Урок музыки в 3 классе на тему: Три чуда из оперы Сказка о Царе Салтане
Урок музыки в 3 классе по теме «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Тип урока - урок-сказка.
Цель урока :- развитие образных представлений на основе оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Эта цель реализуется через решение следующих задач:
- развивать навыки музыкального восприятия произведения;
- обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку.
- развитие образных музыкально-слуховых представлений;
- воспитание интереса к музыке.
Урок искусства необычный урок и методы от искусства
- словесные (сравнения и сопереживания);
- наглядный метод, который преломлялся в наглядно-слуховой и наглядно- выразительный;
- метод наблюдения за музыкой;
- метод импровизации;
- метод размышления о музыке;
- интегрированный метод сочетания восприятия музыки с художественным словом и изобразительным искусством.
На уроке использовались следующие средства обучения:
- аудио-видео материал;Пк, калонки, экран
- репродукции картин русских художников;
-кроссворд, как средство проверки знаний.
При проведении урока использовались элементы следующих педагогических технологий:
- информационно-комуникационной;
- здоровьесберегающей;
- личностно-ориентированного подхода;
- проблемного обучения.
Приветствие.
Прозвенел звонок, начался урок!
- Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!
(тихо звучит тема царевны-лебедь)
Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается сказка…Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какие образы возникнут у вас при прослушивании.
-Какие образы возникли у вас?
-Легко ли они у вас возникали?
Посмотрите, какие разные у всех образы.
Художник создает образ при помощи кисти и красок.
Поэт с помощью слова.
Интересно, а какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.
Сегодня мы с вами в этом попробуем разобраться.
Тема нашего урока «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
И на примере этого музыкального произведения мы посмотрим какими средствами пользовался Римский- Корсаков при создании образов.
Ребята, Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.(портрет композитора)
Опера, с которой мы сегодня продолжаем знакомство, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. Сказка о царе Салтане привлекла композитора изобилием чудес, и конечно же сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Ребята, давайте отправимся в путешествие на чудный остров. Послушаем шум моря и ощутим себя в бескрайнем синем просторе. Посмотрите как русские художники изображали море на своих картинах. (Зучит шум моря, на слайдах репродукции Айвазовского)
Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.
Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар.
Фанфары- сигнал торжественного действия.
-какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар? духовые медные инструменты.
Правильно духовые медные инструменты, посмотрите на их изображение.
Фанфары приказывают : «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»
Чудо первое. Отгадайте какое.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра- чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
Послушаем тему белочки и определим, какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении. Слушаем внимательно.
-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)
-Какие элементы муз.речи мы слышим. Ребята, возник ли у вас образ белочки?
- Какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном фрагменте? Правильно, «Во саду ли в огороде»
И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» второе чудо, .отгадайте какое?
На фоне видеофрагмента:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Ребята, послушайте как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере.
Слушаем тему богатырей.
- как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей
-какой кит звучит?
-Какой характер мелодии?
-Какие элементы музыкальной речи использовал композитор?
(слышится мощь богатырей, кит марш, быстрый темп, громкая динамика звука)
По мановению моей волшебной палочки мальчикам я предлагаю превратиться в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами дыхательное упражнение «Богатыри» посмотрите на картину. Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными, как Александр Невский на картине художника Павла Корина (кулачки вперед, слушаем музыку и делаем упражнение)
Чудо третье. И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот раз? Правильно, о третьем чуде.
Говорят царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава
Выступает будто пава;
Сладку речь то говорит,
Будто реченька журчит.
Послушаем тему царевны-лебеди. Определим какой темп, какие инструменты звучат. (волшебная музыка рисует образ сказочной красавицы, инструмент- скрипка)
По мановению все той же волшебной палочки девочки превращаются в царевен-лебедушек. Посмотрите как художник Врубель изобразил царевну-лебедь. Кажется, что она вот-вот сойдет с картины и окажется среди нас. Плавно двигаемся, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно. головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками.
Молодцы и девочки, и мальчики, вы замечательно справились с заданиями. Я думаю. Что вы не раз будете возвращаться к этим образам.
Я предлагаю вам завершить наше чудесное путешествие песней «Сказка». Поем.
Вокально-хоровая работа.
Молодцы ребята!
Оценки в дневник.
Итог урока.
Отрывоки из какой оперы мы с вами слушали на уроке?
Кто автор оперы «Сказка о царе Салтане»?
Какой русский поэт написал «Сказку о царе Салтане»?
С какими чудесами мы познакомились на уроке?
Как называется торжественный сигнал, который использовал Римский-Корсаков перед каждым действием?
Проверь себя!
Четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент.
Большой коллектив музыкантов для совместного исполнения музыкальных произведений, бывает симфонический, бывает народный.
Один из «китов» музыки, с помощью которого Римский-Корсаков изобразил «богатырей» в опере «Сказка о царе Салтане».
Автор музыкального произведения, например, Н.А.Римский-Корсаков.
Автор сказки «О царе Салтане ».
Сигнал торжественного действия, который приказывает: «Слушайте! Слушайте!»
Молодцы, ребята! Вы справились с заданием!
Домашнее задание:
Ребята, нарисуйте иллюстрации к музыкальным фрагментам оперы. Звучит музыка «В гостях у сказки» .На этом наш урок закончен. Спасибо, дети. До свидания!
Сказка.
1.Всем известно только в сказках,
Есть чудесная страна
Там волшебной чудо краской
Разрисованы дома
Припев:
Растет цветочек аленькойШумит дремучий лес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес
2.Перевернута страница,
Что же ждет нас впереди
Как прекрасную Жар-птицу,
Сказку ждем приди-приди!
Припев:
Растет цветочек аленькойШумит дремучий лес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес
Откроет всем на свете
Он тысячу чудес.