статья ВАК по Автоматизированные системы управления образовательными учреждениями: сущность, структура, содержание
Мурадова П.Р. Автоматизированные системы управления образовательными учреждениями: сущность, структура, содержание //Мир науки, культуры, образования. – 2015. - №2 (51). – с…. (страниц ещё нет, номер за апрель)
В редакцию журнала
«Мир науки, культуры, образования»
Мурадова Пия РамзановнаПрошу опубликовать статью «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ»
В разделе «Педагогика»
Мурадова Пия Рамзановна,
ассистент, кафедры информационных технологий и прикладной информатики
ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт»
grozny-gymn-2@yandex.ruтел: 8(928)893-02-79
АДРЕС (по нему высылать)
Адрес: 364037, Чеченская Республика
г. Грозный, ул. Киевская, 33 Мурадовой Пие Рамзановне22.03.2015 г.
УДК 371
Muradova P. R. assistant, FGBOU VPO "the Chechen state pedagogical Institute" grozny-gymn-2@yandex.ru
AUTOMATED SYSTEMS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS: THE NATURE, STRUCTURE, CONTENT
The article based on the study of the scientific literature, publications and study of practical experience in the development and implementation of the automated system of management of educational institutions (ACS OC) presents the essence and structure of the most typical ACS OS, including more modern and integrated automated information systems (AIS), automated information-analytical systems of management of the educational institution the AIAS for example AIS "School portal" AIAS "AWP Director" (for educational institutions) and ACS "ProCollege" (for institutions of secondary vocational education).Keywords: Automated control systems for educational institutions, automated information and analytical system of management of the educational institution.
Мурадова П. Р. ассистент, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт» grozny-gymn-2@yandex.ru
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ
В статье на основе изучения научной литературы, публикаций и изучения практического опыта разработки и внедрения автоматизированной системы управления образовательными учреждениями (АСУ ОУ) представлены сущность и структура наиболее типовых АСУ ОУ, в том числе более современных и комплексных автоматизированных информационных систем (АИС), автоматизированных информационно-аналитических систем управления образовательным учреждением АИАС на примере АИС «Школьный портал», АИАС «АРМ Директор» (для общеобразовательных учреждений) и АСУ «ProCollege» (для учреждений среднего профессионального образования).
Ключевые слова: Автоматизированные системы управления образовательными учреждениями, автоматизированные информационно-аналитические системы управления образовательным учреждением.
История разработки первых систем электронного школьного документооборота в России насчитывает уже более тридцати лет и началась с появлением в школах первых персональных компьютеров. Учителя-энтузиасты, а также студенты – практиканты стали разрабатывать системы, призванные облегчить труд работников образования, освободить их от рутинной работы по составлению расписания, поурочных планов и еще десятков видов рабочих и отчетных документов и др. С приходом в школы IBM-совместимых компьютеров, а также с появлением Российских фирм, специализировавшихся на разработке программного обеспечения, этот процесс стал более управляемым и профессиональным. Однако, на сегодняшний момент в российской образовательной системе не существует единой системы школьного документооборота, не налажен обмен стандартной информацией между школами и районными, городскими управлениями образованием. Но практически в каждом образовательном учреждении существует своя АСУ – или на основе уже готовых программ или на основе комплекса собственных разработок и имеющихся программ.
Прежде всего, дадим определение: АСУ –это система, основанная на использовании современных методов руководства социально-экономическим объектом, применении математических моделей и методов в процессе принятия решений и создании необходимой информационной базы на основе средств вычислительной техники и связи, обеспечивающую достижение нового качества в повышении эффективности управляемой системы [1].
Автоматизированная система управления образовательного учреждения (далее АСУ ОУ) должна соответствовать задачам, которые для каждого ОУ могут быть индивидуальными, в то же время она должна решать широкий спектр задач, общих для всех образовательных учреждений, например, электронный журнал для учёта успеваемости, учёт школьного питания и прочее. Следует так же отметить, что на современном рынке чаще присутствуют так называемые автоматизированные информационные системы (далее АИС).
АИС – более широкая категория и включает в себя собственно АСУ, по классификации Якушиной Е.В., АИС подразделяются на три основные группы:
1) ИКС – Информационно - контентные системы;
2) АСУ - Автоматизированные системы управления;
3) Системы тестирования [1].
Рассмотрим структуру АИС «Школьный портал», бесплатная версия которой предлагается для школ с менее чем 250 учащихся. Она включает:
- движение учащихся — все типы и виды учреждений;
- учет педагогических кадров и обслуживающего персонала;
- отчетность: обученность, посещаемость и др.;
- учет школьного питания;
- система управления школьным сайтом;
- мониторинг обученности: электронный школьный журнал, отчетность;
- SMS-сервис;
- система тестирования и конструктор тестов;
- система обмена сообщениями, форум, доска объявлений;
- управление доступом в интернет;
- управление локальной сетью школы [2].
Однако, наибольшую популярность в последнее время получили так называемые автоматизированные информационно-аналитические системы управления образовательным учреждением АИАС. Среди наиболее эффективных разработок является АИАС «АРМ Директор», созданная российской фирмой «Аверс» (табл. 1).
Таблица 1
Структура АИАС «АРМ Директор»
№ Подсистемы Предназначение
Делопроизводствопозволяет вести базы данных личных дел сотрудников и учащегося контингента учреждения; формировать адресную и алфавитную книги; в динамическом режиме создавать отчеты любых форм и содержания, готовить документы, необходимые для прохождения процедуры аттестации (лицензирования) учреждения.
Планиро-
ваниепозволяет формировать структуру учреждения; рассчитывать базисный учебный план и сетку часов; распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей
Успеваемостьпозволяет вести учет успеваемости учащихся в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей, по срезам знаний
Здоровье позволяет осуществлять мониторинг состояния здоровья учащихся и сотрудников учреждения; планировать проведение диспансеризаций, контролировать их результаты
Приказы позволяет определять циклограмму издания приказов по учреждению; готовить проекты приказов, издавать и контролировать их исполнение; вести книги учета приказов;
Тарификацияпозволяет проводить тарификацию преподавателей; рассчитывать затраты на оплату труда по категориям работающих, тарифный и надтарифный фонды
Аналитика позволяет получать данные, необходимые для мониторинга качества образовательного процесса в учреждении (степень обученности, качество знаний, успеваемость), проведения аттестации и управления переподготовкой кадров
Таким образом АИАС позволяет сформировать в ОУ автоматизированные рабочие места: директора, завуча, секретаря-делопроизводителя, учителя, медицинской сестры. В целом можно отметить, что внедрение АИАС «АРМ Директор» позволяет: сформировать основу информационной инфраструктуры управления образовательным учреждением; освободить администрацию школы от малопроизводительного, рутинного труда по составлению всевозможных отчетных документов; осуществлять планирование учебного процесса; получать достоверные данные, необходимые руководителю для принятия решений по управлению работой учреждения; улучшить организацию переподготовки и аттестации кадров; создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса [3].
Применительно к АСУ для учреждений среднего профессионального образования (СПО), можно сказать, что структура и принципы их функционирования аналогичны рассмотренным. Например, модули АСУ «ProCollege» обеспечивают все уровни управления развитием ОУ на основе сбора и обработки административной и педагогической информации с использованием различных баз данных:
1. Сопровождение приемной кампании в соответствии с требованиями законодательства РФ;
2. Автоматический сбор и распределение документации отчетного характера;
3. Учет и управление кадрами, сбор и хранение актуальных сведений о сотрудниках;
4. Формирование актуального расписания занятий;
5. Планирование и администрирование образовательного процесса, в т.ч. планирование и своевременный учет учебной нагрузки, мониторинг выполнения учебных планов;
6. Информационное сопровождение деятельности структурных подразделений (учебной части, учебных отделений и др.);
7. Формирование личных дел обучающихся;
8. Хранение статистических данных о результатах обучения; учебных планах [4].
В 2014 году на базе «Южно-Уральского многопрофильного колледжа», где успешно внедрена и функционирует АСУ «ProCollege», разработаны модуль планирования и учета тарификации преподавателей; модуль формирования сводной ведомости по результатам освоения образовательной программы и печати дипломов об образовании; автоматизировано формирование календарного учебного графика и др. [4].
АСУ «ProCollege» интегрирована с MOODLE. При этом наполнение и корректировка образовательного контента с внедрением новых инструментов происходит непрерывно, в соответствии с требованиям современного этапа развития системы среднего профессионального образования.
Среди положительных результатов функционирования АСУ «ProCollege» выделяют следующие:
1) сокращение различных коммуникационных барьеров между подразделениями;
2) устранение необоснованного дублирования работ, выполняемых различными подразделениями или сотрудниками колледжа;
3) устранение субъективных, некомпетентных решений со стороны отдельных сотрудников или руководителей подразделений;
4) сокращение времени принятия решений и выполнение повседневных функций структурных подразделений без необоснованных задержек (оформление приказов, утверждение планов, рассмотрение и принятие заявок, различных справок, другое);
5) повышение квалификации персонала подразделений;
6) эффективное перераспределение кадров.
Таким образом, современная АСУ ОУ должна носить информационно-аналитический характер, обеспечивать информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, строиться на принципах комплексности, открытости, масштабируемости, безопасности, надежности, снижения стоимости эксплуатации. Система может быть использована органами управления образования для обобщения получаемой информации, формирования единых региональных баз данных педагогических кадров и учащегося контингента.
Библиография
Якушина Е.В. Информационные системы для школы [Электронный ресурс] -http://www.gazeta.lbz.ru/vyp/nomer.php?ELEMENT_ID=1330
Сидельников А.В. Возможности образовательных учреждений при переходе на автоматизированные системы управления деятельностью [Электронный ресурс] - http://uprlsk.edusite.ru/p147aa1.htmlКолосов Д.Э., Российские автоматизированные системы управления образовательным процессом. http://www.iuorao.ru/2010-01-01-91/131-2010-01-01-94Делягина И. В. ИКТ в управлении профессиональной образовательной организацией. автоматизированная система управления «PROCOLLEGE» [Электронный ресурс] - http://www.infostrategy.ru/conf2014/tezis/3
Bibliography
Yakushinа E. V. Information system for school [Electronic resource] -http://www.gazeta.lbz.ru/vyp/nomer.php?ELEMENT_ID=1330
Sidelnikov A.V. Capabilities of educational institutions in the transition to automated systems management [Electronic resource] - http://uprlsk.edusite.ru/p147aa1.html
Kolosov D. E. Russian automated systems of management of educational process. http://www.iuorao.ru/2010-01-01-91/131-2010-01-01-94Delyagin I. V. ICT in the management of a professional educational organization. the automated control system "PROCOLLEGE" [Electronic resource] - http://www.infostrategy.ru/conf2014/tezis/3_delyagina.pdf
Статья поступила в редакцию 30.03.2015