Конспект экологического развлечения для детей старшего дошкольного возрастаНезнайка в лесу


Сценарий экологического развлечения
«Наш дом-природа, берегите ее»
Цель: Развивать экологическо-осознанный интерес к природе.
Задачи:
Образовательные: обобщить представления детей о многообразии насекомых (леса); развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время  года - поведение насекомых); способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания).Развивающие: развивать связную, эмоциональную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач. Овладение словарного запаса, освоение грамматического строя речи.
Воспитательные: учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой. Активировать познавательный интерес к природе. Развивать воображение, пластику. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоема.
Словарная работа:
Экосистема, природное сообщество. Орхидея, экзотическийсмешанный, лиственный, хвойный, брюшко, маскироваться, луг, лес, водоёмтолкёмся, стрекочу, насекомые, барометр.Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий ;чтение сказок, рассказов, стихов, загадок о насекомых. Рассказывание детям с экосистемах, их жителях, растениях.. Заучивание пословиц, поговорок, народных примет. Рисование, лепка, аппликация на тему «Насекомые»; изготовление насекомых из полосок. Проведение различных игр: «Дорисуй насекомое», «Узнай насекомого по тени». Изготовление ободков, силуэтов. Изготовление лужайки. Разучивание песен, танца, сценок.
Материал:
Костюмы насекомых (Фея,Муравей, Пчела, Бабочка, Божья коровка, Кузнечик), ободки насекомых для детей, презентация «Береги все живое на Земле!», обручи 2 шт., маленькие цветные мячики, 2 маленьких ведерка, 2 больших ведра, 2 обруча-цветка, лепестки 32 шт, серединки 2 цветков, магнитофон, кубики маленькие.
Ход досуга
Выходит Незнайка. (Он пришёл в лес на пикник)
Н: Эх, как хорощо в лесу. ( Достаёт еду и бутылку лимонада. Ест, пьёт и разбрасывает на полянке. Включает плеер. Громко слушает музыку. Его кусает комар. Машет руками и топчет всё вокруг.) - Вот тебе, вот тебе. (приговаривает)
Звучит музыка. (Голоса разных насекомых)
Какой шум. Это мне совсем не нравится. Прекратите!
Входит лесная фея. (Музыка замолкает)
Ф: Здравствуйте ребята! Слышите, как стало тихо в лесу. Из –за тебя Незнайка из леса ушли самые маленькие обитатели – насекомые.
Н: Вот и хорошо, вот и отлично. Никто не будет жужжать над ухом и кусать меня. Можно будет спокойненько отдыхать.
Ф: Я заметила, как ты отдыхал. (Показывает на мусор вокруг). Разве так можно себя вести?
Н: А кому я мешаю? Никого ведь нет. (оглядывается)
Ф: Ребята вы тоже так думаете? Ответы детей.
Д/и «Кого и что можно встретить в лесу?»
Ответы детей.
Ф: Правильно, звери, птицы, насекомые, деревья, грибы, ягоды, цветы. И лес - это их дом. Его надо беречь. Незнайка, чего нельзя делать в лесу, чтобы не навредить его обитателям?
Н: Не знаю (разводит руками)
Ф: Ты что совсем не знаешь правил поведения в лесу?
Н: Нет.
Ф: Ребята, а вы?
Д: Знаем.
Ф: Тогда предлагаю Вам поиграть и заодно научить Незнайку.
Поиграем в игру «Можно - нельзя». (проводит фея)
( правила игры «можно» - дети хлопают, «нельзя» - дети топают)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
Сажать больше деревьев (можно)
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Ходить только по тропинкам (можно)
Рвать большие букеты цветов (нельзя)
Любоваться ими (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Собрать мусор в яму и закопать (можно)
Беречь лес от пожара (можно)
В лесу шуметь (нельзя)
Муравейник разорять (нельзя)
Птенцов брать домой (нельзя)
Ф: Молодцы! Вы отлично справились, знаете все  правила поведения в лесу.   Но, что же делать?   Как вернуть насекомых в лес?
Н: Посекомых? Кто это?
Ф: Не посекомых, а насекомых. Слушай и запоминай. (Запись или презентация)На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна.Насекомые появляются на поверхности земли только тогда, когда тепло — весной или летом.Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов (бабочки, кузнечики). Насекомых поедают птицы. 
Ф: Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа.Чтобы они вернулись обратно в лес, Незнайке придётся выполнить разные задания.
Н: Ой, я не справлюсь один. Ребята, помогите мне.
Ф: Поможем Незнайке?
Ответы детей.
Ф: Тогда на некоторое время нам придётся превратиться в разных насекомых. Хотите?
Дети: Хотим!
(Фея под музыку «превращает» детей (надевает ободки) в насекомых: кузнечика, бабочку, божью коровку, паука, стрекозу, муравья, пчелу).Н: Все дети стали насекомыми, и все такие разные, кто вы, ребята?Ф: А отгадать, кем стали ребята, нам помогут загадки.
Слушайте внимательно про кого я читаю загадку.
Дети отгадывают загадки и говорят о себе несколько предложений.
ЗАГАДКИ:
1. У этих жучков красные платьица в чёрный горох.
На растении оно обитает и вредных тлей уничтожает.
Божья коровка.
2. Не птица, а с крыльями.Над цветами порхаетМедок собирает.
ПЧЕЛА.
3. Над цветком порхает, пляшет.Веерком узорным машет.
Бабочка.
4. Наткёт, напрядёт, сидит и добычу ждёт.
ПАУК.
5. Над нами трепещут былинки
Нам так хорошо и тепло,У нас бирюзовые спинки.А крылышки точно стекло.
СТРЕКОЗА.
6. В лесу у пня суета, беготня
Народ рабочий, весь день хлопочет.
МУРАВЕЙ.
7. Чёрный, да не ворон.Рогат, да не бык.Шесть ног без копыт.
ЖУК.
8. С цветочка - на травинку,С листочка - на былинку.Отталкиваясь ножками,Летает над дорожками.
КУЗНЕЧИК.
9. Осенью в щель заберётся,А весной проснётся.
МУХА.
10. Очень маленький на вид,Надоедливо звенит.
КОМАР.
Ф: Молодцы. Все загадки разгадали.
Физкультминутка.  Игра на внимание «Муравей — кузнечик — бабочка». По команде воспитателя «Муравей» дети приседают, по команде «Кузнечик» прыгают, по команде «Бабочка» — «летают».Входит муравей.
Здравствуйте ребята. Мой муравейник растоптал Незнайка. Помогите построить новый.
Проводится игра «Построй муравейник» (2 команды)
Мы – дружные муравьи. Надо подбородком зажать кирпичик, на четвереньках доползти до своей черты, оставить там кирпичик - он будет началом муравейника, и вернуться. Так все по очереди. Раз-два-три – начали! Ф: Муравейники получились замечательные!
Появляются бабочка и божья коровка.
Незнайка растоптал цветы. Помогите нам найти новый дом.
Проводится игра «Собери цветок». Затем каждый ребёнок кладет свой лепесток к сердцевине цветка по цвету.
Появляется пчела.
Спасибо ребята. Теперь мы соберём цветочную пыльцу и будет много мёда. Поможете мне собирать?
Дети: Да.
Проводится игра «Кто больше наберет пыльцы».
Мы – пчелки. Берем ведерко с бокальчиком, жужжа «облетаем» свои два цветка, в каждом зачерпываем «пыльцу» и пересыпаем ее в ведерко. Кто больше и быстрее наберет? Раз-два-три – начали! Ф: Очень трудолюбивые пчелки! Все старались и набрали много «пыльцы».
Ф: Однажды на лугу собрались насекомые и заспорили: кто из них лучше и нужнее. Что из этого получилось – вы сейчас увидите.
Театрализованное представление «Спор насекомых». Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны?! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы! Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы! Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас. Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет! А вот есть еще комары, мухи - это самые бесполезные насекомые.Все насекомые (смех на разные голоса): - Ха-ха, хи-хи. Божья коровка: - От них только вред. Бабочка: - Недаром их люди не любят. Кузнечик: - Они кусаются и болезни разносят. Пчела: - Они никому не нужны. Фея: Без них многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы их обожают. Значит, они нужны. Пчела (после паузы): - Получается, что все мы лучшие и нужные. Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем. Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным.Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям. . Все насекомые дружно: - Мы – часть природы. Люди, не обижайте нас! 
Ф: С тех пор насекомые не спорят и живут в ладу с природой. 
Ф: Незнайка, ты всё понял?
Н: Да! Я больше не буду никого обижать.
Ф: Ну и у меня много дел. Спасибо ребята. Теперь лесу ничего не угрожает. Н: Подожди, подожди, Фея, а как же ребята, они, что так и останутся насекомыми?
Ф: Нет, конечно же. А теперь я вас расколдовываю и превращаю опять в детей. (Расколдовывает). Ну, что ж, теперь мне действительно пора.
Насекомые:
На земле без насекомыхОбойтись никак нельзя.
Мы - природы санитарыСлужим ей и день и ночь
Всем цветам, деревьям, травамРады мы всегда помочь.
Берегите, не давите,Если встретите в лесу!
Насекомые природеМного пользы принесут.
До свидания. (Прощаются)Н: И мне тоже. До свидания.