ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к наследию народа через уроки географии, внеклассные мероприятия и метапредметный подход в рамках введения ФГОС ООО
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32 города Ставрополя
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Приобщение детей к наследию народа через уроки географии, внеклассные мероприятия и метапредметный подход в рамках введения ФГОС ООО
Гапочкина Людмила Николаевна,
учитель географии
Ставрополь, 2014 г.Содержание
Аннотация.
Обоснование необходимости проекта.
Основное содержание проекта.
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Партнеры.
Этапы реализации.
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Аннотация
.
Педагогический проект осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода современной педагогики и ориентирован на субъект – субъектные отношения ребенка и педагога, ребенка и родителя, ребенка и другого ребенка. В реализации проекта предусматривается продуктивное взаимодействие с семьей, активное участие родителей, высокий творческий потенциал детей.
Обоснование необходимости проекта
Интегративные процессы современного общества способствуют усилению унификации культуры. Стирание культурных границ между народами и культурное единообразие, с одной стороны, способствует установлению толерантных взаимоотношений к улучшению взаимопонимания между людьми, принадлежащим к разным этническим группам. С другой стороны, забвение собственной культуры может привести к утрате самобытности народа, потере им своего лица.
Многие учителя считают эту проблему одной из важных в учебно-воспитательной работе, но не всегда представляют, с чего начать, как педагогически грамотно выстроить процесс воспитания, как помочь детям восстановить духовные и нравственные ценности, разрушенные десятилетиями, как сделать процесс приобщения школьников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества. Актуальность данной проблемы и определила выбор темы долгосрочного проекта «Наследие. Природа и человек».
Цель проекта: внедрение эффективных методов и форм приобщения школьников к истокам наследия, отношения человека к культурным и природным уникумам, разработка стратегии преемственности детского сада, младшей школы и среднего звена в реализации универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС ООО.
Объект проекта: педагогическая практика приобщения школьников к народным традициям, природному и культурному наследию народов России и мира.
Предмет проекта: методы и формы приобщения детей к наследию в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза: приобщение детей к наследию в общеобразовательном учреждении будет эффективным, если:
процесс воспитания основывается на трёх подходах: аксиологическом, системно-деятельностном, развивающем;
реализовано продуктивное взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель».
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи проекта:
Выявить педагогические условия общеобразовательного учреждения для реализации данной программы.
Изучить научно-методическую литературу по теме «Наследие России», «Народная педагогика», «Наследие народов мира».
Выделить и адаптировать методы, направленные на приобщение школьников к истокам народной культуры, наследию.
Разработать и апробировать свою программу по народной педагогике «Наследие».
Основное содержание проекта.
Реализацию задач проекта начала с изучения педагогических условий, имеющихся в общеобразовательном учреждении. В школе созданы и действуют музеи – «История школы», «Музей Славы Морской авиации», где собраны военные раритеты времён ВОВ, исторические записи о школе, старинная русская посуда, домашняя утварь и другие предметы старины. Это создавало атмосферу национального и патриотического духа.
Большое внимание было уделено повышению уровня самообразования. Я понимала, что прежде всего, сама должна хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное – материал должен быть научным, исторически верным и адаптированным для разновозрастных школьников.
Для начала проанализировала имеющиеся на тот момент в научно-методической литературе программы по приобщению детей к народной культуре и наследию народов мира. Итогом этой работы явилось создание нескольких проектов, которые включали в себя различные направления деятельности учащихся, учителей и родителей вне зависимости от возраста. Кто есть человек в мире природы, времена года в жизни и деятельности человека, взаимоотношения людей как отражение природных связей – ответ на эти и другие вопросы получают маленькие жители Земли при изучении данного курса.
Программа данного курса реализуется через:
моделирование занятий, праздников, интегрированных и метапредметных уроков с учетом возрастных особенностей школьников;
проектную деятельность;
обеспечение взаимосвязи игровой и учебной деятельности;
ведение курса на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах;
использование активных методов обучения (проблемных, поисково-конструктивных, исследовательско-творческих);
организацию разнообразных форм деятельности (групповой, индивидуальной, фронтальной);
сценарный подход к реализации деятельности в области наследия.
Педагогическая технология приобщения школьников к наследию народа строится на основании следующих подходов:
системно-деятельностного (принятие ребенком нравственных ценностей происходит через его собственную деятельность);
аксиологического (передача ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку);
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная, сюжетно-ролевая, театрализованная);
использование взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель», так
как семья является одним из основных институтов первоначальной
социализации детей, влияющих на становление личности.
Для реализации программы и задач проекта были отобраны следующие приоритеты:
Создание атмосферы национального быта.
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, оказывают большое влияние на формирование его душевных качеств, развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому учащихся должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Как уже отмечалось выше, в школе имеется древняя утварь народа, имеется Музей Славы Морской авиации. Мы очень часто обращаемся к помощи членов клуба «Поиск», чтобы в очередной раз коснуться истории России и её гениального патриотического наследия. Класс, актовый зал к праздникам или урокам оформляем вместе с детьми и родителями согласно тематике проводимого мероприятия или проекта. Учитываются и современные дизайнерские подходы. Дети совместно с родителями рисуют декорации, изготовляют костюмы, мастерят поделки из различных материалов, выпускают газеты, собирают богатый и творческий материал для реализации проектов. Это внешне является той средой, в которой органично происходит слияние темы сценария, игрового действия, персонажей, настроения участников, и позволяет детям ощутить себя частью великого народа. При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям огромное внимание уделяется ИКТ, которые позволяют создать видеоролики, найти нужный клип с этнической музыкой, народной музыкой. Эффект от музыкального сопровождения уроков и внеклассных мероприятий высокий.
Широкое использование фольклора.
На протяжении многих веков народная педагогика создавала и собирала замечательные творения: частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже детям. Устное народное творчество – это своеобразная энциклопедия нравственной жизни народа. Произведения русского фольклора являются неоценимым источником развития в детях чувства прекрасного, богатейшим источником познавательного и нравственного развития учащихся. В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности: представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. И эти представления дети получают в живой, интересной, эмоциональной, действенной форме на метапредметных уроках, когда разрабатывают сценарий, участвуют в праздниках, поют частушки, народные песни, водят хороводы, танцуют. Помимо русского народного фольклора я использую богатое наследие народов Кавказа.
На уроках географии используются мультфильмы о России, сказки о богатстве российских минеральных ресурсов, о красоте природы.
Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.
В праздниках, тесно связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. На уроках географии дети знакомятся с наследием российских мастеров – умельцев, мастерами Ставрополья. Уроки географии по региональному компоненту и экономической географии проходят с метапредметной направленностью – познанием старых и новых технологий создания объектов труда, направлены на профессиональную ориентацию учащихся – выбор профессии. На уроках и праздниках учащиеся осознают нравственную норму народной жизни: коллективный труд как добровольное проявление взаимопомощи, сотрудничества, поддержки, дружбы. Дети обмениваются рецептами засолки капусты, на практике учатся, как заготавливать и хранить овощи, выполняя эту работу совместно с родителями.
В праздниках «Рождество», «Широкая Масленица» дети знакомятся с нравственными ценностями: победа добра над злом, надежда на лучшее, правила гостеприимства, пожелания достатка и благополучия, уважения к предкам. Разучивают народные игры, песни, потешки, припевки.
Каждый сезон в кабинете действует творческий проект учащихся и родителей, который способствует выполнению главных задач образования и воспитания: творческого развития и социализации ребёнка.
Знакомство с народным искусством.
Народная декоративная роспись, кружево, вышивка, причудливые
игрушки способны увлечь детей, пленяя душу гармонией и ритмом. На интегрированных уроках изобразительного искусства и технологии дети знакомятся с художественным наследием русского народа, приобретают практические умения и навыки определенных русских промыслов. Они фантазируют и мастерят из пластилина дымковские, семеновские игрушки; расписывают разделочные доски Хохломой, Городецкой росписью, матрешек – Полх-Майдановской. На уроках географии отмечают места распространения народных промыслов России.
Использование новых прогрессивных педагогических технологий, которые применимы при реализации проекта.
ИКТ технология.
Блочно-модульная технология
Технология критического мышления
Тестовые технологии.
Технология «Кейс – стади».
Деятельностный подход.
Театральная педагогика.
Технология ассоциативно-образного мышления.
Проектно-исследовательская технология.
Культуровоспитывающая технология.
Здоровьесберегающая технология.
Народное наследие природы.
В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями.
В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной и большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед населением выбора. Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение педагогической культуры в целом и материальной и духовной жизни народа. Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, как и духовную культуру общества, служит мостом между ними. .
Приобщаясь к духовному наследию народа, дети начинают осознавать некий идеал – ценностный ориентир, который бы они могли осуществить в будущем. Таким идеалом, выработанным народом в ходе исторического развития, является добрый молодец – труженик, борец за добро и справедливость, защитник народа. Идеалом женщины была верная и добропорядочная жена, умелая хозяйка, хранительница рода и воспитательница своих детей, умница и красавица . Таким образом, решается еще одна педагогическая задача: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к роли отца (матери), мужа (жены), хозяина (хозяйки) своего дома, своей родной земли.
При таком подходе народные традиции усваиваются ребенком как естество, становятся его душой, плотью, проявляются в привычках, во всей системе общественного и семейного поведения. Чем незаметнее для самого обучающего «войдут в него» нравственные и эстетические представления, тем полезнее будет приобщение детей к духовным ценностям . «Школа не только для того, чтобы дети там учились и готовились к жизни, а для того, чтобы там они жили той жизнью, которую потом уже должны создать сами», – говорил Ш.А. Амонашвили . Дети в игре познают жизнь, ее законы.
Партнеры
Для более успешной реализации педагогического проекта необходима плодотворная совместная работа с заместителем директора по ВР, руководителем музея, учителями начальных классов, учителями музыки, ритмики и родителями. Семья ребенка тоже становится участником процесса обучения и воспитания.
Этапы реализации проекта
Работа над педагогическим проектом проводится с 2011 года и включает три этапа:
Первый этап (2011 г.) был посвящен изучению проблемы приобщения детей школьного возраста к народным традициям. Анализировалась литература по данной проблеме, конкретизировались пути, формы, методы организации проекта.
На втором этапе (2012-2013 гг.) осуществлялось внедрение в образовательный процесс разработанных отдельных уроков и мероприятий по долгосрочным проектам. Апробировались наиболее эффективные методы и формы работы, создавался банк данных мероприятий и разработок уроков, проведен анализ результатов.
На третьем этапе (2013-2014 гг.) происходит дальнейшая модернизация
технологии приобщение детей к духовному наследию народа, мониторинг результатов, диссеминация опыта.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
В результате внедрения педагогического проекта наблюдаю:
возрастающую год от года степень самостоятельности учащихся в подготовке мероприятия, уровень его проведения;
участие проектов в Краевой конференции «Отечество»;
участие проектов и уроков на курсах повышения квалификации учителей;
положительную динамику участия количества детей в проведении уроков и праздников;
положительные отзывы учителей края, родителей и сверстников.
Способы мониторинга:
ежегодное анкетирование учащихся и родителей;
социальный опрос, диагностика;
видеозапись мероприятий.
Критерием результативности моей работы по педагогическому проекту является:
Динамика мотивации к изучению географии.
Системно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий включение ребенка в процесс активного творчества, способствует повышению познавательного интереса, мотивации к изучению предметов и делает школьную жизнь более яркой и интересной, о чем свидетельствуют результаты диагностики школьной мотивации, проводимой социально-психологической службой школы.
Таблица №1
Динамика мотивации к изучению предметов
2012-2012 уч.г.
2012-2013 уч.г.
2013-2014 уч.г.
- высокая школьная мотивация;
- нормальная школьная мотивация;
- положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
- низкая школьная мотивация;
- негативное отношение к школе
30%
35%
30%
5%
–
40%
35%
20%
5%
–
45%
40%
15%
–
–
Поведенческая динамика (уровень воспитанности).
По результатам диагностического тестирования, проведенного социально-психологической службой школы (методика Н.П.Капустиной), учащиеся 6- 9 классов имеют положительную поведенческую динамику:
Таблица №2
Уровень воспитанности:
2011-2012 уч.г.
2012-2013 уч.г
2013-2014 уч.г.
высокий
50%
60%
75%
хороший
35%
30%
20%
средний
15%
10%
5%
Познавательная активность (заинтересованность детей в коллективных мероприятиях и творческих делах).
Освоение народных традиций, обычаев и культуры своего народа осуществляется через проведение праздников, театрализованных представлений, посиделок, встреч «за чашкой чая», разучивание народных песен и игр, в которых принимает участие всё большее количество обучающихся. Так если в 2011-12 учебном году данные действия проходили только в одном классе, в 2012-13 – на параллели, то в 2013-2014 в них приняли участие обучающиеся всей школы.
Диаграмма №1
Включение народных традиций в семейный быт.
Дети с удовольствием участвуют в подготовке и проведении того или иного праздника, несут в семью полученные знания, приобщают к народным обычаям и традициям родителей. В итоге народные праздники становятся семейными, а родители – нашими единомышленниками. Они охотно оказывают помощь детям при подготовки костюмов, активно участвуют в выставках, в оформлении класса, в выпуске стенгазет. Родители вместе с детьми украшают свои квартиры к народным праздникам, пекут пироги с капустой, печенье в форме жаворонков, куличи.
Диаграмма №2
Распространение педагогического опыта (выступления, публикации материалов, педагогических разработок).
Программа «Наследие» активно используется учителями школы, в работе музея-мастерской «Родная старина». Работая над проектом «Наследие» провела ряд открытых уроков, занятий и фестивалей. Выступала на семинаре городского методического объединения учителей географии и биологии 15.02. 2012 года по теме «Компетентностный подход и метепредметность в организации уроков естественного цикла», Проводила трижды метапредметное мероприятие на семинаре для учителей – биологов края. Презентация программы «Человек и природа в народной культуре» была представлена на IV межшкольной научно-практической конференции для педагогов «Современные педагогические технологии в рамках введения ФГОС ООО».
Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшая работа над проектом – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами среды школы. Планируется взаимодействие учащихся школы с учащимися начальной школы и воспитанниками детских садов. Показ проекта преемственности введения ФГОС ООО по направлению «Наследие». Выход в детские сады должен стать той дружественной средой, где ученик действительно становится социальным деятелем, носителем народных традиций. Составление и реализация программы элективного курса «Моё Наследие».
В заключении хочется отметить, что познание духовных ценностей своего народа, убеждает учеников в том, что русский народ с древних времен жил с высокой правдой, любовью и красотой в душе. Именно в традициях народной культуры с большей силой и глубиной отражается любовь к человеку, к родной земле. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему – есть те духовные качества, без которых человек не может считать себя личностью. «Жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте – это жизнь достойная Человека».
Литература.
Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Изд. Дом Ш.А. Амонашвили, 2000.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1991.
Лазарев А.И. Народоведение: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве: Учеб. для общеобр. школ, гимназий, лицеев: В
3т. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. Издательство, 1997.
Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М.: Дрофа, 1998..
13PAGE 15
13PAGE 14315
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root Entry