Статья СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ООП НОО
Хангилдян Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ Школа № 8 г. Черемхово
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ООП НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации начального образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Стратегия смыслового чтения - это различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.В ООП НОО в разделе «Планируемые результаты освоения ООП НОО»описан блок «Чтение. Работа с текстом».
В результате изучения всех без исключения учебных предметовна ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Нами предпринята попытка осмысления вопроса формирования стратегий смыслового чтения у младших школьников. Н.Н. Сметанникова выделяет следующие стратегии в соответствии со стадиями деятельности стратегиального чтеца: предтекстовую, текстовую и послетекстовую.
Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, ознакомление с наиболее значимыми понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика текста, формирование установки чтения с помощью вопросов или заданий, определение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя. С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают 7 наиболее продуктивных предтекстовых стратегий:создание глоссария необходимых для чтения данного текста слов, припоминание важной информации, предварительные организаторы чтения, беглый обзор материала, постановка предваряющих чтение вопросов, зрительная представленность прогнозируемого содержания текста, мозговой штурм (М. Тоньес).
Целью стратегий исполнительной фазы чтения является развитие механизмов чтения, т. е. выдвижение гипотезы, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как «я читаю», насколько хорошо «понимаю прочитанное».
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах и включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением,расширением, углублением, обсуждением содержания прочитанного.
Среди стратегий чтения наибольшее распространение получили такие, которые могут использоваться для обучающихся различного возраста, уровня знания языка изложения материала и интеллектуального развития. Кроме того, использование стратегий должно развивать несколько видов речевой деятельности на одном уроке, но не требоватьсложной подготовки от учителя.В настоящее время известно около ста стратегий, добрая половина из которых активно применяется в учебном процессе.
Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Данные положения определяют направление повышения квалификации современного учителя начальной школы – создание условий для формирования стратегий смыслового чтения, т. к. вопросформирования осознанного чтения является одним из самых проблемных.
Список используемой литературы:
Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011.
Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.
http://pedsovet.org/http://www.uchportal.ruhttp://wiki.kspu.karelia.ru