Урок изо. Рисуем храмы град-Свияжска


Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет настоящее.
Из трёх делений времени – настоящее, будущее, прошлое – самое ответственное – настоящее, самое манящее – будущее, самое богатое – прошлое. Д. Лихачёв.
Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших народов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе. Чтобы при взгляде на неё осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения. (Николай Васильевич Гоголь)


Пословица: «Мал золотник, да дорог» в полной мере подходит и к Свияжску не по своей воле ставшем островом градом. Но прежде - немного истории.
Возникновение города Свияжск относится к периоду противостояния Московской Руси и Казанского ханства
в середине XVI в.
Осенью 1550 г. царь Иван IV Грозный расположился лагерем у реки Свияги. Его войско уже предприняло несколько неудачных попыток овладеть Казанью.
Теперь он вновь искал возможность покорения города.Внимание царя привлёк высокий холм на берегу реки, который мог стать хорошим опорным пунктом
для продвижения войск и овладения землями Казанского ханства.
В мае 1551 г. суда причалили к Круглой горе и начали вырубку леса, одновременно начав сборку привезенных фортификационных конструкций. Особенности рельефа местности, однако, внесли коррективы, и крепость пришлось достраивать, используя местный
лес. Строительство велось невероятно быстрыми темпами и в течение четырёх недель было завершено.
Крепостные сооружения Свияжска по своим размерам превосходили сооружения Великого Новгорода, Пскова и даже Московского Кремля.
Стена крепости тянулась на 2,5 км, в нее врезались 18 башен, 7 из которых — проездные. Глядевшие на Волгу, Рождественские ворота, были главными . Высота в 6 саженей, с подъемной решеткой.
Крепость нависла серьёзной угрозой над столицей Казанского ханства, став мощным опорным пунктом для войск Ивана Грозного. Это обеспечило их маневренность и позволило в последующем осуществить осаду Казани, завершившуюся её взятием.
После победы над Казанью Свияжск из военной крепости постепенно превращался в мирный город. Строились новые храмы, монастыри, селились новые жители. Жители Свияжска занимались рыболовством и торговлей.
Самая древняя постройка монастыря - это деревянная Троицкая церковь - единственное сохранившееся до наших дней сооружение из тех, которые были срублены под Угличем и доставлены к устью Свияги весной 1551 года. Вот уже почти пять столетий насчитывает история этой церкви, которая была свидетелем многих событий, происходивших в Свияжске. Пожары и время пощадили её, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества.

По форме церковь святой Троицы напоминает крест - символ христианской веры, обращённый на восток. Внутри помещение церкви больше похоже на деревенскую избу. Деревянные скамейки, массивные двери, спокойное освещение, аромат некрашеного дерева создают атмосферу домашнего уюта. Вся суета внешнего мира вдруг отступает. Создается ощущение, что после долгих бесцельных скитаний ты, наконец, вернулся туда, где тебя любят и ждут, где всё поймут и простят, согреют лаской и заботой. В этом и есть особенность русских деревянных церквей. Срубленное дерево здесь будто продолжает жить - согревает зимой и дарит желанную прохладу летом. Ощущение чего-то родного, близкого усиливает тонкий, едва уловимый запах свечного воска, которым насквозь пропитаны древние стены.

Простое убранство церкви дополняет четырехъярусный резной иконостас, поражающий своей красотой. Царские врата украшены иконами с изображением Благовещенья и апостолов-евангелистов. Обращают на себя внимание яркие одежды святых и латинские надписи - чуждые православному храму. Происхождение иконостаса пока не установлено и является одной из загадок Троицкой церкви.

В 1555 году в Свияжске был основан монастырь, за первые 5 лет было возведено два храма: Никольский собор и Успенская церковь. Возводили храмы каменщики из известной псковской артели. Те же люди строили мощные стены казанского Кремля и собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади.
Уже в 17 веке появилась 43-х метровая колокольня – самое высокое сооружение Свияжска. В 18 веке был построен братский корпус.

Сергиевская церковь была деревянной, но в 1604 году Борис Годунов приказал возвести на этом месте двухэтажный каменный храм, который назвали Церковью Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Особенность этого храма – иконостас, написанный в стиле Древней Руси.Здание имеет два этажа. Внизу размещались кельи для монахов, а наверху церковь. При храме была трапезная, где прихожане дожидались начала службы, угощались. Там же размещались богомольцы, приходившие в монастырь издалека в дни больших праздников, эта часть храма использовалась также для поминальных обрядов и для чтения царских указов.

Особенно ценен для искусствоведов Успенский собор и его фрески того же 1561 года. Это памятник в стиле псковско-новгородских храмов (архитекторы — Постник Яковлев и Иван Ширяй — авторы собора Василия Блаженного в Москве, Благовещенского собора и Спасской башни в Казанском кремле). В XVIII веке собор получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, но в остальном его облик XVI века остался неизменным. Сохранился древний иконостас собора, иконы которого хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана.

Собор иконы Всех Скорбящих Радостей был заложен в мае 1898 года. Архитектор Малиновский построил его в распространённом в те годы ложно—византийском стиле. Украшенный величественным куполом, собор и сегодня возвышается над древними монастырскими строениями. Всякого входящего в него, храм поражает огромным внутренним пространством. Солнечный свет проникает через множество окон, украшающих купол и арочные перекрытия собора. В центре храма, солнечные лучи встречаются и даруют Божью благодать всякому, входящему с открытым сердцем и чистой душой.

Красота архитектурных построек Свияжска отразилась в творчестве поэтов, музыкантов, художников. И сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями искусства, в которых и «звучит» музыка.
Николай Рубцов
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы….
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
«Творенье может
пережить творца:
Творец уйдёт, природой
побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца…»
Микеланджело БуонарротиВЕРНИСАЖ
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Православный храм своим силуэтом напоминает горящую свечу, символизируя пламенность молитвы человека, обращенной к Богу. Строение храма выражает единство мира земного (кубическое основание) и небесного (купола, взмывшие ввысь).
Несмотря на всю тяжеловесность строительного материала, зодчие православных храмов добивались удивительной легкости своих творений, устремленных ввысь.
Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, шлемовидный купол горит золотом
.
Шатровые храмы
Особый архитектурный тип.
Вместо купола здание храма завершается шатром.
Они бывают деревянными и каменными.
Каменные шатровые храмы появились в начале 16 века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
До недавнего времени первым древнерусским каменным шатровым храмом считалась церковь Вознесения в Коломенском (1529–1532)
КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
Стены собора имеют очень мало окошек, похожих на узкие щели. Зато внутри помещения - свет льётся из-под купола – сверху, т.е. это свет, идущий с небес!
Главным украшением собора являются купола.
Каждый купол стоит на барабане.
Главную роль в композиции храма играет центральный купол.
Красой он чудною сияет,
Где жизни цель,
конец пути, -
То крест Христов;
он озаряет,
Чтоб не во мраке нам идти
Одна глава знаменует единство Бога.
Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.

РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ
На горном останце за тридесят дёнДля завоеванья КазаниЗело хитро мудро он был возведёнНебесным царю указаньем.
Но видно иною была ипостась -Молитвенник стал, а не воин.Он храмами вырос, усердно крестясь,Деяньем святым обустроен.
Но те, кто Иуду кумиром избрав,Грозили святым кулаками,Здесь начали жизнь перемалывать в прах"поволжскими соловками".
А после в заботе о людях нашлиРешенье проклятьем повторным -Водой навсегда кровь и слёзы залить,Устроив потоп рукотворный.
Лечить тяжелее безумье вождей,Чем тех, кто здесь принял леченье.Не колет укором сановных очейБезлюдье и запустенье.
Не кончен разлив, что твой путь перекрылГрехами, как тучами - солнце,Но бродит Душа у родимых могил,Надеюсь, народ к ней вернётся.