Воспитательная система учителя начальных классов
Воспитательная система
«Вместе Мы полифония».
1-4 кл.
2013-2017 г.
Пояснительная записка
«Воспитание великое дело: им решается участь человека»
В.Г.Белинский
Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией.
Программой определены ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива школы и оценки результативности воспитательной системы.
Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы лежат в основе разработки настоящей программы
Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и образования, образования основного и дополнительного.
Данная программа реализуется через четкие планы воспитательной работы в классе с 1 по 4 год обучения, в котором отражены основные направления работы классного руководителя с активом класса, родительской общественностью, со всеми членами классного коллектива.
Предлагаемая воспитательная система не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника.
Концептуальные основы
Для эффективной реализации данной программы планируется строить воспитательный процесс на следующих подходах:
Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности.
Личностный подход к воспитанию означает признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а его личности - высшей ценностью воспитания.
Индивидуально-творческий подход . Индивидуальность является системообразуюшим свойством личности, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.
Деятельностный подход опирается на то, что воспитание осуществляется в процессе активного взаимодействия субъекта с миром: с окружающими людьми, с предметами объективной действительности.
В работе следует опираться на следующие принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса:
Принцип «само-», который реализуется через создание условий для формирования способности ученика строить собственную деятельность, самоопределяться по отношению к социальным и культурным феноменам, быть ответственным за свой выбор; ориентироваться в многообразии, задумываться о предназначении, обнаруживать его и реализовывать в своей жизнедеятельности.
Принцип «общих способов деятельности», которому «на выходе» соответствует способность ученика овладеть общими (универсальными) способами образовательной и социальной деятельности.
Принцип «систематичности», который формирует способность ученика выстраивать собственную образовательную траекторию внутри и вне класса.
Принцип «открытости».
Принцип права (договора), в основе которого лежит уважение к правам другого (в широком смысле), осознание ограничений в человеческих взаимодействиях и т.д.
Названные принципы определяют общий подход к воспитательной деятельности.
Направления воспитательной работы
В полифонии с собой: развитие способности успешно адаптироваться в окружающем мире, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей, реализация интересов и задатков, формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей, соблюдение правил гигиены, режима дня, правил рационального питания, профилактика вредных привычек.
В полифонии с природой: воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам
В полифонии с коллективом: формирование доброжелательных отношений, социально адекватных способов поведения, развитие умений вести диалог, коллективного планирования и организации деятельности, формирование добросовестного отношения к своим обязанностям, трудолюбия
В полифонии с семьей: формирование уважительного отношения к членам семьи, потребность исполнять свой долг перед родителями; формирование сущности социальных ролей
В полифонии с традициями: формирование основ гражданской идентичности, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание уважительного бережного отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за свою Родину
В полифонии с культурной средой: воспитание потребности строить свою жизнь по законам красоты и гармонии, формирование навыков культуры поведения
В полифонии с безопасностью: формирование основ безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к собственному здоровью и уважительного отношения к правилам безопасности, их исполнение.
Цель :
Воспитание ученика с развитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями, позитивным творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, способного к про
·дуктивной деятельности.
При достижении цели воспитательной работы ожидаются следующие характеристики личности ученика:
Способный к самореализации, обладающий устойчивым стремлением к самосовершенствованию
Творчески осваивающий и преобразующий мир
Имеющий особенную нравственную позицию
Обладающий высоким уровнем мышления
Имеющий потребность в здоровом образе жизни
Готовый к сотрудничеству
Обладающий экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Закладывание основ экологической, правовой, информационной культуры, здорового образа жизни
Сроки и этапы реализации программы
Настоящая программа рассчитана на 4 года с первого по четвертый класс.
Этапы реализации программы:
I этап – этап проектирования (1 класс) – 2013 – 2014 уч. год
- изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей
- изучение запросов родителей
- формирование единого воспитательного пространства
- определение перспектив жизнедеятельности класса
- закладывание основ проектной деятельности
II этап – этап становления системы (2 класс) – 2014 – 2015 уч. год
- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества
- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики
- укрепление межличностных отношений
- развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы
III этап – этап стабильного функционирования (3 – 4 класс) – 2015 – 2017 уч. годы
- развитие самоуправления в классе
- интеграция учебной и внеурочной деятельности
- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние - возрастает роль самоуправления и саморегуляции
IVэтап – этап завершения функционирования системы (конец 4 класса) – переход в среднее звено, смена классного руководителя
- опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием школы, нового классного руководителя
Ожидаемые результаты
В результате реализации данной программы предполагается
1. Наличие развитой воспитательной инфраструктуры.
2. Подготовка воспитанников к осознанному выбору индивидуальной траектории в социуме.
3. Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству.
4. Развитие:
- ключевых компетентностей, связанных с успешностью личности в быстроменяющемся мире;
-базовых компетентностей, отражающих специфику общего образования;
- раскрытие потенциалов воспитанников:
Нравственный потенциал:
- Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину.
- Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей. Активность в общешкольных и классных делах.
Образовательный потенциал:
- Желание и готовность продолжить самостоятельном добывать новые знания и представлять результаты, проявлять творческую активность, соблюдать правила и законы
Коммуникативный потенциал:
- Владение умениями и навыками культуры общения, способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в разных ситуациях, вести диалог.
Культурный потенциал:
- Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.
Физический потенциал:
-Стремление к физическому совершенствованию; соблюдение режима
Ресурсное обеспечение воспитательной системы.
Профессионализм педагогов, наличие возможностей для их профессионального совершенствования;
Наличие материально- технической базы, способствующей оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса;
Поддержка родителей и общественности;
Информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;
Ресурсы сети Интернет, страница на сайте www.proshkolu.ru классного руководителя(http://www.proshkolu.ru/user/madamabramova/)