Конспект урока русского языка «Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными».


Учитель начальных классов
Винокурова Елена Валериановна
Тема: «Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными».
Тип урока: урок-исследование.
Цели урока:
углубить представление о роли имен прилагательных в речи;
развивать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;
формировать элементы логической грамотности, орфографической зоркости, способствовать формированию творческой личности;
развивать интерес к предмету, способность вслушиваться и понимать русский язык, чувствовать и эмоционально воспринимать его выразительность;
воспитывать привычку делового сотрудничества, способность к самоконтролю и самооценке
Ход урока
I. Организация класса. Мотивация.
– Как понимаете слова великого поэта?
Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше.
– Скажите, как называют человека, который открывает что-то новое, например, в науке?
Какими качествами должен обладать исследователь?
(на доске)

– А в первую очередь исследователь должен уметь мыслить. Недаром в народе говорят:
– Каждый исследователь, прежде чем познать, создать что-то новое, проходит через много трудностей и препятствий.
– Кто готов стать исследователем сегодня на уроке?
II. Формулирование темы и цели урока.
Чтобы узнать, что будем исследовать на уроке, давайте совершим сейчас первое маленькое открытие, своего рода, гимнастику для ума. Составьте слово из рассыпанных слогов. Что получилось?
Да, сегодня на уроке мы будем продолжать исследовать имя прилагательное. Коснемся тайн нашего родного языка, попробуем выяснить, от чего же зависит его красота, эмоциональность, выразительность?
И вообще, есть ли польза от имен прилагательных в речи.
ΙΙΙ. Повторение изученного материала
1. Повторение об имени прилагательном.
– Что уже может рассказать о себе имя прилагательное? Вспомните. Приведите примеры.
?! проблема – Что же еще не может о себе рассказать прилагательное? Это вы должны выяснить в процессе работы на уроке.
Лексическая работа
В каком значении может употребляться слово ЯЗЫК? Исследуем его лексическое значение.
IV. «Открытие» нового знания.
1. Определение роли имен прилагательных в речи.
1.1 Установление функциональной зависимости между существительным и группой прилагательных

Проверка: какие группы прилагательных подобрали к слову ЯЗЫК в разных значениях? (зачитывают)
- Почему, на ваш взгляд, именно эти прилагательные подходят?
(Именно эти прилагательные точно называют признаки слова в том или другом значении)
ВЫВОД: прилагательные уточняют предмет.
Работа в тетради
1. Записать словосочетание с прилагательными в значении - «язык – средство общения»
(с комментированием) Язык (какой?) великий, могучий, богатый, выразительный
Определите род и число существительного. Что можете сказать о роде и числе имени прилагательного? Почему?
1.2.Отгадайте мою загадку.
Конь,,,,., хвост,,,,,
Почему вы ее не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь? Послушайте еще раз. Конь стальной, хвост льняной. Что это? (иголка и нитка).
Какие слова помогли отгадать загадку?
Загадки.
По каким признакам вы догадались? По характерным. Это используется в составлении загадок.
Пословицы
_________друг, лучше _________двух.
В _________семье, __________дети растут.
- Как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? (они согласуются в числе и роде.)
- Почему вопрос ставиться от существительного к прилагательному? (прилагательные называют признак предмета).
1.3.Подберите как можно больше имен прилагательных к словам.
Ученик (какой?)…,….,….,….,…….
Роза (какая?) …..,…..,…..,…..,….
Утро (какое?) …..,….,….,…….,……
Вывод: Каждый предмет можно охарактеризовать большим количеством прилагательных, что придает предмету яркость, точность и выразительность.
2. Связь имен прилагательных с именами существительными.
2.1. Работа с учебником. Упр.112 с.79 Записать словосочетания и укажите род и число имен существительных и имен прилагательных, покажите графически, от какого слова ставиться вопрос.
Вывод: имена прилагательные имеют такой же род и число, как и имя существительное. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь.
Физминутка2.2. Работа по картине (в паре)
Какое время года изобразил художник на картине?
Используя опорные слова, составьте устно описание картины.
(ученики получают 2 вида карточек с опорными словами и составляют текст)
1 карточка
Весна, наступила, плывут, небу, по, облака, тает, снег, бегут, ручьи
– Кто хочет прийти на помощь этим словам?
2 карточка
Весна, наступила, ранняя, голубому, плывут, небу, по, пушистые, облака, тает, снег, рыхлый, звонкие, бегут, ручьиЧтение 2 текста.                                                                                                                             
«У существительных подчасНе жизнь, а просто скука.Ни цвета нет у них без нас,Ни запаха, ни звука.Но если нас к ним приложить,Им веселее станет жить!»
V. Закрепление изученного материала.
Домашняя работа. Упр. № 313, с.79
VI. Итог урока. Рефлексия.
«О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья дух…»
- Ребята, какие же открытия вам удалось сделать сегодня на уроке?
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи
Обозначает признак предмета
Отвечает на вопросы какой, какя, какое, какие.
Связаны с именами существительными,изменяется по числом и родам
Уточняют,Украшает.- Какие качества помогли вам исследовать имя прилагательное?