Воспитательная система «Дорога добра и человечности» — это система, которая охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность учащихся, согласно новым стандартам образования, деятельность и общени

Воспитательная модель
МБОУ СОШ №16 на 2010-2016 годы

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Пояснительная записка
     Цель создания воспитательной модели школы – дать ребенку возможность выбора вида деятельности, исходя из его индивидуальности.
Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-ориентированном, если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность и уважать, и восхищаться неповторимостью другой личности.
Для оптимальной реализации данной цели воспитания необходимым условием является опора на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений, овладение культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям других культур, взаимное уважение и принятие. В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Успешное осуществление возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в школе, т. к. России, малой родине нужны творцы, яркие личности, превосходные специалисты и профессионалы. Мы рассматриваем воспитание как целенаправленный процесс развития человека. Анализируя существующую ситуацию путем выявления социальных факторов развития, которые уже имеются в школе, педагогический коллектив пришел к мнению о необходимости создания нового механизма построения системы воспитания и управления ею. Теория становления, развития и управления воспитательной системы в школе целесообразна по ряду направлений:
-крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса;
-расширяется сфера возможностей воспитательного воздействия на личность;
-экономия времени и сил педагогического коллектива;
-создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует благоприятным межличностным взаимоотношениям в коллективе.
Воспитательная система «Дорога добра и человечности» - это система, которая охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность учащихся, согласно новым стандартам образования, деятельность и общение за пределами школы с учетом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации. Система открытая, так как посредством взаимодействия с социумом содействует интеграции и социализации школьников в обществе и изменяется в соответствии с потребностями социума.
В основу воспитательной работы школы легли концепции Н. Е.Щурковой, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. В.Бондаревской, И. П. Иванова.
Также в основу положены следующие концепции воспитания учащихся:
- педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (О.С.Газман);
-воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (М.И.Рожкова, Л.В.Байборода, О.С.Гребенюк);
-формирование образа жизни, достойного человека (Н.Е.Щуркова, Е.А.Кроповский);
- концепция личностно-ориентированного образования;
- Я-концепции;
- педагогика сотрудничества (Ученик-учитель-родитель).

Концептуальные основы воспитательной системы
Воспитательная программа МБОУСОШ №16 – стратегический, нормативно-правовой документ, обеспечивающий реализацию приоритетов государственной политики в вопросах воспитания школьников. Воспитательная программа определяет современные гуманистические принципы и подходы, направления и особенности воспитательной работы в школе, обеспечивает научную основу для эффективности педагогической практики.
Нормативно – правовые основы воспитательной модели

Заказ на воспитание личности определен в законодательных документах – Конституции Российской Федерации (РФ), Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273–ФЗ, Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в России, Концепции модернизации  российского образования до 2020 года, Конвенции о правах ребенка, Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 16 и других документах федерального и регионального уровней, в которых говорится о воспитании конкурентоспособной личности. В Концепции модернизации образования уточняется, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание».
Концепция воспитания в школе, основанная на анализе социального заказа, результатов и показателей деятельности за предыдущей период, учитывает следующие потенциальные факторы, влияющие на эффективность воспитательной работы:  
- сложившееся взаимодействие по сотрудничеству в едином образовательном пространстве;
 - существующие в школе позитивные традиции в обучении и воспитании;
- педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и богатым опытом работы;
- разнородный контингент обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации или  относящихся к группе «риска».            
В основу программы положена идея создания такого единого образовательного пространства, которое позволит учащимся развиваться на основе индивидуальных возможностей. Реализация программы будет способствовать созданию условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной к дальнейшему образованию, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культуры, социально адаптированной к новым экономическим условиям, законопослушный гражданин. Система воспитательной работы представляет собой единство и совокупность цели, задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение младших школьников с целью всестороннего успешного раскрытия их личностных качеств и способностей.
Система воспитательной работы выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Ведущей технологией является технология коллективного творческого дела (КТД), которая позволяет формировать социальные установки. Технология КТД предполагает не только общественно-значимую, но и личностно-значимую организационную деятельность, регулирует сотрудничество в коллективе, с партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи участия в коллективных творческих делах достигается единство в развитии таких сторон личности ребенка, как познавательной, эмоционально-волевой, практически- действенной. Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений.
В ходе реализации данной воспитательной системы повышается творческая активность и творческие способности школьников, формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается активность в достижении поставленных целей.
Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГОПРОСТРАНСТВА .

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Средняя школа № 16 является муниципальной бюджетной общеобразовательной организацией. Расположена школа на территории ЗАО
Пригородное» совхоз №6, 2 отделение. Здесь расположен детский сад № 36 «Золотое зёрнышко». Официально школа считается городской, однако её местонахождение в пригородной зоне и особенности нынешней жизни жителей посёлка существенно влияют на специфику социокультурного пространства, отделив её от городской и приблизив к типу сельской школы.
Школа размещена в одноэтажном здании, рассчитанном на 200 учащихся. В школе имеется 8 предметных кабинетов, спортивный зал, библиотека.
Школа малокомплектная. Контингент школы в 2013-2016 уч. годах составил от 104 до 118 учеников.
В школе 11 классов, ребята учатся в одну смену. Количественный состав учащихся в классах небольшой, что позволяет на уроках и во внеурочной деятельности уделять внимание каждому ребенку. В школе учатся дети разных национальностей: украинцы, цыгане, армяне. 65% учащихся проживают на территории ЗАО « Пригородное», остальные учащиеся проживают в ближайших посёлках, что создаёт определённые трудности в организации и проведении учебно – воспитательной работы, принимая во внимание расписание общественного транспорта.
Удалённость школы от центров культуры города не позволяет многим ребятам, из-за низкого материального уровня обеспеченности родителей, заниматься в учреждениях дополнительного образования. В УДО города занимаются 19 % учащихся, 33% занимаются в кружках, организованных на базе школы от СЮТ- 1 и в рамках внеурочной деятельности.
68 семей живут в собственных домах с приусадебным участком, большинство родителей учащихся работают за пределами поселка и города Новошахтинска.
В основном, дети воспитываются в рабочих семьях, где наблюдается низкий уровень воспитательных и материальных возможностей, поэтому дети в течение года и в период сезонных каникул мало выезжают с родителями на отдых, в лагеря, экскурсионные поездки. Перед нашим коллективом стоит задача, по возможности, обеспечивать детский досуг в школе с помощью различных общешкольных мероприятий, стараться оказывать посильную помощь родителям в организации и оформлении документов для летнего отдыха детей в загородных лагерях, лечение в санаториях. Считаем, что активный отдых детей способствует сокращению правонарушений, несчастных случаев и активизации навыков здорового образа жизни. Наш девиз: «Здоровые дети, здоровая нация!». Для старшеклассников в школе 2 раза в месяц проводятся вечера отдыха, дискотеки. Особый интерес у детей вызывают мероприятия спортивного характера. Традиционно в школе проводятся соревнования по мини-футболу среди классов, волейболу, баскетболу, организовываются однодневные походы, дни здоровья, эстафеты, спортивные праздники. Традиционной стала в нашей школе игра «Лапта» и др. игры на свежем воздухе. Развивается туристско-краеведческое движение, но из-за низкого материального уровня большинства семей учеников невозможно приобрести родителями экскурсионные билеты в города области, поэтому администрация школы заключает договора с выездными мини-театрами, планетариями. Учащиеся школы являются частыми гостями Новошахтинского драматического театра, кинотеатра «Калейдоскоп», а так же краеведческого музея и музеев школ города. Такие часто используемые формы работы с учащимися, направлены на профилактику правонарушений среди детей, поддержание благоприятного психологического климата в школе, повышение мотивации к обучению, способствуют обучению правилам поведения в общественном месте, привитие детям чувства прекрасного, развитие эмоций и умение стабилизировать хорошее настроение.
Информация о школе:
Всего семей: 86 из них:
малообеспеченных семей - 31(официально прошедших регистрацию в УСЗН)
количество детей из малообеспеченных семей- 45( 39 %)
многодетных семей - 13 в них детей: 51 ребенок
неполных семей -22 (19 %)
неблагополучных семей в воспитательном плане - 7(8%)
опекаемых семей - 2 (2%)
количество родителей с высшим образованием - 14 ( 11 %)
Большая роль в воспитательной системе отводится работе с родителями. Взаимодействие с родителями в образовательном учреждении носит характер «встречного» движения, которое совпадает по своей направленности и целевым установкам, по формам организации совместных дел и праздников. Данное обстоятельство помогает избегать глубоких конфликтов между школой и родителями. Более того, родители всё чаще с пониманием (а часто и с воодушевлением) воспринимают все изменения, происходящие в школе. Родители участвуют в проведении классных часов, походах, спортивных и творческих мероприятиях.
Педагогический потенциал школы представлен администрацией школы в лице директора школы Семка М.А., зам. директора по УВР Кузьминой Н.А. и зам. директора по ВР Щуркиной Е.А., а также преподавателями, способными обеспечить качественное воспитание школьников. В школе работают 14 педагогов, из которых 11 являются классными руководителями 1-11 классов. Методическую работу классных руководителей обеспечивает ШМО классных руководителей 1-4 кл. и 5-11 кл.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Фото 1. Коллектив МБОУ СОШ №16





№ п\п

Ф.И.О.классных руководителей

Образование

Педстаж

Должность

1.
Карамушка
Ирина
Викторовна
Высшее профессиональное
27 лет
Учитель начальных классов

2
Бабенко
Татьяна
Павловна
Высшее профессиональное
21 год
Учитель начальных классов

3
Двуреченская Надежда Николаевна
Среднее профессиональное
33 год
Учитель
физической
культуры

4.
Кузьмина
Наталья Александровна
Высшее профессиональное
20 лет
Учитель
математики

5
Коломийцева Элеонора Александровна
Высшее профессиональное
8 лет
Учитель
английского
языка

6
Щуркина
Елена
Алексеевна
Высшее профессиональное
21 год
Учитель
ИЗО и МХК

7.
Гуцко
Ольга
Васильевна
Высшее профессиональное
31 год
Учитель
биологии и
географии

8
Ткачева
Надежда Владимировна
Высшее профессиональное
14 лет
Учитель
истории и обществознания

9
Громова
Светлана Васильевна
Высшее профессиональное
17 лет
Учитель
русского языка и литературы


В школе созданы все условия для повышения уровня профессиональной компетентности и профессиональною роста классных руководителей. В работе с детьми «группы риска» в школе действует система наставничества, из числа классных руководителей, развивается деятельность службы медиации, работает школьный уполномоченный. Все классные руководители владеют компьютерами на уровне пользователя, владеют программами необходимыми для проведения эффективных воспитательных мероприятий: Microsoft PowerPoint, Microsoft Pablisher и др. Осуществляется межведомственное взаимодействие со службами города: отдел ОПДН ОМВД России по городу Новошахтинску и отдел КДН и ЗП при Администрации города, центр психологической поддержки детей МБУ «Центр «Успех», отдел опеки и попечительства Управления образования, центр занятости населения, ГБУ СРЦ , отдел по работе с населением пос. Несветаевский и др.
Географическое положение посёлка, его удалённость от городской социокультурной среды имеет положительное влияние на жизненную среду населения посёлка: затруднено проникновение массовой молодёжной культуры, криминальных элементов, антирелигиозных течений и т.д. Сохраняются некоторые народные обычаи, традиции и праздники поселка.
В школе созданы разновозрастные отряды:
- отряд ДЮП (дружина юного пожарного) – проводятся занятия по пожарно-прикладному делу. Большое внимание уделяется изучению правил безопасного обращения с огнем и профилактике травматизма;
- отряд ЮИД (юный инспектор дорожного движения) с целью расширения знаний детей о правилах дорожного движения.
Таким образом, социокультурное пространство средней школы № 16 представляет собой комплекс, состоящий из образовательных учреждений: школа и детский сад. Анализ воспитательной ситуации данного социокультурного пространства показал, что в ней происходят изменения, связанные с изменением среды жизнедеятельности учащихся их родителей.
Главной задачей нашей школы является сохранение контингента учащихся, обеспечение системы в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в связи с отсутствием полной занятости детей в досуговой деятельности, а так же по профилактике вредных привычек для сохранения здоровья детей.
Годовой цикл праздников, творческих дел отражён в воспитательной программе «Школа - наш дом», которая формирует идеи творчества и успеха, обогащает школьную жизнь новыми событиями при сохранении традиционных, создаёт условия для реализации творческого потенциала и возможностей всех участников образовательного процесса. Это постоянная программа, которая реализуется на основании плана на каждый учебный год, связана с другими программами, проектами (в том числе и краткосрочными).

II. Целевые ориентиры воспитательной системы
 Целевым направлением воспитательной системы школы является
-формирование социально - активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества: деловитость, законопослушность, творческую индивидуальность и целеустремленность, умение отстаивать свою точку зрения и доказывать её значимость;
-развитие в ребенке желание трудиться, приукрашать и облагораживать свой город, малую родину (поселок, город, где родился).
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1.      Создание благоприятных психолого–педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребёнка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
2.      Формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.).
3.      Развитие способности у учащихся к успешной социализации в обществе и активной интеграции на рынке труда.
4.      Содействие формированию сознательного стремления учащегося к здоровому образу жизни, как естественной основе умственного, физического, трудового  и нравственного развития.
5.      Формирование благоприятных, дружеских отношений между обучающимися и взаимопонимания между обучающимися и педагогическими работниками.
6.      Поддержание, укрепление и обновление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива и активизация внимания учащихся на традициях родного края, города и поселка.
7.     Укрепление системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося.
8.     Развитие методической работы в школе, призванной оказывать помощь классному руководителю и создавать условия для развития творческого потенциала и педагогической индивидуальности классного руководителя.

2.1. Принципы построения воспитательной системы

Воспитательная система нашей школы «Дорога добра и человечности» строится на основных принципах, определяющих стратегию, содержание, пути и способы воспитания в школе:
Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.
Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.
Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в демонстрации и реализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей, учитывая менталитет нашей местности.
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.
Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным, полноправным членом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.
Принцип общения – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать другого человека.
Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».

III. Методологическая основа воспитательной системы

Воспитательная системы школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрерывно расширяю- щееся воспитательное пространство. Логика развития личностно - ориентированного образования требует разрешения важной инновационной проблемы: пересмотр системы организации не только учебного процесса, но и всех иных условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребенка в образовании и в жизни. Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна педагогическая поддержка.
Теоретическая основа: перестройка отношений между детьми и взрослыми - от отношений субординации к отношениям сотрудничества – «воспитание словом». Образовательный процесс в школе должен стать благоприятной средой для развития личности ученика. Исходя из этого, наиболее актуальными следует считать следующие компоненты гуманистического воспитания:
Индивидуально-групповой:
-администрация школы, учителя сотрудники МБОУ СОШ №16;
-учащиеся;
-родители учеников;
-другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности школы;

Функционально - деятельностный:
- основные функции воспитательной системы;
- управление и самоуправление воспитательной системой;

Ценностно-ориентированный:
-ценности социума;
-цели и задачи воспитания;
-идеи построения воспитательной системы;
- система жизнетворчества.

Комплексный диагностико-результативный компонент:
-критерии и показатели эффективности воспитательной системы;
-формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки воспитательной системы школы.

IV.Модель личности выпускника школы

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


4.1.Формирование личности воспитанника школы.

Поскольку в центр концепции воспитательной работы мы поставили ученика и ориентировали систему на создание оптимальных условий для формирования полноценной личности выпускника школы в новых условиях образования (ФГОС), основное внимание следует уделить, на наш взгляд, следующим характеристикам личности:
4.1.1 Интеллект (учебно - познавательное направление)
Информационная база знаний, полученных в результате обучения в школе, должна сопровождаться рядом мыслительных способностей:
- критичностью;
- гибкостью;
- способностью к рефлексии;
- глубиной мышления;
- способностью самостоятельно получать новые знания, находить им применение;
- способность овладевать общеучебными умениями и навыками пользоваться ими в учебной и внеучебной деятельности;
Реализуется в процессе занятия ребенка в предметных кружках (внеурочная деятельность), участия в предметных неделях, «литературных уроках», олимпиадах, играх, викторинах, конкурсах и т.д.
4.1.2 Креативность:
В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою нишу очень сложно. Каждый воспитанник нашей школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности. Педагогический коллектив МБОУ СОШ №16 уделяет особое внимание стимулированию детской активности, творчеству.
4.1.3 Нравственность (духовно – нравственное воспитание):
Обширная информация, которая предоставляется учащимся в ходе их
обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность. Многие ребята имеют заниженную самооценку. Поэтому в повседневной школьной жизни мы стараемся прививать учащимся чувства взаимопонимания, сострадания, ответственности и другие гуманистические, нравственные качества.
Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении, культурных ценностей исторического прошлого обеспечивающего нравственного поведения учащегося. Формирование внутренней этической нормы поведения осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять национальной культуре, традициям народов, живущих в России.
Растущая разница материального обеспечения семей наших воспитанников,
коммерциализация сферы культуры, не позволяют многим учащимся в полной мере приобщиться к духовным ценностям, что впоследствии приводит к духовно – нравственному кризису общества. Поэтому именно в стенах школы учителя – предметники, педагоги дополнительного образования стараются активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно - эстетический вкус.
4.1.4 Гражданственность и патриотизм (гражданско –патриотическое, правовое воспитание.)
Особое внимание мы уделяем гражданско - патриотическому воспитанию. Сегодня его актуальность определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, учащиеся не испытывают гордости за историческое прошлое и настоящее нашего Родины. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. В соответствии с этим задача педагогического коллектива связана с повышением требований к изучению и исполнению школьного законодательства, утверждением в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» Родину.
Реализуется через работу городского краеведческого музея и музеев школ города, области, тематические классные часы, «Уроки Мужества», беседы об истории государства, родного города, пропаганду государственной символики, проведение встреч с ветеранами войны и труда, проведение в поселке митингов ко дню Победы, экскурсий, участие в гражданско – патриотических праздниках, школьных и городских конкурсах военно-патриотической песни, смотрах – строя и песни и т.д. ).
4.1.5 Коммуникативность:
Не менее важным направлением в работе педагога является работа по
организации общения и взаимоотношений в системах «учитель-ученик», «ученик-
ученик», «учитель-ученик-родитель». Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для ребенка участие в жизни класса, школы после уроков - это найти свое место среди сверстников. В работе классного руководителя в этом направлении есть важное звено, которое он не должен потерять: это создание ситуаций для добровольного выбора.
В связи с необходимостью интеграции к изменяющимся условиям социума,
выпускник школы должен обладать следующими коммуникативными навыками:
-готовностью к сотрудничеству;
-способностью к пониманию другой личности, к сопереживанию;
-готовностью оказать помощь;
-доброжелательностью;
-тактом;
-индивидуальным стилем общения.
4.1.6 Здоровье (спортивно – оздоровительное, экологическое направление)
Экологическая ситуация в мире нестабильна, поэтому задача педагогов довести до сведения обучающихся, что необходимо делать, чтобы сохранить и сберечь нашу планету от экологической опасности.
Влияние наркотических средств, алкоголя никотина на молодой растущий организм губительно. Возможности приобретения этих веществ расширяются, несмотря на деятельность правоохранительных органов – общество не справляется с этими проблемами. Мы видим задачу школы, в связи с вышеперечисленным, в профилактической работе раннего выявления зависимости , в формировании у школьников следующих установок:
-потребности в здоровом образе жизни и здоровом питании;
-неприятия негативного влияния окружающих;
-умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим);
-стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья.
Реализуется:
- через проведение Дней здоровья, проведение подвижных игр на переменах, соревнований, участие в городских и школьных спортивных соревнованиях, проведение конкурсов;
- через реализацию программы экологического воспитания, проведение
экологических акций, десантов, декад, субботников, марафонов;
- через проведение мероприятий по охране здоровья и личной гигиене учащихся, выпуск санбюллетеней и газет на санитарно - гигиеническую тему, беседы по технике безопасности, и т.д.
4.1.7. Семья.
В современных условиях нельзя хорошо построить работу с учащимися без постоянной работы с семьей. Все семьи разные, разный материальный достаток, отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
В школе сложилась определенная система работы с родителями. Активное вовлечение родителей, пока что чаще всего родителей начальной школы и выпускных классов, в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия, видеоконференции, мастер-классы и т.д.
Поэтому в нашей практике приоритетными стали личностно – ориентированный подход по отношению к семье, родителям, персональный подход к детям.
Формы работы с родителями:
* Изучение семьи, ее традиций, ценностей.
*Приглашение родителей на открытые уроки.
*Общешкольные родительские собрания.
*Родительские конференции.
*Родительский всеобуч (просвещение, консультирование и обучение родителей).
*Информирование (знакомство родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса).
*Помощь родителей в проведении экскурсий, соревнований, КТД.
*Индивидуальные встречи, консультации с учителями-предметниками.
*Поощрение родительской активности.
*Изучение образовательного заказа семьи.
4.1.8. Профессиональная адаптация учащихся.
Реализуется через реализацию школьной программы профессионального самоопределения «Твой выбор», на основе совместной деятельности с Центром занятости населения, с классными руководителями, сотрудничества со средними специальными и высшими учебными заведениями, предприятиями города.

4.1.9. Поддержание, укрепление и формирование традиций школы.
Данное направление воспитательной работы призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитания. Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать гражданина, семьянина, товарища. Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников и педагогов к формированию новых традиций, к совместному творчеству.
Реализуется через организацию традиционных праздников, посещение театров, выставок, музеев, встреча с известными людьми, ветеранами, проведение
·вечеров встреч, смотров, выставок и конкурсов и т.д.

4.1.10 Формирование системы самоуправления школьников.
Смысл ученического самоуправления в нашей школе мы видим в обучении учеников основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, коллективом. В школе работает детская школьная организация «Республика СМиД» (СОЮЗ МАЛЬЧИШЕК и ДЕВЧОНОК)

V. Направления воспитательной работы.
Организация воспитания и социализации учащихся школы осуществляется по следующим направлениям : 
5.1. «Гражданско-патриотическое»
Концептуальные основы – формирование социально-трудовых и ценностно – смысловых компетенций.
Круг традиций
Школа - город - страна
«Сделай свой выбор»
Реализуется подпрограммой «Человек. Гражданин. Патриот» и подпрограммой профессионального самоопределения учащихся «Труд как добродетель» воспитательной программы школы «Школа - наш дом» Воспитание и формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа. Содействие актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
Ценности:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
правовое государство;
служение Отечеству;
гражданское общество;
долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей;
закон и правопорядок;
межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям. 
Осознание роли труда в жизни каждого человека и своей собственной.
Мир профессий.
самоопределение, способности, интересы и возможности «Хочу, могу и надо»
социальная адаптация к жизни.
5.2. «Нравственно – эстетическое »:
Концептуальные основы – формирование общекультурных компетенций.
«Мир прекрасного»
Школа-дом – семья-жизнь
Досуг
Реализуется подпрограммой художественно-эстетического направления «Красота спасет мир» воспитательной программы школы «Школа - наш дом» Воспитание нравственных чувств и этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Ценности:
нравственный выбор;
смысл жизни;
милосердие;
честь;
достоинство;
любовь;
почитание родителей;
забота о старших и младших;
взаимопонимание и умение слушать и слышать другого;
желанные дети;
представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества; 
этические нормы поведения;
умение ценить и разбираться в произведениях искусства и музыки.
5.3. «Спортивно-оздоровительное» и «Экологическое»
Концептуальная основа – формирование компетенции потребности в здоровом образе жизни, стойких убеждений и активной позиции по проблемам охраны и улучшения окружающей среды;
«Здоровые дети - будущее России»
«Чистый дом»
Реализуется подпрограммой «В здоровом теле – здоровый дух» и
подпрограммой экологического воспитания «Зеленая планета» воспитательной программы школы «Школа - наш дом»
Сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни. Ценности экологического воспитания:
трудолюбие и творчество;
созидание и целеустремленность;
настойчивость в достижении целей;
бережливость и охрана окружающей среды.
Ценности ЗОЖ:
здоровье физическое;
активный отдых;
гигиена и закалка
здоровое питание. 

5.4.Социально - правовое и профилактическое направление
Концептуальная основа – формирование компетенции гражданственности и самосовершенствования
Профилактика несчастных случаев с детьми в школе, в быту (ветхое жилье, пожары, электронагревательные приборы, водоемы, пиротехника, теракты, интернет-безопасность и т.д.)
Профилактика вредных привычек.
Профилактика суицидов.
Профилактика девиантного поведения, преступлений и правонарушений среди детей и подростков.
Профилактика ДДТП и формирование навыков знаний ПДД.
Реализуется программами по предупреждению ДДТТ «Дорога жизни», программа по правовому воспитанию «Я и закон», программа по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Возьмемся за руки друзья», а так же памятки, инструктажи, встречи со специалистами служб города и т.д.
Ценности:
здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива);
основы жизнедеятельности и безопасности;
здоровье физическое;
соблюдение ПДД и ППБ;
законопослушный гражданин.

5.5. Учебно-познавательное направление «Интеллект»

Концептуальная основа – формирование учебно-познавательных, интеллектуальных компетенций
Развитие способностей и познавательных интересов учащихся.
Реализуется подпрограммой интеллектуальной направленности «Ученье - свет» воспитательной программы школы «Школа-дом»
Цель: Создание условий для развития интеллектуального потенциала учащихся. Задачи:
1) Содействие интеллектуальному развитию учащихся.
2) Создание условий для развития познавательных интересов.
Направления деятельности:
1. Изучение интеллектуальных возможностей учащихся (психодиагностика).
2. Применение развивающих технологий, форм, методов в учебной и внеурочной деятельности.
3. Вовлечение учащихся в творческую интеллектуальную деятельность.
4. Проведение интеллектуальных игр типа «Что? Где? Когда?», КВН
5. Организация внеурочной работы по интересам.
6. Проведение научно-практических конференций.
7.Содействие участию в интеллектуальных конкурсах, конференциях, чтениях, смотрах и т.д.
8. Использование базы библиотеки и компьютерного класса в организации предметных и внеурочных мероприятий .
9. Проведение предметных недель.

Программа «Одаренные дети»
Цель: создание условий для самореализации личности в отдельных областях знаний.
Задачи: 1) Выявление наиболее продвинутых учащихся;
2) Содействие личностному росту ребенка.
Направления деятельности:
1. Выявление одаренных детей, проявляющих особые способности и высокие результаты, как при изучении всех предметов, так и отдельных из них, а также в других видах деятельности
2. Разработка индивидуальных программ обучения по отдельным предметам.
3. Предоставление условий для внеурочной работы на индивидуальных занятиях. 4. Предоставление возможности участия в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях и т.д.
5. Моральное и материальное поощрение успехов и достижений (чествование на линейках, вручение грамот, призов и т.п.)
6. Представление к именной стипендии (городской, областной).
7. Организация и проведение предметных олимпиад в школе.
Ценности:
самостоятельное и рациональное мышление;
убежденность и готовность к самореализации,
умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах.
Достижение профессионального роста ( успешное участие в итоговой аттестации и поступление в ВУЗы, ССУЗы и НПО)
5.6. «Семья»
Школа для родителей
Воспитываем вместе.
Сотрудничество семьи и школы, воспитание у учащихся осознанного принятия ценности и традиций семьи. Установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.
Ценности:
любовь и брак, как основа семьи,
взаимопонимание в семье: детско-родительские отношения;
сотрудничество : « школа-родители»;
Реализуется подпрограммой «Семья» воспитательной программы школы «Школа-Дом»
5.7. Диагностика результатов воспитания (методики, тесты, анкетирование)
5.8.Организация работы ДШО «Республика СМИД»
Концептуальные основы – формирование социально-трудовых и коммуникативных компетенций.
Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разного возраста.
Задачи ученического самоуправления:
1. Способствовать развитию детского самоуправления. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ.
2. Содействовать развитию личности ребенка, его талантов и способностей, формированию общей культуры учащихся.
3. Создавать необходимые условия для сплочения детского коллектива.
4. Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих, общество и Отечество;
5. Пропагандировать здоровый образ жизни
6. Воспитывать желание приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзьям и ровесникам.

Главный принцип детского самоуправления – это золотое правило нравственности: «Не делай другому того, чего сам себе не желаешь»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Структура управления Республики
СМиД.













VI.Сферы деятельности компонентов воспитательной системы.

Деятельностными компонентами воспитательной системы школы являются сферы деятельности, к ним относятся:
- воспитывающая среда;
- учебная деятельность;
- внеклассная работа;
- система дополнительного образования.

Воспитывающая среда:

-оформление интерьера учебных кабинетов школы;
-психологическая атмосфера;
- социум;
- семья.

Эстетика окружающего пространства школы влияет на психическое состояние школьников, содействует психологическому комфорту.
Семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе.
Сотрудничество со всеми заинтересованными организациями и учреждени -ями, расширение функций Совета школы.

Учебная
деятельность:

- воспитание на уроке;
-организация предметных недель

Учебный процесс несет большой воспитательный заряд.
Воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:
-формирование у школьников основ мировоззре -ния и естественно-научной картины мира;
-использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов;
- учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.

Внеклассная работа:
- воспитательная работа в школе;
- система работы классного руководителя;
-классные и школьный коллективы;
-деятельность ученического самоуправления;
- традиции школы.


· Исходя из цели и задач, воспитательная работа предоставляет учащимся возможность выбора различных видов деятельности, соответству-
ющих личным потребностям: интеллектуальная, познаватель- ная, трудовая, творческая, спортивно-оздоровительная, художественная.

· В системе работы классного руководителя выделяют следующие направления:
-непосредственное воздействие на ученика (изучение индивидуальных способностей, интересов, окружения, развития);
-создание воспитывающей среды (сплочение коллектива, развитие самоуправления, включение в разные виды деятельности, формирование благоприятной эмоциональной атмосферы);
- коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка (помощь семье, взаимодействие с педколлективом, коррекция воздействия СМИ и интернет-ресурсов, нейтрализация негативных воздействий социума, взаимодействие с др. образовательными учреждениями).

·Ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является общешкольный коллектив. Школьная среда рассматрива- ется как совокупность межличностных отношений и норм поведения.

· Развитие классного коллектива, прежде всего, предполагает:
-включенность в систему каждого класса в качестве его компонента:
цели, реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений, требования к классной среде гармонично сочетаются с педагогическими характеристиками всей школьной системы. Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность.
Общие цели школы конкретизируются в целях класса.
Система строится таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общешкольного коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и форма.

·Школьное ученическое самоуправление позволяет успешно осуществлять участие в жизнедеятельности школы
классных коллективов. Развитие самоуправления является одной из самых актуальных и трудных задач воспитательной системы.
Участие школьников в управлении делами школы рассматривается, как способ обучения детей демократии,
подготовки их к жизни в современном обществе.

· Большое значение имеет сохранение, поиск, создание традиций школы.
К основным традициям нашей школы относятся:
- Праздник «День знаний»,
- День учителя,
- вечер «Осенний бал»
- День матери,
- Новый год,
-Вечер встречи,
-День защитника Отечества,
- 8 Марта,
- Масленица,
-Конкурс юных модельеров «Держись, Карден»
- День Победы,
- Последний звонок,
- Выпускной бал.

Дополнительное образование:

-организация работы кружков на базе школы по различным направлениям.

Сеть объединений дополнительного образования – важная составная часть воспитательной системы. Дополнительное образование осуществляет целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его
Рациональную и эмоциональную сферы, оказывает воздействие на жизненные установки, изменяет поведение ребенка, дает уверенность в себе. В рамках данного направления установлены тесные контакты с детской станцией юного техника (СЮТ-1), городскими детскими библиотеками, детскими спортивными школами (ДЮСШ-4, бассейн в спорт-комплексе «Старт»)


VII. Организация воспитательного процесса.
Этапы реализации воспитательной системы
1 этап – Этап становления .
Цель: Формирование воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.
Задачи:
1. Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.
2. Введение инноваций в школьную жизнь.
3. Обновление модели выпускника.
4. Формирование связей с внешней средой.
Ожидаемый результат: цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.
2 этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы
Цель: развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.

Задачи:
1.Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
2.Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.
3.Развивать самоуправление.
4.Развивать взаимодействие школы с внешней средой.
5.Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы в условиях ФГОС.
Ожидаемый результат: воспитательная система как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.
3 этап – Завершающий. Система окончательно сформирована
Цель: усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
1. Содружество детей и взрослых.
2. Реализация личностного подхода.
3. Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.
4. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы
Ожидаемый результат: создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.

Этапы
Мероприятия

1 этап – Этап становления
Цель: Формирование воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.

1. Педсовет
2.Заседание МО классных руководителей по разработке концепции воспитательной системы.

2 этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы
Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.







1.Разработали воспитательную систему школы.
2.Смоделировали структуры управления воспитательной системой школы.
3.Диагностировали уровень воспитанности школьников с целью выявления отклонений от концептуальных направлений воспитательной системы.
4.Разработали модель идеала выпускника и идеала педагога
5.Определили пути работы с одаренными учениками (педсовет).

3 этап – Завершающий. Система окончательно сформирована
Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.


1.Разработали вариативные программы воспитательной работы школы и по классам.
2. Обеспечили развитие школьного самоуправления.
3. Создали условия для обеспечения возможностей для самореализации учащихся в стенах школы:
- организовали работу внеурочной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся;
- обеспечили условия для реализации творческих способностей и возможностей школьников с целью их самоактуализации на уроке и во внеурочное время.
4.Организовали комплексное изучение личности школьника (по ступеням обучения), сопоставили его развитие, его ценностные ориентиры с моделью идеала выпускника.
5. Выявили уровень влияния воспитательной среды школы на уровень воспитанности школьников.
6. Анализ и коррекция воспитательных программ, внесение корректив в воспитательную систему школы.
7. Выявление и оценка реальных результатов.


VIII. Критерии и показатели эффективности воспитательной деятельности.
Критериями эффективности воспитательного процесса является готовность ребёнка к процессам «самости»: самоопределению, самореализации, самопознанию, саморегуляции; развитие индивидуальных способностей ученика; физическое и психическое развитие; защищённость и комфортность ребёнка в классной и школьной сообщности.
   8.1. Для исследования эффективности воспитательной системы используются следующие показатели:

·     социализированность личности учащихся;

·     развитие креативных способностей учащегося;

·     сформированность нравственной направленности личности учащегося;

·     уровень развития классных коллективов;

·     удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе;

·    удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения;

·     уровень развития самоуправления в школьном и классных коллективах.
 8.2. Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:

·     анкетирование;

·     тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой;

·     методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;

·     методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;

·     методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;

·     Анкета «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»

·     методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немова.

· социометрические методики.
8.3.Диагностические средства:
-метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся;
-педагогические наблюдения;
-мониторинг;
-анкетирование;
-ситуация выбора
- тестирование;
-статистический анализ текущей и итоговой аттестации;
-статистический медицинский анализ состояния здоровья детей;
-рефлексивные методы
8.3.1. Структура диагностики эффективности воспитательного процесса




















8.3.2. Цель диагностики эффективности воспитательного процесса









Воспитательный социум МБОУ СОШ №16




Социокультурное и межведомственное взаимодействие
МБОУ СОШ №16.



















Детская школа
искусств






X. Структура управления воспитательного процесса в школе

Управление воспитательной системой определяется системным подходом, когда система и объект управления имеет определённую организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия, ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.
- Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.
- Тактическое руководство осуществляют заместители директора. Они же являются координаторами проектов.
- Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.
- Педагоги – предметники являются консультантами в работе органов самоуправления.
- Школьный уполномоченный осуществляет отслеживание и соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирает конфликтные ситуации, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
- Руководители кружков, внеурочной деятельности осуществляют оперативное управление, т.е. действия в имеющихся условиях.
- Учащиеся осуществляют самоуправление.
- Родители являются соучастниками образовательного процесса.




























Показатели эффективности воспитательной системы школы

Показатели эффективности
2013-2014
2014-2015
2015-2016

Участие в городских мероприятиях: конкурсах, фестивалях, агитбригадах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и т.д.
40 чел.
40 чел.
55 чел.

Победители городских конкурсов.
14 чел.
15 чел.
13%
36 чел.
31%

Участие в международных, всероссийских и региональных онлайн-конкурсах.
Всего 26 чел.
(10чел. победители, призеры и лауреаты )

25%
Всего 35 чел.
(27чел. победители, призеры и лауреаты )

30%
Всего 76
чел.
(65 чел.
победители,
призеры и лауреаты)

65%

Уровень травматизма

-
-
-

Правонарушения, из них:
2
5
3

- число учащихся, состоящих на учете в

КДН и ЗП
в ОПДН;
-число учащихся, состоящих на внутришкольном учете, требующих к себе особого внимания.
- уровень осведомленности и ориентированности учащихся в знаниях правовых документов.
2
4
3


2
5
3


10
8
6


65%
72%
86%

Уровень сформированности
классного коллектива (средний показатель)
>0,55 низ., 0,55> 0,85 сред.,>0,85 высокий
0,65(сред.)
0,67(сред.)
0,72(сред.)

Средний уровень воспитанности и учащихся : 1-4 кл.
5-11 кл.


4,1


4,3


4,6


4,3
4,4
4,65

Уровень удовлетворенности учащимися
65%
82%
84%

Уровень удовлетворенности работой школы родителями
77%
86%
89%




Направления
внеурочной деятельности
Наименования
кружка
Учебный период



2013-2014 уч.год
2014-2015 уч.год
2015-2016
уч.год


Спортивно-оздоровительное направление
Секция «Калейдоскоп движений»

10 чел.

24чел.

11чел.


Час общения «Здоровье и правильное питание»

-

-

10

Духовно-нравственное направление
Клуб «Истоки»
-

-
10


Студия «Веселые нотки»
24
35
16

Социальное направление
Клуб знатоков ПДД «Веселый пешеход»
-
12
28


Содружество «Моя семья»
42
47
30


«Судомоделирование» от СЮТ-1
(2-8 кл.)
24
-
-


Объединение «Космос» от СЮТ-1(2-8кл.)


24

24

24

Общеинтеллектуаль-ное направление
Введение в физику (5 кл.)
-
-
10


Занимательная литература
(5 кл.)
-
-
10


Загадки русского языка (5 кл.)
-
-
10


Час общения «Познай себя»
17
12
24


Веселый английский
-
-
16


Литературная гостиная «В гостях у сказки»

12

12

10


Путешествие в математику
-
-
10

Общекультурное
Мастерская
«Сделай как я»
( 5 кл.)
-
-
10


«Мастерская самоделкина» от СЮТ -1
-
-
14


Доноведение «Традиции и ремесла родного края» (5 кл.)
-
-
10


Мастерская «Умелые ручки»
24
12
34


Студия «Волшебный мир пластилина»
24
24
28


Студия «Волшебный мир красок»
24
24
24


Содружество «Друзья природы»
24
24
25

Учреждения дополнительного образования города
1)МБУ ДО ЦРТДиЮ
2)«Детская художественная школа имени Н.В.Овечкина (МБУДО «ДХШ им. Н.В. Овечкина»).
3)Детская школа искусств;
4) МБУ ДО «СЮТ»
5) МБУ ДО ДЮСШ №1
6) МБУ ДО ДЮСШ №2
7) МБУ ДО ДЮСШ №3
8) МБУ ДО ДЮСШ №4
9) Городская музыкальная школа.
10) спортивный комплекс «Старт»
8 %
9 %
21%


Трудоустройство выпускников

Выпуски

ВУЗы
ССУЗы
Начальные профессиональные учреждения, колледжи, лицеи.
Армия, устройство
на работу
Продол-жат обуче-ние
в школе


Всего




11
кл.
9 кл.
11
кл.
9
кл.

9
кл.
11 кл.
9 кл.

2014
4
0
0
4
3
0
9
8
12

2015
4
0
0
1
3
0
6
5
9

2016











13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Аналитическая справка
по показателям эффективности воспитательной системы

По результатам диагностики эффективности воспитательной системы за последние 3 года можно сделать выводы, что уровень воспитанности учащихся повышается в связи с развитием компьютерной оснащенности классов, повышается уровень мотивации к получению знаний и достижению профессиональных высот среди старшеклассников. Почти 50% учащихся ежегодно после 11 классов поступают в ВУЗы страны и области. Повышая патриотический уровень воспитания детей, усиливаются их чувства сострадания, чувство гордости за своих предков. Повышается уровень ответственности среди учащихся за своё здоровье, не равнодушными дети становятся к общественным, волонтерским, движениям. Это достигается теми формами работы с учащимися, которые предусматривает воспитательная система школы.
Наблюдается устойчивость высокого уровня удовлетворенности родителей деятельностью школы. В целом учащиеся и их родители позитивно оценивают деятельность образовательного учреждения. За последние 3 года в школе расширилась возможность детей заниматься в кружках по интересам, появилось новое спортивное оборудование в спортивном зале, в связи с модернизацией образования, маленькое количество детей в классе обеспечивает индивидуальный подход учителя – предметника к каждому ученику.
Положительное отношение учащихся к традициям и положительным ценностям школы способствует созданная в школе комфортная образовательная среда. В результате целенаправленной воспитательной работы и системы дополнительного образования, а так же внеурочной деятельности учащиеся могут объективно оценить свое поведение, быть терпимыми к одноклассникам, детям с ОВЗ и организовывать свою деятельность во внеурочное время в соответствии со своими возможностями, потребностями, склонностями. За последние 3 года увеличилась инфраструктура города Новошахтинска: открылся новый спортивный комплекс «Старт» с бассейном, тренажерными и спортивными залами, модернизирован центральный стадион, заработали в полную силу учреждения дополнительного образования на базе поселковых советов, открываются новые филиалы городского ЦРТДиЮ. Мы стараемся приглашать в гости представителей УДО для привлечения в них наибольшего количества детей из нашей школы.
Повысился уровень участия и победителей в Международных и Всероссийских онлайн-олимпиадах по предметам и творческих конкурсах. В связи с введением новых стандартов в образовательную среду (ФГОС) возрос интерес учащихся создавать личные портфолио и активно накапливать в него свои достижения.
Имеющаяся динамика позволяет сделать вывод об эффективности воспитательной системы и ее положительном влиянии на развитие личности учащегося.























Заключение
Вся воспитательная система школы строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе личностно ориентированного подхода в соответствии с разработанной Моделью выпускника школы. Возрождение российского общества возможно только при формировании у подрастающего поколения высоких моральных качеств, поэтому проблемы обеспечения воспитания российской молодежи остаются актуальными. Разрабатывая воспитательную систему школы как образовательного учреждения, педагогический коллектив учитывал особенности и тенденции в развитии современного российского общества: возникновение в обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации, переоценка роли образования и пренебрежение задачами воспитания.
Этим и обусловлена постановка в центр внимания патриотического, духовного и нравственно-эстетического воспитания, нацеленных на формирование основных качеств личности.
Сегодня коллектив школы ведет поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общества.

























Список литературы

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие / В.В. Воронов. - М. Педагогическое общество России, 2002. - 192 с.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 128 с.
3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; Под ред. Н.Л. Селивановой - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
4. Караковский В.А. Школа воспитания: 825-й маршрут / В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, М.А. Исаева и др. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 416 с.
5. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред.В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и др. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 148 с.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ).
7. Федеральная целевая программа развития образования (приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг.» от 10.04.2000 г. №51-ФЗ).
8. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120-ФЗ с изменениями от 07.05.2013 г.).
9.Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 03.02.2006 г. №21).
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
11. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. №1760-р).
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» (утверждена Постановлением Правительства РФ от05.10.2010 г. №795).

Подпись: зам.директора по ВР _________ Е.А.Щуркина

«Подлинность данных, изложенных в воспитательной модели, удостоверяю
Директор МБОУ СОШ №16 ______________ М.А.Семка
подпись расшифровка подписи
Дата___________ «М.П.»








13PAGE \* MERGEFORMAT14215



Детская школьная организация
«Республика СМиД»
МБОУ СОШ №16



Советник при президенте

Совет Республики СМиД


Президент


Вице-президент

Жители городов

Большой совет
учащихся

Мэры городов-классов

Определение целей диагностического исследования

Выявление параметров диагностики

Отбор и использование различных методов изучения эффективности воспитательного процесса

Обработка и обобщение результатов исследования

Разработка рекомендаций по совершенствованию воспитательного процесса на основе полученных данных

Получение данных о результатах воспитательного процесса на личность ученика

Выявление проблем и трудностей в воспитании

Коррекция и дальнейшее совершенствование деятельности субъектов воспитательного процесса

Управление образования


Медицинские учреждения города

ОПДН ОМВД России по городу Новошахтинску

Центр ПМСС
«УСПЕХ»

Редакция
детской городской газеты «Переменка»


ДЮСШ -4,СЮТ-1,
Спорткомплекс «Старт»

Поселковая детская библиотека им.Гайдара


Дворец культуры поселка Несветаевский


МДОУ №36
«Золотое зернышко»

Новошахтинский краеведческий музей


Новошахтинский драматический театр


Управляющий Совет школы

Директор

Педагогический совет

Зам. директора по ВР

Зам директора по УВР

МО классных руководителей

Школьный уполномочен-
ный

Классные руководителиДиректор

Родительские комитеты

Учителя-предметники

ДШО «Республика СМиД»

Совет старшеклассников

Учащиеся школы

Активы классов




Условия для самореализации

Times New RomanRoot Entry