Ролевые игры на уроках английского языка в школе.
Ролевые игры на уроках иностранного языка в средней школе.
Тасеменова Мария Алексеевна,
ЗКГУ имени Утемисова.
В младшем школьном возрасте (начальные классы, среднее звено) большое место занимают ролевые игры детей. Играя, школьник берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, мужества, благородства: например, роли учителя, врача, предпринимателя, судьи, адвоката, полицейског и др. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности. Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего ученика и в игровых, облегченных по сравнению с реальными, условиях оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию. Благодаря тому, что особенно у учащихся начальных классов есть потребность в игре, она может быть использована как эффективное средство воспитания. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их. В конфликтной ситуации у детей проявляется умение проанализировать свою деятельность в предыдущих ролях, правильно оценить собственные возможности, соотнести свои поступки в привлекательной роли с действиями товарищей по игре и разрешить спор с помощью обобщенных способов, как - то: очередности, считалок и др.
Значительное место в младшем школьном возрасте занимают подвижные игры. Растущий организм ребенка требует движений. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, прыгают. Разнообразные движения способствуют обмену веществ, кровообращению, дыханию. Подвижные игры оказывают влияние и на формирование качеств личности: в них развивается воля, сообразительность, смелость, появляется возможность померяться с товарищами ловкостью, силой, сметкой. Коллективные спортивные игры и соревнования развивают умение действовать в коллективе, поддерживать товарища, стремление бороться за честь класса, школы. Нельзя допускать, чтобы соревнование становилось самоцелью, вызывало только одно желание- занять первое место, получить награду. В этом случае оно способствует формированию отрицательных черт: тщеславия, зависти и др. Важными условиями эффективности проведения соревнований школьников являются: их организация как коллективной деятельности; для этого задача соревнования (например, научиться хорошо ориентироваться на местности) должна ставиться не перед отдельными детьми, а перед всеми участниками октябрятской звездочки, звена пионеров и т. д.; правильный учет достигнутых результатов: следует оценивать общие успехи звездочки, звена, поощряя при этом тех детей, которые раз от разу улучшают свои результаты; оценка воспитательного эффекта тех навыков, умений и форм взаимоотношений, которые освоили ученики в процессе соревнования; при такой оценке победителями могут быть все участники игры. Итак, в младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые задания, которые носят игровой характер. Игровая деятельность способствует формированию всех сторон психической жизни детей, их самостоятельности в постановке задач и выборе способов действия, это уже подтверждено и наблюдением психологов, социальных педагогов, воспитателей.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Ролевая игра завоевывает всё большую популярность среди учителей иностранных языков. Естественно, что при овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении родным языком. Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями: ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом. В условиях иноязычного общения важно, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, очень помогает учителям английского языка в работе.