыка, какая она?
- Быстрая или медленная?
- Очень быстрая, стремительная.
- Музыка грустная или радостная?
- Радостная.
Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славномуСалтану. Вот почему «Полет шмеля» звучит так радостно.
- Загадочное, с блестящими, мерцающими звездами. Широкое, могучее, грозное.
Симфонический оркестр
- Гудящая, шмелиная, построена на повторяющихся звуках.
видеоматериал
Послушаем увертюру (начало сказки)
фрагмент - вступление ко 2-му действию
Звучит «ПОЛЕТ ШМЕЛЯ»
Прослушивание музыкальных примеров 10 мин аналогия, классификация (П)
установление причинно-следственных связей (П) Итак, Гвидон прилетел к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, в волшебном городе Леденце.
О каких 3 чудах идет речь?
Сейчас мы послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными красками оркестра рассказывает об этих персонажах оперы, трех чудесах и городе Леденце. Эта музыка начинается с сигнала - призыва слушать сказку. Вы его услышите несколько раз на протяжении звучания музыки - он отмечает появление нового чуда.
Затем слышится музыка, которая обрисовывает сказочно - пышный город Леденец. Мелодия в высоком регистре напоминает серебристый светлый перезвон маленьких колокольчиков. Затем к этим колокольчикам присоединяются большие колокола. Музыка будет звучать громко, ярко, ликующим перезвоном. А затем появляется одно из трех чудес. А какое? Решать вам.
Ваша задача: услышать какое чудо появится 1-ым, какое 2-ым, а какое 3-им? И вслушивайтесь внимательно в музыку: слушайте, какая она, чтобы потом рассказать о ней, какими вам представляются эти три чуда.
Понравилась музыка? Какая она в целом, кто может сказать?
Какое чудо было первым?
Почему вы так решили, как звучала музыка?
На какой жанр похожа: песню, танец или марш?
Белочка напевает свою песенку и легко танцует.
Какой представляется белочка?
Какое чудо было вторым?
Почему вы так решили, как звучала музыка?
Какой жанр?
Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа. Перед нами предстают сказочные богатыри. В музыке слышится рокот морских волн.
Какими представляются богатыри?
Какое 3-е чудо? Какая музыка?
Жанр?
Какой образ предстает перед вами?
Конечно, как и в каждой сказке, в «Сказке о царе Салтане» все кончилось благополучно. Лебедь - птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказывали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисой и своим сыном Гвидоном.
На радостях простили злых сестер - повариху и ткачиху. Сказка окончилась веселым пиром.
о прекрасной Царевне - Лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о 33-ёх богатырях, выходящих из морских пучин.
- Сказочная, праздничная.
Белка
-Легко, весело, игриво.
- На песню и танец.
-Маленькой, грациозной.
33 богатыря
-Торжественно, воинственно, мужественно, могуче.
- Марш.
-Мужественными, могучими, сильными.
- Царевна - Лебедь.
-Нежная, певучая, «узорчатая», широкая, плавная, мягкая, возвышенная.
- Песенная.
-Прекрасная, нежная Царевна - Лебедь.
картинки
симфоническая картина с 3 чудами
Подведение итогов урока, рефлексия 10 мин выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
планирование учебного сотрудничества (К)
использование знаково-символических средств (П)
Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?
Кто автор сказки?
Кто автор оперы?
Как называются музыкальные фрагменты этой оперы, которые мы слушали? Понравилась музыка сказки? Сейчас вы ее «нарисуете».
Что хотите: море, шмеля, белку, 33 богатыря, царевну - Лебедь.
Спасибо за урок, до свидания.
«Сказка о царе Султане»
А.С. Пушкин
Римский-Корсаков