Технологическая карта к уроку русский язык. Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.


Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными
– Развитие умений соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи.
– Расширение лексического запаса на основе умений составлять тематические группы имён прилагательных.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)



·. Актуализация знаний.









– 1.Мотивирование к учебной деятельности
-Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга. Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!
- Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
2. Орфографическая разминка. Вставить букву и доказать свою правоту.
Лес(?)ница, в.р.бей, про . ьба, су . ота, в . сёлый, . на. Что вы можете рассказать о слове ВОРОБЕЙ ? (Ответы детей: это имя существительное, одушевлённое, мужского рода, ед. числа)
- Что вы расскажите о слове ОНА ? (ответ: это личное местоимение, 3-го лица, ед. числа, женского рода)
По ходу работы все слова прикрепляются на доску.
-Прочитайте ещё раз слова и назовите имя прилагательное. (Ответ: весёлый)
- Как вы его выделили из этой группы слов? ( Ответы детей: по вопросу Какой? )
- Так что такое имя прилагательное? (Ответы: Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.





3. Сообщение темы и цели урока.
-Отгадайте – ка загадку:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
-Какая часть речи может о себе так сказать? (Ответы детей: прилагательное)
-Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, . . .)
- Почему имя прилагательное имеет такое название? (предположения детей)
- Я думаю в течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.
- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное как часть речи.)
-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так называется, с какой частью речи связано.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


III. Развитие умений.
4. Наблюдение за именем прилагательным. Упр.312.
На слайде слова:
трудолюбивый актриса
праздничный человек
известная шары
воздушные соловьи
голосистые почерк
аккуратный костюм
- По какому признаку разделены слова на две группы? (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные).
-Образуйте из этих слов словосочетания . (записывают их в тетрадь)
- Проверка. (Ответы: аккуратный почерк, воздушные шары, известная актриса, трудолюбивый человек, праздничный костюм, голосистые соловьи)
- Почему именно так вы соединили пары? (Ответы: подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)
-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)
-Почему? (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)
-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное? (Ответ: с именем существительным)
5. Первичное закрепление.
-Выполняем упражнение из учебника №313 - по вариантам /по заданию/
1 столбик - I вариант; 2 столбик - II вариант
Проверка коллективная(Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное мужского рода, единственного числа, имя прилагательное - м.р., ед. ч.)
После четвёртого словосочетания спрашиваю:
-Что вы заметили, выполняя это задание? (Ответы: Что у имени сущ. и имени прилаг. одинаковые род и число)
Продолжаем проверку. После проверки всего задания - вопрос:
-Какой вывод можно сделать, после выполнения этого задания? (Ответы: Имя прилагательное стоит в том же роде и числе что и имя существительное , с которым оно связано.)
- Прочитаем правило в учебнике.С.77.
- Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется?(Ответы: Потому что оно связано с существительным; от него зависит;) упр.308.
Физминутка.
-Наблюдение продолжаем. Групповая работа.
На слайде: рисунок – зимний пейзаж, не полное предложение.
- Дополните предложение. (Ответы: Зимним вечером на небе светит яркая луна.)
- Как вы думаете, изменился ли смысл предложения? (Ответы: Да. Я думаю изменился, стало понятно в какое время года это происходит. Предложение стало красивее, ярче . Эти слова уточнили смысл предложения.)
Запишите это предложение. (Один ученик работает у доски. Подчёркивает основу предложения, указывает части речи над каждым словом.)
-В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число сущ. и прилагательного.
- Как вы определили род и число имени прилагательного? (Ответы: по имени существительному, с которым оно связано)
6. Словарная работа
- У нас на уроке есть новичок. Это новое слово.
На слайде появляется слово СМОРОДИНА
-Поставьте ударение, укажите опасное место – орфограмму.
- Что такое смородина? (Ответы: это ягода)
Записываем слово в тетрадь и подбираем к нему имена прилагательные.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.


IV. Итог урока.

- Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Ответы: что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе)
На слайде не законченные предложения, закончите их.
Имена прилагательные делают нашу речь
точной
яркой
выразительной
образной
интересной
Рефлексия
-- Ребята, а как бы вы оценили свою работу на уроке?






V. Домашнее задание.

-Домашнее задание:с.80, упр. № 314.

























13 PAGE 14115