Развитие игрового опыта детей старшего дошкольного возраста в режиссерской игре.
Развитие игрового опыта детей старшего дошкольного возраста в режиссерской игре
Маслова Е.И.,
воспитатель МБДОУ детский сад №460
Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеет социальную природу и строится на все расширяющихся представлениях ребенка об окружающем. По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и озвучивает их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».
Режиссерская игра имеет большое значение для всестороннего развития детей, во-первых, совершенствуются коммуникативные навыки. И это не случайно, ведь речь в такой игре является главным компонентом, так как ребенок все свои действия сопровождает речью, а порой и заменяет их высказываниями. В процессе режиссерских игр у детей расширяется словарь, развивается связная речь. В процессе игры одновременное выполнение разных ролей требует от ребенка умения регулировать свое поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать непроизвольные движения. Отображая в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, дети не только знакомятся с правилами поведения, но и упражняются в их применении. Научившись в режиссерской игре действовать с разных точек зрения, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.
Проблема развития игрового опыта в настоящее время приобрела особую остроту и актуальность. Прежде всего, это связано с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где особое внимание уделяется игровой деятельности. Еще одной из причин актуальности, по результатам наблюдений, является отсутствие у дошкольников игрового опыта и умение развивать игровой сюжет.
В основе режиссерских игр лежит личный и игровой опыт ребёнка. Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Чтобы ребенок стал играть, необходимо несколько компонентов:
Реальный опыт детей, знания ребенка об окружающем, которые он будет воспроизводить в игре.
Игровой опыт, который помогает детям творчески воспроизводить действительность. Игровой опыт включает в себя разнообразные игровые умения, игровые способы, такие как: умение самостоятельно поставить игровую задачу, найти способы и средства для решения этой задачи, умение действовать с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, др. Чем больше игровых умений у детей, тем богаче игровой опыт, тем выше уровень игры.
Умение взаимодействовать с другими детьми, вести ролевой диалог.
Все эти компоненты взаимосвязаны между собой, таким образом, для развития игрового опыта необходимо:
планомерное обогащение жизненного опыта детей;
обогащение игровых умений детей;
своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни;
развитие коммуникативных навыков детей.
Для обогащения жизненного опыта детей мы проводили наблюдения (за повадками животных и птиц, за работой людей разных профессий и т.д.), рассматривали предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, проводили беседы, читали и пересказывали литературные произведения, просматривали сказки и мультфильмы, передачи и презентации познавательного характера, организовывали продуктивные виды деятельности. Такое обилие способов обогащения жизненного опыта оправдано, так как все источники информации, если они интересны детям, будят их мысль, удивляют, волнуют, не оставляют эмоционально равнодушными. Именно эти положительные эмоции способствуют возникновению игры. Активно присваивая культуру, ребенок отображает в режиссерской игре то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и «оживляя» предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Чем богаче жизненный опыт, тем разнообразнее игровые замыслы.
Для развития игрового опыта мы с детьми использовали следующие приемы:
словесное описание героев сказок и рассказов для обозначения особенностей характера литературных героев;
театрализованные игры с целью обучения игровым действиям с игрушками, театральными куклами, умения управлять ими, обогащения ролевых высказываний;
игры – драматизации, игры - этюды с целью развития интонационной выразительности;
дидактические игры «Что сначала, что потом», рассматривали серии сюжетных картинок по сказкам для определения последовательности событий
игры и упражнения с целью развития воображения и фантазии детей («Как можно использовать?» (разнообразные варианты использования одного и того же предмета), «Волшебные кляксы», «Совместное сочинение сказки» и др.).
В режиссерских играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач.
Еще одной важной задачей развития режиссерской игры является изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта. В процессе оснащения игровой среды мы учитывали интересы мальчиков и девочек.
Мы побуждаем детей преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. Дети самостоятельно по ходу игры подбирают игрушки, предметы, конструируют обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сооружают нужные для игры постройки, используют игрушки, сделанные своими руками и т.д.
Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые создаются благодаря изменению игровой среды и активизирующему общению. Игровые проблемные ситуации, показы-инсценировки, разнообразные театрализованные игры, сюжетно – ролевые, сюжетно-подвижные и музыкальные игры ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают детей к поиску новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте может быть индивидуальной и коллективной. Одни дети предпочитают играть индивидуально, озвучивая речь за героев. В этой ситуации мы оказываем поддержку, взаимодействуем с детьми по поводу развития сюжета, диалогов с персонажами.
Наличие общества сверстников способствует тому, что из индивидуальной режиссерская игра превращается в развернутую форму совместной детской деятельности. Поэтому одновременно с решением обозначенных выше задач, нами ведется работа по развитию коммуникативных умений детей: умение вступать и поддерживать диалог, аргументировано обращаться к партнеру для развития совместной игры, позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, договариваться при распределении ролей, использовать вербальные и невербальные способы общения.
Система нашей работы дала положительные результаты: в процессе осуществленной работы у детей развиваются способности комбинировать эпизоды разных сказок, вводить новых героев сказок, изменять конец сказки. Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют не только усвоению детьми игровых умений и навыков, но и развитию всей личности ребёнка.