Воспитательный час на тему Чтобы радость людям дарить, надо вежливым и добрым быть (4 класс)
Воспитательный час:
«Чтобы радость людям дарить, надо вежливым и добрым быть».
Цель: расширить знания детей об употреблении вежливых слов; расширить словарный запас; познакомить учащихся с понятием «комплимент», развивать культуру общения и положительные черты характера, воспитывать желание наследовать лучшие образцы поведения между одноклассниками.
Оборудование: фотографии из жизни класса, видео с сюжетами сказки, запись сказки «Живет повсюду доброта»; записи – таблички вежливых слов.
Ход занятия
I Приветствие гостей.
II Вступление.
Слово учителя. Каждый человек неповторим, со своими положительными и отрицательными чертами. Но чтобы засиять ему в полной красоте, нужно научиться правилам культуры – только тогда человек будет полезен для другого человека, для народа, а в целом для общества.
Сообщение темы, цели занятия.
Тема «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Мы должны научиться ответить на вопрос – что значит вести себя культурно и заполнить словарик «доброта», «вежливость».
III Основная часть.
Слово учителя. Много славных дел ждет нас, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, отзывчивыми, внимательными, вежливыми. Поэтому надо учиться с детства. Слова вежливости и правила культуры видения никто не придумала специально, они возникали постепенно при различных жизненных ситуациях. С некоторыми этими правилами и словами мы познакомимся.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
1 ученик: Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
2 ученик: Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрее.
3 ученик: Добрым брить совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И в замен не требует наград
4 ученик: Доброта годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые, и дети.
Учитель: Красота рождается добро, а добро приносит людям радость. Не зря в народе говорят: «Добро сделанное в тайне, оплатится явно».
- Добрый человек кто же он?
(Ответы детей)
Л. Николаенко «Доброта»
1 ученик: В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
2 ученик: И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы.
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это - мама, мама, мама!
Учитель: Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У них самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным. Чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее становится жизнь.
Ребята, вспомните, были ли у вас случаи, когда вы огорчали свою маму?
(Ответы детей)
Звучит песня « Живет повсюду красота»
Живет повсюду красота
Живет нигде – ни будь, а рядом.
Всегда открыта нашим взглядом,
Всегда доступна и чиста.
Живет повсюду красота
В любом цветке, в любой травинке,
И даже в маленькой росинке
Что дремлет в складочке листка.
Живет повсюду красота
Живет в закатах и рассветах.
В лучах, туманами одетых
В звезде, манящей, как мечта.
Живет повсюду красота
Сердца нам радуя и грея.
И всех нас делает добрее
Она, наверно, не спроста.
(Входят Королева Вежливости и министр культурного поведения).
Королева вежливости: Дорогие гости. Мы приветствуем вас на нашем празднике. Я представляю вам своего министра и своих дочерей – принцесс: Внимательность, Доброжелательность, Отзывчивость, Деликатность, Воспитанность.
А сейчас проведем гимнастику вежливости.
П. – Внимательности:
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
П. – Доброжелательности:
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
П. – Отзывчивости:
Мальчик, вежливый и развитый.
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
П. – Деликатности:
Когда бранят нас за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
П. – Воспитанности:
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Учитель: Мы вас зачисляем в информационную группу.
Министр культурного поведения: - О ваше величество, королева Вежливости. Извините, пожалуйста, но мы должны сообщить невежливую новость. Дело в том, что к нам на праздник пробрались диверсанты из королевства Бескультурья.
Королева: Приказываю расследовать.
Учитель: Существует в этике понятие хамство. Этот человек не понимает и не чувствует душевное состояние человека, он способен сыпать соль на сердечную рану, громка стучать и кричать, где необходимо затаить дыхание, смеяться, когда всем грустно.
Педагог Сухомлинский говорил: «Умей воспитать себя так, чтобы ты не только сам не был хамом, но и не на видел хамства». Давайте расследуем и обсудим поступки наших героев.
1 ситуация: А. Барто «Докладчик».
Учитель: Выступал докладчик юный,
Говорил он о труде.
Он доказывал с трибуны.
Докладчик:Нужен труд всегда, везде!
Нам велит трудиться школа.
Учит этому отряд.
Ученик:Подними бумажки с пола!
Учитель:Крикнул кто-то из ребят.
Но тут докладчик морщится:
Докладчик:На это есть уборщица.
Учитель:Какой совет надо дать Пете?
(Нельзя сорить, надо уважать труд старых).
2 ситуация: А. Барто «Вежливый поступок».
Учитель:Было лето, пели птицы…
Павлик ехал в электричке
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Учитель:Павлик понял:
Павлик:Иностранки!
Это видно по осанке.
Может быть они туристки
Первый раз у нас в стране.
Учитель:И с трудом он по-английски произнес:
Павлик:Hello! Girls!
Please? Sedan.
Учитель:Было лето, пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
Две девчонки: Между прочим, мы москвички.
Павлик:Как же так!
Значит, я попал в просак!
Учитель:Что посоветуете Павлику?
3 ситуация: (рисунок)
Нельзя стрелять птиц, бросать мусор. Природу надо беречь.
4 ситуация: (рисунок)
Это мальчик хочет обратиться к девочкам. Правильно ли он поступает, обращаясь так? (Нет)
Учитель: А теперь слово информационной группе, которая напомнит нам о правилах поведения.
(На доске плакат с правилами).
Слово информационной группы.
Учитель: Ну а теперь от слова к делу. Слово предоставляется оператору и комментатору.
Игра «Скрытая камера».
(На доске из жизни класса)
Ролевая игра «Стул откровения».
- Любишь ли ты маму, брата?
- Часто ли ты соришься с ними?
- Бывают ли случаи, что ты обижаешь животных?
- В классе, кого ты считаешь своим другом?
- Почему ты часто вступаешь в конфликты?
- с кем бы ты хотел дружить?
Игра «Микрофон».
Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнышко – это добро, которое мы должны дарить людям. Сейчас мы Рое скажем по 1 доброму слову. Ведь доброе слово лечит душу.
Учитель: Добро должно всегда побеждать зло. Так всегда бывает и в жизни, в сказках.
Просмотр сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Задания на доске:
- Кто в сказке добрый, злой?
- Как был наказан братец за непослушание?
- Кто помог сестре и брату избавиться от Колдуньи?
- Чему учит сказка?
Рефлексия.
Итог.
Учитель: Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтобы мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире не было войны.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!