Внеклассное мероприятие по русскому языку Что в имени тебе моем (5-6 класс)

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ..
(внеклассное мероприятие по русскому языку; 5-6 класс)

Звучит муз Л.Афанасьева , на фоне ее звучат слова учителя:

Между живущих людей безымянным никто не бывает,
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя свое от родителей в сладостный дар получает

Выходят двое ведущих и исполняют 1-й куплет песни «Гляжу в озера синие», муз. Л.Афанасьева, сл.И.Шаферана:
Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Спроси-переспроси меня-
Милее нет земли.
Меня здесь русским именем когда-то нарекли

1-й ведущий: Здравствуйте! Меня зову Вера. Мое имя значит «вера» (от слова «верить»)

2-й ведущий: А меня зовут Роза. Мое имя произошло от названия цветка «роза», а название цветку было дано по острову Родос, на котором росли эти цветы. По другой версии, « роза» означает с кельтского языка «красный».
Вот мы и представились друг другу и всем собравшимся здесь, а ведь представляясь, мы прежде всего называем свое имя. Не семейное положение, не место работы, не село, где мы родились, и не должность. Ритуал знакомства связан сначала с именем. В этом обычае заложен древнейший смысл: «Я верю, что, зная имя, ты не причинишь мне зла»

1-й ведущий: В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека, то есть как волосы, руки, ноги, голов .Среди древнерусских имен были самые разные:
-они могли быть числовыми, то есть определяли порядок появления детей в семье: Первак, Вторак, Третьяк, Четвертак, Четверуня, Шестак, Девятко, Десятояй.
-Очень популярны были имена, данные по цвету волос, кожи: Черняка, Беляй, Белуха;
-Имена присваивались и по другим внешним признакам- росту, телосложению: Сухой, Толстый, Долгой, Малыш.

-2-й ведущий: Присваивались имена по характеру и поведению ребенка: Бессон, Забава, Крик, Молчан, Смеяна;
-Некоторые имена давались по времени рождения ребенка: Вешняк, Зима, Мороз;
-Большой интерес представляют имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Жеребец, Корова, Трава, Ветка.

1-й ведущий: Мы рассказали вам о старинных именах. А какие еще старинные имена вы знаете? (Авдотья, Акулина, Фекла, Анисья, Прасковья, Фалалей, Митрофан, Андрон, Макар, Агриппина, Трифон, Емельян, Аксинья, Касьян, Агафья, Захар, Власий, Прокоп, Герасим, Феофан, Федул, Мартын, Евсей, Епифан,, Пахомий, Федот, Харитон, Устинья, Дорофей, Аграфена, Самсон, Демьян, Евдокия)

2-й ведущий: Вот вам задание: из букв данного вашей группе (во время вечера будут соревноваться две группы: группа девочек и группа мальчиков) имени составьте новые имена:
Святозар –Ася, Вася, Тася, Роза, Варя
Антонида –Ада, Анна, Ната, Инна, Дина, Антон, Тина, Ида

(все задания выполняются на фоне звучания песен, в которых есть имена, например, песни: «Олеся», «Вероника», «Алеша», «У Светки Соколовой день рожденья» и другие.

1-й ведущий: Часто имя ребенку давалось в церкви при крещении. Почему? В русской православной церкви есть особые книги Святцы, или месяцесловы. Так вот, в этих Святцах на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник родителям малыша перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в Святцах.
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы Святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То-хошь, не хошь –Иероним.

Учитель: почему, например, имя Иван на Руси встречалось так часто? Потому что в Святцах это имя встречалось 170 раз, то есть каждый второй день. Вот, например история имени моего папы. Родился он в д.Крестово, недалеко от с.Святица. Когда родился, его назвали Сергеем, так и записали, а вот когда понесли крестить, то поп дал другое имя мальчику -Ваня, Иван. Так и жил мой папа с новым именем. Почти никто у нас в деревне не знал, что он Сергей, поэтому и удивлялись, почему у нас папа Ваня, а мы, его дети, Сергеевичи.



2-й ведущий: В 1917 году у нас в стране произошла революция. Церковь отделили от государства. Это повлияло на имена. Стали детям давать новые, необычные имена: Октябрина, Милиция, Воля, Искра, Партизан , Свобода, Трактор.
-Стали давать имена по профессиям: Балерина, Юрист, Доктор;
-Музыкальные термины тоже становились именами: Минора, Дореми.;
-Не отстали здесь технические, физические, химические и математические термины –они становились именами: Вольт, Ом, Микрон, Радий, Вольфрам, Медиана, Алгебрина, Турбина, Гипотенуза;
-Некоторые литературные термины стали именами: Новелла, Поэма;
-Часто давались имена по географическим названиям: Ангара, Амур, Кама, Волга;
-Но иногда имена давались совсем уже мудреные: Райтия (районная типография), Цас (центральный аптечный склад), Лагшмивара ( лагерь Шмидта в Америке), Даздраперма (да здравствует Первое мая). Несчастную девочку с таким именем можно только пожалеть. Конечно, девочка стала девушкой, имя сменила, так как оно должно быть благозвучным, красивым, ведь каждому хочется любоваться и гордиться своим именем. В защиту детей от неудачных имен выступил С.Я.Маршак (стихотворение читает подготовленный ученик):

Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Угодить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Учитель: Село наше совсем не большое, вы знаете, пожалуй, имена всех односельчан. Вот вам задание: девочки вспомните и запишите как можно больше женских имен, а мальчики – мужских. Среди имен подчеркните одно, по вашему мнению, самое редкое. Условие: эти имена обязательно должны встречаться в нашем селе, а время выполнения – 3 минуты.
После выполнения задания от каждой группы выступает один участник, он называет имена, количество записанных имен, а также редкое имя.

1-й ведущий: Имена, как и другие слова русского языка, устаревают, а потом вновь обретают вторую жизнь. Еще совсем недавно такие имена, как Даша, Лиза, Кирилл, Никита, Данил считались устаревшими, но потом вновь стали одними из самых употребительных среди тысяч других имен. Интересно, а какие имена у нас в школе самые популярные? Юля провела небольшое исследование, послушайте, что у нее получилось:

ЮЛЯ: У нас в школе -54 человека (учащиеся, учителя, персонал).К самым частотным именам относятся: Вова, Таня, Оля, Ирина, Андрей,- они повторяются 3 раза. Дважды повторяется имя Дима, Галя, Юля, Саша, Марина, Людмила, Лидия и Антон. Все остальные имена, а их 27, принадлежат только одному человеку. Вот какой безграничной фантазией обладают наши родители, давшие нам имя на всю жизнь. Самыми редкими именами являются: Джеммина, Виола, Яна, Ксения. Именно они расскажут нам сегодня о том, почему их так назвали.

Дети рассказывают историю своего имени. Так Джеммина поведала, что когда мама была уже в роддоме, папа читал оставшимся дома детям сказку, где главной героиней была девочка по имени Джеммина. Имя было очень необычным, а девочка –замечательной. Прочитав сказку, папа Джеммины отложил книгу и уверенно сказал: «Если будет девочка, то она обязательно будет Джемминой.». Так и вышло!

Учитель: А еще к сегодняшнему вечеру пятиклассникам было дано задание: взять интервью на улице у прохожих-односельчан, спросив, почему их так назвали. (Учащиеся выходят и знакомят всех присутствующих с результатами опроса.)

3-й ведущий: Многое узнали мы сегодня об именах, а оказывается есть множество забавных конкурсов, связанных с именами. Давайте сейчас поиграем, разделившись на две команды, команду девочек и команду мальчиков.
Далее идут конкурсы, которые проводят ведущие по очереди.

1-й конкурс: Веселый, песенный. Вспомните и пропойте несколько строк из песни, где встречается какое-либо имя.
Пример: - Ксю-Ксю-Ксюша,
Юбочка из плюша,
Русая коса

-Колян танцует лучше всех,
Коляна ждет большой успех.
Ему реклама не нужна:
Коляна знает вся страна!

-Прокати нас, Петруша, на тракторе,
До околицы нас проводи

--Стоит средь лесов деревенька,
Жила там когда-то давненько,
Жила там когда-то давненько
Девчонка по имени Женька

2-й конкурс: в нашем языке очень много скороговорок с именами. Какая из команд быстрее и правильнее их произнесет:
-Подарил щеночка Поле.
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.

-Цыплята просят проса,
Цыплятам на подносе
Выносит просо Фрося,
Все косы Фроси в просе.

-Кровельщик Кирилл
Криво крышу крыл.
Перекрыть крышу
Пригласили Гришу.
-У Егора - огород.
Там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры-
Там на грядке помидоры.

-Маше каша надоела,
Маша кашу не доела.
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!

3-й конкурс: давайте поиграем в игру «Наборщики». Каждая команда получает лист бумаги со слогами на липучке. Мальчики составят как можно большее количество имен девочек, а девочки из слогов составляют имена мальчиков. (Приложение )

4-й конкурс: Напишите на полученных вами листочках как можно больше женских имен с удвоенной согласной в корне слова ( Анна, Инна, Алла, Инесса, Жанна и другие)

5-й конкурс: Ответьте на шуточные вопросы.
Вопрос 1. Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка,
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке –копеечку,
Манечке – копеечку,
Машеньке – копеечку.
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
А Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
(Ответ: бабушка дала 1 копейку, так как Марьюшка, Марусенька, Манечка, Машенька –это одно и то же имя одной девочки).

Учитель: Посмотрите, как по-разному можно произнести одно и то же имя. Дома ваши мамы выполняли домашнее задание: им нужно было на листе бумаги с вашей фотографией написать как можно больше разновидностей вашего имени. Надо сказать, что все мамы –просто молодцы! Они втайне от вас выполнили это задание и сегодня дарят вам на память ваши же фотографии с вашим именем, которое можно произнести по-разному.
(Приложение ). Но так как я – тоже мама, то и мне пришлось выполнить такое задание.

Шуточные вопросы продолжаются.

Вопрос 2. Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу – 12 ребят.
У каждого по 3 лукошка,
В каждом лукошке - кошка.
У каждой кошки – 12 котят,
У каждого котенка
В зубах 4 мышонка.
Задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?
(Ответ: Глупый, глупый Кондрат!
Он один шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему – в Кострому)

6-й конкурс: прочитайте имена в транскрипции ( так мы их произносим!). Приложение

7-й конкурс: Одним из жанров устного народного творчества являются дразнилки, которые основаны на том или ином имени. Например: Федя-бредя съел медведя. Вспомните такие дразнилки и «подразнитесь» (Если это задание вызовет затруднение, нужно дать детям заранее подготовленные листы с дразнилками, пусть выучат и выполнят задание) – Приложение

8-е задание: Какие имена можно получить, заменив одну букву в имени? Выполните это задание на листах бумаги.
Пример:
Таня – Ваня Рая – Фая
Толя – Коля Тоня – Соня
Коля – Поля Вера – Лера
Аля – Аня Нина – Дина

9-е задание: Разгадайте ребусы. (приложение )

Учитель: Имена часто встречаются в стихотворениях. Помните?
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик
К сегодняшнему вечеру ребята тоже выучили стихи, которые мы с удовольствием послушаем. ( Приложение )

Ведущие подводят итоги, объявляют победителей.

Учитель: Много нового и интересного узнали мы сегодня об именах. Имя дается нам на всю жизнь, мы должны любить его, беречь, гордиться им, пронести его через всю жизнь чистым и незапятнанным. «Береги платье снову, а честь – смолоду»,- гласит русская народная пословица. Так вот, в понятие чести входит и наше с вами имя. В заключение послушайте песню в подарок от наших ведущих.
Исполняется песня «Наташка,Наташка –теперь первоклашка», после чего ведущие дарят каждому участнику вечера специальный блокнот с его именем, в котором дается история появления имени, характеристика человека с таким именем и много другое.


















Районный конкурс методических материалов.

Номинация «Воспитательная работа».







«Что в имени тебе моем.»
(вечер для учащихся 5-6 класса)










Работу выполнила Жвакина Л.С.,
учитель русского языка и литературы
МОУ ООШ с.Белая Фаленского района









с.Белая, 2010 год

Данный вечер проводится после изучения собственных имен существительных (5 класс), к которым и относится имя человека.

ЦЕЛЬ ВЕЧЕРА: 1.Воспитывать любовь к русскому языку; к своему имени.

2.Развивать речевую и мыслительную деятельности, коммуникативные умения и навыки.
3.Формировать умения собирать и анализировать собранный материал.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Перед проведением вечера изучить методику исследований, провести микроисследование в школе :Как нас зовут»
2.Научить детей брать интервью.
3.Развивать у учащихся умение работать в коллективе.


ОФОРМЛЕНИЕ:

На доске –фотографии детей, взрослых людей, под которыми в течение вечера будут написаны имена.
Красочное название вечера: «Что в имени тебе моем»
Блокноты с именами участников вечера.
У каждого участника вечера на груди бейджик с его именем.





















Приложение

ДРАЗНИЛКИ.

1.Антон – еж! 2.Федя-медя
Куда ползешь? Съел медведя,
Заползешь в яму- Упал в яму,
Не выползешь. Крикнул маму.

3.-Мишка-медведь, 4.Шура-бура-
Научи меня реветь. Коновал,
-Я умею, да не смею, Кошке ножки
Я хозяина боюсь. Подковал.

5.Борька-Борис 6.Караул! Караул!
На ниточке повис! Дядя Митя утонул!
Ниточка трещит, Ни в болоте, ни в реке,
А Боречка пищит. Просто в кислом молоке.


7.Я люблю тебя за это – 8.Нинка – картинка,
Что ты Лиза-Лизавета. Нинка – картинка!





















Использованная литература:

1.Бетенькова Н.М., Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев, М., Просвещение,1995 год
2.Костанян Н.Н., Русская народная словесность, М., Просвещение, 2004 год
3.Львова С.И. Русский язык. Лингвистические игры. М., Эксмо, 2008 год






15