Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи. Мониторинг здоровья.


Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи. Мониторинг здоровья. Выполнил: учитель физической культуры МБОУ «РСОШ № 5» Васюков С. В. Президент Р.Ф. Д.А.Медведев в Послании Федеральному собранию (5 ноября 2008 г.) среди 5 основных направлений модернизации и развития системы общего образования страны назвал решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности В.А.Сухомлинский Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Согласно данным Министерства образования России85% - число детей среди новорожденных с недостатком развития и неблагополучным состоянием здоровья Свыше 60% детей, поступающих в первый класс, относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. 94,5% (из 6 миллионов школьников в возрасте 15 - 17 лет, прошедших профилактические осмотры) имеют различные заболевания, из них30% имеют наличие болезней, ограничивающих выбор профессии. 30 - 36% из числа 15-летних мальчиков отстают по психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1-2 года составляет. Почти треть юношей не годна к службе в Вооруженных Силах по медицинским показателям Согласно данным Министерства образования РоссииЗа 11 лет обучения в школе возрастает заболеваемость:органов зрения и костно-мышечной системы в 4-5 раз;нервно-психических расстройств в 2 раза;органов пищеварения в 3 раза;эндокринной системы в 5 раз. Согласно данным Министерства образования РоссииОбраз жизни современного школьника отличается от стиля жизни 80-90-х годов:Большая часть времени в сидячем положении: за партами, за компьютерами;Малоподвижный образ жизни;Неправильное питание (разнообразие фаст-фудов) Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Где нет здоровых традиций, там не может быть духовного здоровья, а значит, и физического тоже. Физическое воспитание – одно из основных направлений совместной работы школы и семьи по формированию ЗОЖФакторы здорового образа жизни:личная гигиена;рациональное питание;оптимальное сочетание работы и отдыха или режим дня;двигательная активность;отказ от вредных привычек. Физическое воспитание – целенаправленная работа по укреплению здоровья учащихся, развитию двигательных умений и навыков и физических качеств личности (ловкости, быстроты, выносливости). В процессе физического воспитания должны решаться следующие задачи: 1) содействие укреплению здоровья и физического развития учащихся; 2)формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; 3) содействие развитию двигательных качеств; 4) воспитание морально- волевых качеств; 5) формирование гигиенических знаний, умений, навыков; 6) пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ). Работа с родителями Родительские собрания, диспуты, круглые столы по вопросу физического воспитания, выполнение различных тестов и психолого-педагогических методик, например, «Жизнь ребенка и его успехи в школе», «Один день жизни подростка», «Оценка качества жизни», практические занятия, (комплексы коррекции осанки, снятия напряжения, гимнастику для глаз и т.п.), «Домашний стадион» Применение таких форм взаимодействия с родителями способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует у родителей педагогическое мышление. Вовлекать родителей в активный творческий процесс по выработке единых подходов семьи и школы в воспитании здорового образа жизни подростков. Проводить совместные мероприятия.Воспитание в семье, тогда как роль педагога состоит в том, чтобы помочь родителям найти тот путь в воспитании своих детей, который не ущемлял бы достоинства каждого члена семьи.Понимая, что для сохранения и укрепления здоровья детей есть достаточно много путей, но при этом только системное и комплексное их использование в школе и семье может гарантировать сохранение здоровья подростков в последующие годы. Сотрудничество школы и семьи будет протекать успешно и способствовать приобщению подростков к здоровому образу жизни при соблюдении следующих условий: формирование отношения у школьников к здоровому образу жизни как ценности усилиями школы и родителей; организации сотрудничества семьи и школы на основе деятельностного подхода; учет учителем особенностей семьи и семейного воспитания при организации сотрудничества семьи и школы. Организация целенаправленного сотрудничества семьи и школы в приобщении подростков к здоровому образу жизни является необходимым условием сохранения и приумножения здоровья детей.