Тема урока: Повесть Н. Г. Гарина — Михайловского «Детство Тёмы » Глава «Старый колодезь» 4 класс
Тема урока: Повесть Н. Г. Гарина - Михайловского «Детство Тёмы » Глава «Старый колодезь» 4 класс
Выполнила: Слабова Оксана
ИП-51
Цели:
1.Образовательные цели:
создать целостный литературно-художественный образ героя;
Формирование навыка правильного и сознательного чтения.
2. Развивающие цели:
Развитие личностных УУД:
а) самоопределения, в процессе мотивации к чтению;
б) смыслообразования в процессе связи произведения с жизнью ребенка
в) формирование нравственно-эстетической ориентации в процессе анализа поступков героев
Развитие регулятивных УУД:
а)формирование действия самоконтроля и контроля в процессе исправления ошибок, при чтении
б) развитие рефлексивно-оценочного действия на этапе итоговой беседы по произведению
Развитие логических УУД:
а) анализа текста по частям
б) синтеза на итоговой беседе по произведению
в) планирования, в процессе плана пересказа
г) учебно-информационных действий в процессе выделения фактического содержания текста, подтекста, идеи
д) формирование логико-символических действий, в процессе установления причинно-следственных связей
Развитие коммуникативных УУД:
а) умение выразить свою точку зрения
б) выразить впечатления о прочитанном
в) развитие речи, при ответах на вопросы
3. Воспитательные цели:
-воспитание интереса к устному народному творчеству
-воспитание толерантности
-воспитание прилежности, усидчивости
Ход урока:
Организационный момент
Добрую сказку помню я с детства,Хочу, чтобы сказку послушал и ты,Пусть подкрадётся к самому сердцуИ зародится в нём зерно доброты.
Вот с таких слов мы начинаем наш урок.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека)
Актуализация ранее изученного.
– Давайте вспомним некоторые литературные произведения. Обратите внимание на выставку книг, представленную здесь. Назовите авторов и произведения.
(А. П. Чехов “Ванька”, Л. П. “Честное слово”, К. Г. Паустовский “Заячьи лапы”, Н. Г. Гарина - Михайловского «Детство Тёмы ».)
– А как вы думаете, по какому принципу подобраны все эти книги? (Все эти произведения о детях)
– А со всеми ли авторами вы знакомы? (нет)
- А как вы думаете, может она сюда случайно попала?
– Что мы можем предположить, увидев эту книгу на нашей выставке? (Что это произведение о детях, что с этим автором и этой книгой нам предстоит познакомиться)
- Ребята, вы правы эта книга сюда не случайно попала. Именно с ней нам предстоит познакомиться. Но прежде чем мы приступим к изучению этого произведения, что необходимо сделать? (познакомиться с автором)
– Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?
(Познакомиться с автором, его творчеством и его произведением)
– А моя задача: вам в этом помочь.Так давайте же скорей начинать.
Знакомство с творчеством писателя.
– Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари.
Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. Первое издание повести 1892 году (114 лет назад) вызывало единодушное одобрение читателей, писателей, критиков.
– Рассмотрите портрет Н. Г. Гарина – Михайловского. Попробуйте, глядя на изображение, предположить, каким он был человеком?
– Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.
– Перед вами текст, прочитав который, вы узнаете много нового и интересного о судьбе Гарина-Михайловского.
(Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари.
Николай Георгиевич Михайловский родился в богатой семье: его отец был высокопоставленным военным.
Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое.
По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в других странах, даже совершил кругосветное путешествие. Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав.)
– Значение все слов вам понятно? Проверим.
автобиографическое произведение.
инженер путей сообщения.
путевые впечатления.
Беседа по прочитанному.
– Что узнали нового о семье Н. Г. Гарина-Михайловского?
– Кем он был по профессии?
– Каким образом Гарин-Михайловский собирал материал для своих рассказов?
– А как вы думаете, каким будет произведение “ Старый колодезь”? (Достоверное и красочное)
-В трилогии Гарина-Михайловского более 20 глав. (Показываю трилогию) Почему же авторы нашего учебника поместили для вашего чтения именно главу «Старый колодезь»? (наверное, хотели что-то главное, важное нам сказать с помощью этой главы авторы учебника)
- Как называется самое важное в любом произведении, что хочет сказать автор? ( Предполагаемые ответы учащихся: -То главное, что хочет сказать автор в произведении, называется главной мыслью).
- Сегодня на уроке мы вместе определим главную мысль изучаемого произведения, выясним, какие литературные средства использовал автор для её раскрытия.
– “Старый колодезь” – это 4 глава из повести “Детство Темы”. Почему “Колодезь”, а не колодец?
– А как вы думаете, что означает термин “повесть”? (В повести описывается целый ряд событий, определённый период в жизни человека, в событиях принимают участие несколько действующих лиц).
– Итак, обратим особое внимание на то, что это отдельная глава из большой и интересной повести, прочитав которую, вы захотите прочитать всю повесть.
На доске «Старый колодезь»
из повести «Детство Темы»
Н.Г. Гаринна-Михайловского.
- Ребята, предположите, для раскрытия главной мысли этого рассказа о чьих поступках мы должны поговорить? (Предполагаемые ответы учащихся: - Наверное, мы должны поговорить о поступках Тёмы).
-Кто такой Тёма? (Обращаю внимание детей на теоретический материал, напечатанный после произведения) (Читают в учебнике. - Тёма – главный герой произведения, литературный герой).
Работа с произведением.
Давайте, начнем читать (чтение первой части)
- С какого вопроса Тёмы начинаются все события? (Поиск ответа в тексте. - События начинаются с вопроса Тёмы «Няня, где Жучка?»)
- Это главная или ключевая фраза завязки, с ней связаны все остальные события рассказа, развитие сюжета.
-Что же отвечает няня на вопрос Тёмы?
-Прочитаем диалог Тёмы и няни. (Чтение по ролям. «И-и ,-отвечает няня, - Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод»)
- Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец ?
- Каким словом называет няня этого человека? (На доске открывается слово ИРОД)
- Каким словарём мы должны воспользоваться, чтобы узнать смысл этого слова?
Откройте толковые словари, прочитайте значение этого слова. ( Читают словарную статью.)
«Ирод-царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что, когда он узнал
о рождении Христа, стал избивать слабых и беззащитных младенцев.
Поэтому Ирод прославился, как мучитель и злодей»
-Таким образом, имя собственное стало нарицательным, в тексте написано с маленькой
буквы, и называют иродами злых, жестоких, бессердечных людей.
-Итак, в этой части Тёма встречается со ЗЛОМ
-Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок, найдите в тексте. (Выборочное чтение. Дети зачитывают:: «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни»)
-Что решил сделать Тёма? (-Тёма решил спасти Жучку.)
- Почему Тёма решил спасать Жучку?
-Какое необычное состояние Тёмы подчёркивает автор в 1 части ?. (Дети выдвигают свои версии
.-Автор пишет, что Тёма бредил, он болеет.
Выборочное чтение: «Сон то лёгкий, то тяжёлый, кошмарный, жаждет воспалённое от начинающейся горячки тело Тёмы»)
На экране появляется слово БОЛЕЗНЬ
-Найдите в 1 абзаце строки, подтверждающие, что Тёма заболевает.
Чтение 2 части.
-Прошла ли болезнь, когда Тёма уже встал и пошёл спасать Жучку?
-Найдите описание состояния Тёмы на стр
(Дети зачитывают отрывки текста, подтверждающие, что Тёма по-прежнему болен. «Болезнь быстро прогрессировала. Он чувствовал жар в теле, в голове, общую слабость, болезненное желание упасть на траву, закрыть глаза и так лежать без движения.»)
-Как понимаете слова «болезнь прогрессировала»?
– Как готовится Тема к спасению Жучки?
– Какими были эти действия – непонятными, бессмысленными, чёткими, продуманными? Обоснуйте свой ответ.
– Как вы думаете, почему Тема ни с кем не посоветовался, ни у кого не попросил помощи?
-Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу?
-Давайте прочитаем конец 2 части со слов «Он знал, что»
- Какое чувство пришлось испытать нашему герою? (Предполагаемые ответы учащихся: - Тёме было очень страшно).
На экране появляется слово СТРАХ.
-Какие однокоренные слова к слову «страх» использует в этом отрывке автор? (Поиск однокоренных слов в тексте. страшно, делалось страшнее, что-то страшное лезло на плечи)
-Какое выражение тоже подчёркивает состояние страха? ( «мурашки пробегали у него по спине»)
-Для чего их использует автор?
Приходим к выводу, что автор преднамеренно использует много однокоренных слов, чтобы подчеркнуть силу страха, который испытал Тёма.
-Но почему же Тёма всё-таки спускается в колодец?
-Которая из частей самая напряжённая, кульминационная? Докажите своё мнение с помощью текста.
(Приходим к выводу, что в 5 части находится кульминация рассказа, т.к «подниматься труднее»)
-Да, в пятой части рассказа находится очень важный эпизод.
-Прочитаем, что означает это слово (Чтение теоретического материала: Эпизод – это случай, происшествие в череде событий произведения, помогающий нам понять что-то главное о герое, его характере.).
- Какая череда событий предшествовала этому эпизоду? Дети перечисляют предшествующие события.
-Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Тёмы, но и главной мысли произведения.
-Прочитаем часть этого эпизода со слов
«Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы мало»
- Какие ТРУДНОСТИ испытывал Тёма при подъёме из колодца? (Дети отвечают, что Тёме не хватает ни сил, ни воздуха).
-Тяжёлое положение Тёмы автор подчёркивает с помощью противопоставления. Тёма на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца, а что он видит наверху? Зачитайте нужный отрывок.
Чтение отрывка: «Тёма поднимает голову, смотрит вверх, в далёкое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую весёлую птичку, беззаботно скачущую на краю колодца»
-Вся эта безоблачная картина очень высоко и далеко. Какие чувства закрадываются в душу Тёме? Прочитайте.
Дети находят ответ: «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу.»
-Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, номальчик находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Тёме? (Тёме помогает сила воли и сила духа)
-Какими словами мальчик подбадривает себя? Найдите этот отрывок
отрывок «Не надо бояться, не надо бояться!Стыдно бояться! Трусы только боятся!»
Дети находят слова Тёмы: «Кто делает дурное - боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю»
- В словах Тёмы есть подсказка, почему он сумел побороть СТРАХ, справиться с ТРУДНОСТЯМИ и благополучно выбрался сам и вытащил Жучку
- Это тоже главные, ключевые слова, характеризующие Тёму.
-Как вы оцениваете поступок Тёмы?
-Итак, мы добрались до развязки.
Болезнь и всё пережитое взяли верх над мальчиком, и он лежит в бреду.
Чтение учителем последнего абзаца со слов «Всем жаль маленького Тёму». Какое чувство вызывают у вас эти строки?
-Чего боятся родные Тёмы?
-Как понимаете предложение «Холодное дыхание смерти ярко колеблет вот- вот готовое навсегда погаснуть разгоревшееся пламя маленькой свечки» ?
-С чем сравнивается жизнь Тёмы? Дети отвечают, что автор сравнивает жизнь, которая висит на волоске, со свечой, готовой погаснуть от малейшего дуновения.
- Автор, сравнивая состояние Тёмы со свечкой, готовой погаснуть, использует приём метафоры . Прочитаем, в чём суть этого приёма.
- Как вы думаете, останется ли живым Тёма? Какого окончания этой истории вы бы хотели?
-Сумел ли Тёма одолеть и ЗЛО, и СТРАХ, и БОЛЕЗНЬ, и ТРУДНОСТИ, и СМЕРТЬ?
-Найдите в последней строчке слова, которые точно характеризуют Тёму и указывают на то, что помогло ему преодолеть все препятствия. (Дети находят слова: «горячая любящая душа... »)
- Ребята, мы с вами в тексте встретили несколько описаний природы. Как вы думаете, какую роль они играют в повести? Что общего во всех этих описания? Соответствуют ли они внутренним переживаниям мальчика? Докажите.
-Кто из вас, глядя на схему, попытается сформулировать главную мысль рассказа?
-Тёма - благородный мальчик с любящей душой, он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу, добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. А добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил, только тогда добро будет сильнее зла.
Рефлексия.
– Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?
- Что на нашем уроке показалось вам интересным, важным?
- Что заставило вас задуматься?
Домашнее задание.
-Ребята, кто из вас хотел бы продолжить чтение произведений о Тёме? У вас есть счастливая возможность продолжить знакомство с этим удивительным мальчиком, прочитав дома главу «Ябеда», стр. 116-122.. Спасибо за работу!
15