Рабочая программа по внеурочной деятельности
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
закрытого административно-территориального образования
г. Радужный Владимирской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №2
ЗАТО г. Радужный
Владимирской области
______________ Т.В. Борисова
«__» «____________» 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
внеурочной деятельности
«Академия маленького умника»
1 – 4 классы
Составитель:
Носова Наталья Васильевна
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
Протокол №___от «___»______ 20__г.
РАССМОТРЕНО
на заседании научно-методического совета
Протокол №___ от «__»________20____г.
Председатель НМС
____________________
/_____________________/
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УР______________
/_____________________/
«___» «________» 20__ г.
РАССМОТРЕНО:
на заседании школьного методического объединения учителей_________________
_________________________
Протокол № ____
от «___» __________ 20__ г.
Руководитель ШМО: _______
/__________________________/
г. Радужный
Пояснительная записка
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Академия маленького умника» разработана на основе
-Закона РФ «Об образовании»
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федерального базисного учебного плана года
- авторской программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенковой.
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования и учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;
Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии;
Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
Количество часов в год – 1 класс - 33 ч, 2 – 4 классы -34 ч
Количество часов в неделю – 1 ч
Итоговым контролем является участие в олимпиадах, играх, конкурсах, марафонах различных уровней.
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Академия маленького умника» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Академия маленького умника» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Место курса «Академия маленького умника» в учебном плане
Курс «Академия маленького умника» рассчитан на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
1 класс - 33 часа
2 - 4 классы по 34 часа
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Планируемые результаты изучения курса
Метапредметные
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Предметные результаты:
определять виды отношений между понятиями;
находить закономерность в различных предметных областях;
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Содержание курса (1 год обучения)
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1.Вводное занятие. Что такое исследование (5 ч.)
Теория (2ч)
Понятие “исследование”. Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научное исследование? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?
Практика (3ч)
Плавучесть предметов. Эксперименты с магнитом и металлами. Эксперименты по смешиванию красок.
2.Методы исследования (5 ч.)
Теория (1ч)
Думай самостоятельно. Просмотр книг. Вопрос - ответ. Кино- и телефильмы. Помощь компьютера. Свойства света. Рост и размножение комнатных растений.
Практика (4ч)
Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов ( вода, свет, комнатные растения, люди).
3. Практико-тренировочные занятия (4ч.)
Практика (4ч)
Игры «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Сколько значений у предмета», «Назовите как можно больше признаков предмета», «Тема одна - сюжетов много». Экскурсии: « Почему светит солнце?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?» «Почему птицы, когда собираются в стаи, так сильно шумят?» Рисование осенних листьев, деревьев, фруктов (форма, цвет, где растут, почему меняют цвет, и опадают с деревьев)
4. Классификация предметов (4 ч.)
Теория (1ч)
Понятие “классификации”. Классификация предметов по разным основаниям.
Практика (3ч)
Игры «Продолжи ряд», «Набор картинок», Геометрические фигуры для классифицирования, «Четвертый лишний». Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое».
5. Коллективное занятие «Жилой дом» (4 ч.)
Практика (4ч)
Экскурсия и наблюдения за тем, как строятся и функционируют жилые многоэтажные дома. Создание учащимся «собственной квартиры», рисование несуществующей, идеальной квартиры. Сборку жилого дома. Коллективное обсуждение выполненной работы.
6. Коллективная игра «Как работает завод» (2ч.)
Практика (2ч)
Игра направлена на исследование детьми принципа конвейерного производства.
7. Наблюдение и наблюдательность (4 ч.)
Теория (1ч)
Преимущества и недостатки (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практика (3ч)
Парные картинки, содержащие различия; найди два одинаковых квадрата; найди ошибки художника; найди силуэт изображённого предмета.
8. Экскурсия-наблюдение за воробьями.(1ч)
Практика (1ч)
9. Коллекционирование (4 ч.)
Теория (1ч)
Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практика (3ч)
Выбор темы для коллекции; сбор материала.
10. Экспресс-исследование (1 ч)
Теория (1ч)
Что такое экспресс-исследование.
Практика (3ч)
Мини-семинар, выставка.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1
Вводное занятие. Что такое исследование.
5
2
3
2
Методы исследования
5
1
4
3
Практико-тренировочные занятия.
4
-
4
4
Классификация предметов
4
1
3
5
Коллективное занятие «Жилой дом»
2
1
1
6
Коллективная игра «Как работает завод»
2
-
2
7
Наблюдение и наблюдательность
4
1
3
8
Экскурсия-наблюдение за воробьями.
1
-
1
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
9
Коллекционирование как исследовательская практика
4
1
3
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
10
Экспресс-исследование.
2
-
2
Всего
33
7
26
Содержание курса (2 год обучения)
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1
Что такое эксперимент
4
1
3
2
Структура исследования
4
1
3
3
Учимся выдвигать гипотезы
6
2
4
4
План исследования
3
-
3
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
5
Сбор материала для исследования
3
-
3
6
Что такое обобщение
5
1
4
7
Что такое понятие
7
2
5
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
8
Экспресс-исследование “Как зимуют травы”
2
-
2
Всего
34
7
27
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (17 ч)
Что такое эксперимент (4 часа)
Теория (1ч)
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практика (3ч)
Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: «Как вода исчезнет?» «Определяем плавучесть предметов». Эксперименты с домашними животными (например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам)
Структура исследования (4 часа)
Теория (1ч)
Что такое тема исследования. Правила выбора темы исследования. Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования.
Практика (3ч)
Анкета “Что мне интересно?” Составление модели “Почему репейник колючий”.
Учимся выдвигать гипотезы (6 часа)
Теория (2ч)
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если
Практика (4ч)
Игры - задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?” Организация и проведение игр « Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?», « Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы домашних животных»
План исследования (3 ч)
Практика (4ч)
Планируем собственное наблюдение “Почему надуваются мыльные пузыри?” Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы?”
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика (15 ч)
5. Сбор материала для исследования (3 ч)
Практика (4ч)
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений. Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.
Что такое обобщение (5 ч)
Теория (1ч)
Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практика (4ч)
Упражнения “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Что такое понятие (7 ч)
Теория (2ч)
Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие. Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.).
Практика (5ч)
Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, Е. Чарушин “Про Томку”. Загадки как определения понятий. Тренировочные задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.), “Опиши объект”, “Дай характеристику животного”, отгадывание загадок, составление кроссвордов.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (2 ч)
7. Экспресс-исследование “Как зимуют травы” (2 ч)
Практика (2ч)
Календарно- тематическое планирование
2 год обучения
№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Примечание
Раздел 1.
Тренинг исследовательских
способностей (17 ч)
Что такое эксперимент (4 ч)
1
Что знаем об экспериментировании
2
Мысленный эксперимент.
3
Эксперименты с реальными объектами: «Как вода исчезнет?»
4
«Определяем плавучесть предметов».
5
Эксперименты с домашними животными (например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам)
Структура исследования (4 ч)
1
Структура исследования
2
Анкета “Что мне интересно?”
3
Составление модели “Почему репейник колючий”.
4
Составление модели “Почему репейник колючий”.
Учимся выдвигать гипотезы (6 ч)
1
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы
2
Как строить гипотезы
3
Игры - задания: “Давайте вместе подумаем”
4
Игры -задания: “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”
5
Организация и проведение игр « Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили»
6
Организация и проведение игр « Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы домашних животных»
План исследования (3 ч)
1
Планируем собственное наблюдение “Почему надуваются мыльные пузыри?”
2
Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы?”
3
Обобщение пройденного
Раздел 2. Самостоятельная практика (15 ч)
исследовательская
Сбор материала для
исследования (3 ч)
1
Что такое исследовательский поиск.
2
Способы фиксации получаемых сведений.
3
Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.
Что такое обобщение (5 ч)
1
Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения.
2
Упражнения “Учимся анализировать»
3
Упражнения “Учимся выделять главное”
4
Упражнения “Расположи материал в определенной последовательности”.
5
Закрепление пройденного
Что такое понятие (7 ч)
1
Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие.
2
Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.).
3
Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, Е. Чарушин “Про Томку”.
4
Загадки как определения понятий.
5
Тренировочные задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.), “Опиши объект”,
6
Тренировочные задания “Дай характеристику животного”
7
Отгадывание загадок, составление кроссвордов.
Раздел 3. Мониторинг деятельности учащихся (2 ч)
исследовательской
1
Экспресс-исследование “Как зимуют травы”
2
Экспресс-исследование “Как зимуют травы”
Содержание курса (3 год обучения)
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1
Как подготовить сообщение
6
1
5
2
Подготовка к защите
5
1
4
3
Индивидуальные консультации
6
-
6
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
3
Участие в конференциях
4
-
4
4
Мини-конференция
6
-
6
5
Научно-практическая конференция
1
-
1
6
Выставка работ, презентации
2
-
2
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
7
Работа по методикам
4
1
3
Всего
34
3
31
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите (6 ч)
Теория (1ч)
Что такое сообщение, доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Практика(5ч)
“Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Подготовка к защите (5 ч)
Теория (1ч)
Что такое защита. Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Практика(4ч)
«Вопросы и ответы”, “Как доказывать идеи” и др.
Индивидуальные консультации (6ч)
Практика(6ч)
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика(13ч)
4.Участие в конференциях (ч)
Практика(6ч)
Подготовка к выступлению перед аудиторией. Выступления в группах малого состава.
5. Мини-конференция (6 ч)
Практика(6ч)
Дети и взрослые выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Научно-практическая конференция (1 ч)
Участие предполагает присутствие на гимназической конференции, выступление лучших докладов, вопросы авторам сообщений, высказывание собственных суждений.
5. Выставка исследовательских работ, презентация (2 ч)
Практика(2ч)
Выставка исследовательских работ, презентация о работе клуба, мнения членов клуба, их пожелания.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся(4ч)
6. Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Мини-курсы” (4ч)
Теория (1ч)
Работа по методикам “Продолжи исследование”
Практика(3ч)
“Мини-курсы»
Календарно- тематическое планирование
3 год обучения
№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Примечание
Раздел 1. Тренинг способностей
исследовательских(17 ч)
Как подготовить сообщение о и подготовиться к защите (6 ч)
результатах исследования
1
Что такое сообщение, доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании.
2
“Что сначала, что потом”
3
“Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
4
Игра «Рассказ по кругу№
5
Составление рассказов по заданному алгоритму” в парах
6
Составление рассказов по заданному алгоритму” в группах
Подготовка к защите (5 ч)
1
Что такое защита. Как правильно делать доклад
2
“Как отвечать на вопросы”
3
«Вопросы и ответы
4
“Как доказывать идеи” и др.
5
Обобщение изученного
Индивидуальные консультации (6ч)
1
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально.
2
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально.
3
Подготовка детских работ к публичной защите.
4
Подготовка детских работ к публичной защите.
5
Подготовка детских работ к публичной защите.
6
Подготовка детских работ к публичной защите.
Раздел 2. Самостоятельная практика(13ч)
исследовательская
Участие в конференциях (6 ч)
1
Подготовка к выступлению перед аудиторией.
2
Подготовка к выступлению перед аудиторией.
3
Подготовка к выступлению перед аудиторией.
4
Выступления в группах малого состава.
5
Выступления в группах малого состава.
6
Выступления в группах малого состава.
Мини-конференция (7 ч)
1
Выступление детей с краткими докладами по итогам собственных исследований.
2
Выступление детей с краткими докладами по итогам собственных исследований.
3
Выступление детей с краткими докладами по итогам собственных исследований.
4
Защита проектов
5
Защита проектов
6
Защита проектов
7
Научно-практическая конференция
Выставка исследовательских
работ, презентация (2 ч)
1
Выставка исследовательских работ
2
Презентация о работе клуба
Раздел 3. Мониторинг деятельности учащихся(4ч)
исследовательской
Работа по методикам “Продолжи “Мини-курсы” (4ч)
исследование”,
1
Работа по методикам “Продолжи исследование”
2
Работа по методикам “Продолжи исследование”
3
“Мини-курсы”
4
“Мини-курсы”
Содержание курса
4 год обучения
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Этап планирования
1
Выбор темы. Определение цели и задач.
4
-
4
2
Источники информации. План работы.
8
-
8
Раздел 2. Этап исследования
5
Информация.
6
-
6
6
Выводы.
7
-
7
Раздел 3. Этап презентации
8
Презентация
8
-
8
Всего
34
-
34
Раздел 1. Этап планирования (12 ч)
1. Выбор темы. Определение цели и задач (4 часа)
Практика(4ч)
Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы. Определение цели и задач проекта, создание дневника проекта, разбиение на группы (для группового проекта)
2. Источники информации. План работы (8 часов)
Практика(8ч)
Определение источников информации, составление плана работы, распределение обязанностей (для группового проекта).
Консультация по методам сбора информации и его обработке.
Раздел 2. Этап исследования (12 ч)
3. Информация (6 часов)
Практика(6ч)
Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экспериментов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)
Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Выводы (7 часов)
Практика(7ч)
Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего вывода, обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта. Оформление конечного продукта.
Раздел 3. Этап презентации (8 ч)
Презентация (8 часов)
Практика(8ч)
Подготовка презентации, совместное обсуждение формы проведения презентации (для группового проекта). Презентация проекта, обмен впечатлениями.
Календарно- тематическое планирование
4 год обучения
№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Примечание
Раздел 1. Этап планирования (12 ч)
Выбор темы. Определение цели и
задач (4 ч)
1
Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы.
2
Определение цели и задач проекта, создание дневника проекта
3
Разбиение на группы (для группового проекта)
4
Обобщение изученного
Источники информации. План
работы (8 ч)
1
Определение источников информации
2
Определение источников информации
3
Составление плана работы
4
Составление плана работы
5
Распределение обязанностей (для группового проекта).
6
Распределение обязанностей (для группового проекта).
7
Консультация по методам сбора информации и его обработке.
8
Консультация по методам сбора информации и его обработке.
Раздел 2. Этап исследования (12 ч)
Информация (6 ч)
1
Сбор информации (проведение наблюдений)
2
Сбор информации (проведение опросов
3
Сбор информации (проведение экспериментов)
4
Сбор информации (проведение экскурсий
5
Сбор информации (работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)
6
Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта
Выводы (7 часов)
1
Формулировка выводов по каждой поставленной задаче
2
Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего вывода
3
Обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта.
4
Обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта.
5
Оформление конечного продукта.
6
Оформление конечного продукта.
7
Оформление конечного продукта.
Раздел 3. Этап презентации (8 ч)
1
Подготовка презентации
2
Подготовка презентации
3
Совместное обсуждение формы проведения презентации (для группового проекта).
4
Совместное обсуждение формы проведения презентации (для группового проекта).
5
Презентация проекта, обмен впечатлениями.
6
Презентация проекта, обмен впечатлениями.
7
Презентация проекта, обмен впечатлениями.
8
Презентация проекта, обмен впечатлениями.
Оборудование.
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие
принадлежности:
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по проектной технологии.
Список литературы
Для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
Горский, В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [ Текст] / В.А. Горский// Стандарты второго поколения.- Москва,2010.-С.15.
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [ Текст] / Д. В. Григорьев// Стандарты второго поколения. Пособие для учителя.- Москва,2010.- С.25.
Григорьев, Д.В., Куприянов, В.В. Программы внеурочной деятельности. [ Текст] /
Д.В. Григорьев // Стандарты второго поколения. .- Москва,2010.- С.40.
Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст]. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.
Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя // К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008-45
Пахомова, Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. 112с.
Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, с. 52-55
Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, с. 4
. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.]; под ред. Воронцова, А.Б. – М.: Просвещение, 2010.
Савенков, А.И. Маленький исследователь [Текст] //Как научить младших школьников приобретать знания. – Ярославль, Академия развития, 2011
Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2012
Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
Для обучающихся:
1. Большая детская энциклопедия// серия книг в томах
2.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.
3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
Интернет-ресурсы для учителя
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
Интернет-ресурсы для обучающихся:
Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика http://matriz.karelia.ru/
Портал исследовательской деятельности учащихся- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»- - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки Кирилла и Мефодия. – мультимедийное пособие
13PAGE 15
15