Статья на тему: Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку через курс по выбору Краеведение Сахалинской области
Шагиева Ирина Викторовна,
учитель английского языка,
МБОУ СОШ с.Советское Долинского района
Сахалинской области
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ КУРС ПО ВЫБОРУ «КРАЕВЕДЕНИЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»
В настоящее время актуальны проблемы социокультурной компетентности старшеклассников, направленной на развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений в представлении своего региона на английском языке. В статье предлагается решение данной проблемы посредством ведения в 9-х классах общеобразовательных школ Сахалинской области курса по выбору «Краеведение Сахалинской области».
В соответствии с современной концепцией модернизации образования одной из целей общего образования является его «ориентация на развитие личности обучающего, на формирование гражданской ответственности и правового сознания школьников, их духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [5, с.64]. Согласно Государственного стандарта основного общего образования по иностранному языку одной из целей обучения иностранному языку в основной и старшей школе является социокультурное развитие старшеклассников. Формирование социокультурной компетентности учащихся направлено на развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений в представлении своей страны, своего региона, города на иностранном языке.
Компетентность - это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.
Компетенция нередко используется для характеристики потенциальных возможностей специалиста получить работу на рынке труда. Для этого нужно обладать ключевыми компетенциями, в современном мире они включают ют «грамотный» уровень владения языком (literacy), компьютерную грамотность (information technology skills), владение способами решения проблем (problem - solving skills), гибкое инновационное мышление (flexibility and adaptability to innovations), склонность и способность к непрерывному образованию (life long learning) [1, с.20-21].
В компетенции учащихся можно выделить базовый и продвинутый уровни. На базовом уровне предполагается владение языком как средством общения. Продвинутый уровень означает продуктивную деятельность и позволяет решать практическую задачу. Продвинутый уровень носит междисциплинарный характер и оценивается по достигаемому результату, а не только по грамматической правильности [3, с.43].
Об успешной реализации компетентностного подхода можно судить по тому, насколько учащиеся со своей подготовкой оказываются готовыми в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место в обществе. Запас знаний, овладение способами решения проблем и опыт достижения цели являются необходимыми составляющими компетентности школьника.
Согласно Государственному стандарту целью обучения в основной и старшей школе является социокультурное развитие старшеклассников. Формирование социокультурной компетентности учащихся направлено на развитие коммуникативных навыков и умений в представлении своей страны, своего региона, города на иностранном языке [2, с.4].
Совершенно очевидно, что реальная межкультурная коммуникация как форма общения представителей различных культур реализуется с наибольшей эффективностью, если в процессе подготовки к ней значительное место отводится национальной культуре и истории края как на родном языке, так и на иностранном. Знание культуры, истории, географии и экономики своего края и умение общаться в рамках краеведческого материала играют в этом существенную роль. В последние годы уникальное расположение Сахалина и его природные богатства привлекают пристальное внимание зарубежных компаний, способствуют развитию инвестиционных программ. И как результат - возрастающий интерес выпускников школ к совместным проектам, стремление к сотрудничеству и общению с потенциальными зарубежными партнерами. У выпускников школ возникает реальная необходимость в способности говорить о своем регионе на английском языке, что требует владения специфической лексикой и понятиями [4, с.21]. Эта тенденция делает актуальным введение курса по краеведению на английском языке в средней школе.
Данный курс «Краеведение Сахалинской области» разработан на основе пособия, предназначенного для использования в рамках элективного курса по английскому языку (составитель: Лапшина В. И.) издательства Сахалинского областного института переподготовки и повышения квалификации кадров, 2006 год.
Цель курса: научить школьников общению на английском языке в рамках краеведческого материала, способствовать формированию всесторонне образованной, инициативной личности, готовой к активной деятельности, самообразованию и самореализации в быстро меняющемся мире [2, с.3].
Задачи курса:
овладеть системой комплексных краеведческих знаний о своей области на английском языке;
развивать навык сотрудничества при выполнении познавательно -поисковых проектов;
развивать умения самостоятельно выбирать/систематизировать краеведческие материалы;
учить школьников запрашивать информацию и делиться мнением;
высказывать свою точку зрения и доказывать ее;
логично излагать содержательную и интересную информацию на английском языке.
Курс по выбору рассчитан на 8 часов. Он включает следующие разделы: история Сахалинской области, география Сахалинской области, экономика, культура Сахалина. Курс по краеведению тесно связан с географическим краеведением, экономикой, историческим краеведением.
Изучение данного курса также способствует активному использованию лексики в рамках основного курса английского языка. Курс по краеведению предполагает развитие речевой, дискурсивной, познавательной компетенции.
Курс предполагает необходимость осуществления личностно-ориентированного подхода, как к отбору материала, так и видам деятельности на уроках, которые представлены заданиями разного уровня и характера с учетом заинтересованности учащихся и их языковой подготовки. Особенностью организации учебной деятельности в классе является работа в парах, работа в группах, ролевые игры, проведение дискуссий, проектная деятельность.
Практически каждый раздел курса, освещающий определенный аспект, целесообразно завершать заданием проектного характера, т.к. работа в группах создает наиболее благоприятные условия для учащихся с разным уровнем подготовки. Учащиеся с разным уровнем владения английским языком могут выполнять посильную для них работу в оптимальном для себя темпе. Кроме того, учиться в группе легче, интереснее и, как правило, эффективнее.
В ходе выполнения проектных заданий учащиеся проявляют умения выдвигать гипотезы и идеи, находить пути решения существующих региональных проблем и возможные компромиссы, подбирать факты, аргументы, необходимую информацию, затем представлять ее (графически и вербально), оформляя в форме листовок и буклетов.
Данный курс ориентирован на коммуникативный подход к организации учебных заданий, которые должны носить информативный характер, быть значимыми, основанными по возможности на аутентичном материале, способствовать общению.
Данный курс предполагает развитие следующих видов речевой деятельности:
чтения с извлечением полной и специфической информации
говорения с целью запроса информации, подтверждения информации
ведения беседы/интервью по темам краеведения
обсуждения проблемных вопросов, формулирования своей точки зрения
Курс «Краеведение Сахалинской области» предусматривает серию разнообразных творческих заданий, способствующих общению учащихся: разработка буклетов по темам «География Сахалинской области», «Флора и фауна», издание информационных листовок «Welcome to Treasure Island!», выпуск странички «My Sakhalin» в школьной газете.
Хочется отметить, что изучение учащимися данного курса позволило достичь хороших результатов обучения и повысить качество усвоения знаний по английскому языку.
Таким образом, опыт работы с краеведческим материалом при обучении английскому языку убедил нас в том, что использование информации, сведений, связанных с реальной жизнью учащихся, стимулирует не только их интерес к изучению языка, но и самостоятельность, активность каждого ученика, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует формированию, совершенствованию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Список литературы:
1. Бим И. Л., Вайсбурд и др. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) [Текст] / Бим И. Л., Вайсбурд и др.//Английский язык в школе. -2003. - №3. – с.19-23.
2. Краеведение Сахалинской области, 9 класс/ сост. В.И. Лапшина. – Южно – Сахалинск: Изд-во ИПиПКК, 2006. – 48с. (Методические рекомендации – 2006)
3. Соловова Е.Н. Перспективы развития национальной системы языкового контроля [Текст] / Соловова Е.Н. //Английский язык в школе. -2004. - №2(6). – с.41-45.
4. Соловова Е.Н. Создание авторских элективных программ и курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования [Текст] / Соловова Е.Н. //Английский язык в школе. -2004. - №1(5). – с.21-31.
5. Юрлова Н.А. Стандартизированный контроль по иностранным языкам и современные цели обучения [Текст] / Юрлова Н.А.//Английский язык в школе. -2009. - №1(25). – с.64-67.