Система А.С.Макаренко и воспитательная система в современной школе
СИСТЕМА МАКАРЕНКО И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) - один из самых известных педагогов ХХ столетия, известный тем, что разработал и успешно внедрил в педагогическую деятельность особую воспитательную практику, которую сейчас называют «системой Макаренко». Особенность этой системы была в том, что, во-первых, она отвечала задачам и духу того времени (строилось новое общество), а во-вторых, на практике она применялась в колонии для малолетних преступников (которая затем была преобразована в коммуну).
Педагогические находки Антона Семёновича известны и современной педагогике: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. Макаренко считал коллектив формой педагогического процесса и утверждал, что именно в коллективе формируются нормы и отношения, сознательная дисциплина, воспитывающие традиции. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно-значимой коллективной деятельностью и взаимоотношений.
Главной задачей воспитательной работы Антон Семёнович считал воспитание личности в коллективе и через коллектив, а сущностью своего педагогического опыта – «как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему». Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают, и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности». По мнению педагога, коллектив должен иметь общую цель, общее дело, заниматься разными видами деятельности, иметь органы управления, которые организуют, контролируют и направляют в нужное русло действия всех членов коллектива.
Важнейшим элементов воспитания, без которого невозможна действенность всей системы, является трудовое воспитание: именно оно сразу меняет статус воспитанника, превращая его из «ребёнка» в «гражданина», у которого есть не только права, но и обязанности. А осознание своих обязанностей непосредственно влияет на формирование и развитие личности. Макаренко считал важным в воспитании человека гармонично соединить учёбу и труд, причём, труд должен быть производительным и быть именно частью воспитательного процесса. Антон Семёнович на практике доказал, что «самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде».
Семью Макаренко рассматривал как первичный коллектив, который определяет успех воспитания детей. В "Книге для родителей" он говорит, что в семье все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Антон Семёнович подчёркивает, что личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, родительские межличностные взаимоотношения не просто влияют на ребёнка, а формирует его личность.
Для формирования устойчивого стремления к лучшему А. С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А. С. Макаренко, и обеспечивала его постоянное продвижение вперед. Постоянно подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании личности, он указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания: она не объект воспитательного влияния, а его носитель, но субъектом она становится только выражая интересы всего коллектива».
Чего же достиг этот педагог? Так ли успешны и эффективны подходы созданной им системы?
А.С. Макаренко известен тем, что работал с самыми «трудными» (как их сейчас называют) подростками. Он не только работал с ними, а возглавил колонии для несовершеннолетних преступников, которые уже не могли жить в нормальном обществе. Макаренко действительно показал такое мастерство в воспитании детей, что через некоторое время полностью отказался от воспитателей. Полутысячный коллектив бывших правонарушителей жил самостоятельно. Подходы Макаренко абсолютно себя оправдали, и это вызывало у начальства и проверяющих удивление, недоумение и недоверие: мало кто мог поверить, что воспитанники самостоятельно себя обслуживали, приводили в порядок вещи и помещения (в коммуне никогда не было уборщиц), готовили еду, заготавливали топливо. Через несколько лет коммуна полностью отказалась от сторонней материальной помощи и перешла на самоокупаемость: у бывших колонистов был свой завод, дети освоили производство, в 16-19 лет они, как раньше говорилось, «имели зерно в руках», то есть владели рабочей специальностью, которая могла их прокормить в настоящем и будущем. Труд ребят был серьёзен и «настоящ», они были преисполнены чувством собственной значимости и достоинства: они сами, своими руками создавали, собирали, чинили, продавали, закупали. Мало того, что часть заработанных денег отдавалась государству, полученные в результате производства деньги тратились не только на еду и одежду: коммунарцы оказывали помощь старшим (в качестве стипендии) или младшим, которые были ещё не обучены, позволяли себе культурные походы и поездки. Это был такой грандиозный педагогический опыт, что не оказалось никого, кто признал бы его: это была своего рода революция в педагогике.
Известно, что Максим Горький выступал в защиту Макаренко и его системы, и, кажется, поэтому педагог остался цел, ведь его методы были признаны «антисоветскими» и запрещены к использованию, а одним из ярых врагов его была Н.К.Крупская.
Сделаем небольшое отступление и обратимся к данным статистики.
В наше время (по данным Генпрокуратуры РФ) только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством. Эти же цифры неоднократно приводил в своих выступлениях депутат Госдумы от КПРФ Смолин О.Н.
Для сравнения: среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не было ни одного рецидива. Похожие достижения были и у ученика Макаренко Семена Калабалина (он и его жена по этой же системе воспитали около 7000 воспитанников).
Что же говорит о трудностях воспитания сам Педагог? Известно, что он всегда обращал внимание на создание технологий воспитывающего воздействия (кажется, в наши дни эту идею частично подхватили и переработали ФГОСы). Ещё очень интересную аналогию Макаренко проводит между воспитанием и процессами производства на заводе: "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. А я… больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой... Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине. Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. .. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? ..»
Необходимо также обратить внимание на четыре основных постулата макаренковской системы:
деятельность (у коллектива должно быть реальное дело, которое их будет кормить, дисциплинировать и воспитывать);
ядро коллектива (так называемая «закваска», авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии). Дети должны доносить правила на своём языке, а роль воспитателя – организовать цивилизованные рамки;
самоуправление (в том случае, если есть дело и здоровый коллектив) становится школой лидерства, образцом руководства, укрепляет коллектив и ведёт его к процветанию;
правила должны быть обязательно и должны соблюдаться неукоснительно. У Макаренко были и жёсткие правила, и приятные (но обязательные) традиции, которые тоже вносили огромный вклад в воспитание личности.
«Макаренко никогда не был гуманистом, он готов был работать жестко, по-мужски, ценил порядок и дисциплину, в том числе армейские порядки» - говорили о педагоге коллеги и современники. Видимо, эти личностные качества помогли ему в становлении и эффективности системы, но в наше время для педагога это будет, скорее, отрицательная характеристика, чем положительная. Хотя насчёт «не был гуманистом» можно поспорить: учитывая то, что сделал Макаренко для беспризорных, брошенных и никому не нужных детей, для своего времени он был величайшим гуманистом.
…Коммуны Макаренко исчезли, его дело самоотверженно продолжал Семён Калабалин, который тоже претерпел от клеветников и недоброжелателей (ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью, на него писали донос как на «врага народа»), прошёл через войну, «поднял» системой Макаренко несколько детских домов и умер на работе в 1972 году; после этого никто уже не поднимал флаг коммуны…
…Возможно ли возрождение системы Антона Семёновича в наши дни в современной школе? Несмотря на потрясающую эффективность системы этого педагога и актуальность воспитательной работы с «трудными» сейчас, в наше время, думаю, что система Макаренко не впишется в рамки образовательной политики. Почему? Давайте сопоставим некоторые аспекты СМ и современной воспитательной системы в школе и рассмотрим это сопоставление в таблице:
Система Макаренко Воспитательная система
в современной школе
Разновозрастные отряды – принцип организации коммуны (старшие учат младших и помогают им; всем находится своё место и предназначение) Классы одного возраста.
Разновозрастных групп нет ни в одной школе. Всех учат учителя, а не старшие товарищи.
Совет командиров, самоуправление – осуществляют управление жизнью и работой коммуны Самоуправление и совет командиров как органы школьного самоуправления существуют лишь формально, никакой действенной силы и полномочий не имеют.
«Как можно больше требовательности к человеку, как можно больше уважения к нему» - кредо А.С.Макаренко Уважение к личности – да. Требовательность – под вопросом. Требовательность к ученику со стороны учителя есть, но не выходит за пределы определённых рамок. «Как можно больше требовательности» - в школе это не пройдёт либо должно быть скрупулёзно обосновано какой-то жёсткой необходимостью.
«Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся» - рабочий закон. Дети готовятся к труду и жизни теоретически: читают о труде и жизни в книгах, слушают взрослых, смотрят фильмы. Жизнь детей в школе – теоретические дисциплины, опосредованное изучение окружающего мира.
Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Главная задача воспитательной работы в школе – «воспитать гармонично развитую личность, способную успешно социализироваться в коллективе и развиваться».
Интересы коллектива выше интересов отдельной личности. В современной школе всё «вертится» вокруг личности: индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика
Обязанность ответственности - одно из главнейших условий воспитания. Учителя стараются воспитывать ответственность, но об обязанности ответственности говорить не приходится.
Бодрая, радостная, мажорная атмосфера - одно из главнейших условий воспитания. Сейчас в школе это вообще не ставится условием воспитания. Это желательно, но никто не говорит об обязательности и необходимости радостной атмосферы.
Трудовое воспитание - один из важнейших элементов воспитания. Трудового воспитания в школе нет. В школе нет никакого трудового воспитания. Нет общественно-полезного труда. Нет сбора макулатуры и металлолома. Нет субботников и «трудовых десантов».В школе нет даже уроков труда! Их заменили уроки технологии, но, во-первых, они не выполняют функцию трудового воспитания, а во-вторых, и они постепенно исчезают из учебного плана.
Личность – носитель воспитательного влияния. Личность – объект воспитательного влияния.
В коммуне никогда не было уборщиц. В школе моют полы, туалеты, коридоры, окна, стены только уборщицы. Учитель не имеет права заставить ученика выполнить что-либо из этой работы.
Педагогическое производство – по технологической логике «По логике моральной проповеди», как говорил А.С.Макаренко.
Как ни странно, система Макаренко частично реализуется в деловых компаниях, занимающихся бизнесом. Это можно видеть в следующем: связь доходов каждого сотрудника с общей прибылью предприятия, воспитание новых сотрудников с помощью «ядра» коллектива, кодекс компании (правила) и контроль, самоуправление в отдельных блоках или творческих группах, деловая конкуренция («социалистическое соревнование»).
Верю, что не настанут больше времена, когда страна захлёбывалась преступниками, беспризорниками, безграмотными, тёмными подростками и брошенными детьми, но думаю, что новый Макаренко снова нужен нашей современной школе.