Конспект урока Философия. Наука. Образование Древней Греции
Тема урока: «Архитектура и скульптура Древней Греции»
Цели урока:
Образовательная: формировать информационную компетенцию учащихся в предметной области – целостное знание и представление о культуре Древней Греции, учащиеся должны понимать причины формирования особенностей греческой культуры, иметь навыки работы с исторической информацией.
Развивающая: развивать навыки логического мышления и визуальную память через получение аудиовизуальной информации, развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать фактический материал, делать выводы; продолжить формировать ораторские способности учащихся.
Воспитательная: способствовать формированию ценностно-смысловых компетенций, связанных с ценностными ориентирами ученика с опорой на нравственные и патриотические чувства учащихся, содействовать формированию определённых качеств личности - мужества, смелости.
Понятийный аппарат: архитектура, ордер, колонна, фриз, фронтон, акрополь, скульптура, периптер, портик.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: доска, учебники, учительский компьютер, проектор, экран.
Литература:
Учебник по Истории Древнего мира за 5 класс, Уколова В.И., Маринович Л.П.
Методические рекомендации История Древнего мира 5 класс, Уколова В.И., Уколова И.Е.
Задания и задачи по истории Древнего мира 5 класс, Годер Г.И.
Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончании изучения темы:
- формулирует цель, задачи с помощью учителя, проблемы и особенности развития греческой цивилизации;
- планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;
- характеризует природно-географическое положение Древней Греции по карте;
- выясняет и активно участвует в обсуждении проблем развития Древней Греции;
- раскрывает сущность понятий: «эллины», «микенская культура», «миф» на примере изучения истории Древней Греции;
- развивает и отрабатывает умения работать с картографическими и историческими источниками по теме;
- выполняет учебные задачи в сотрудничестве с участниками образовательного процесса;
-совершенствует навыки самостоятельной, исследовательской деятельности (анализ, сравнение, сопоставление) на этапе работы с историческими источниками изучаемого периода;
- высказывает и обосновывает собственное отношение к историческим событиям и явлениям, дает оценку фактам и событиям изучаемого периода.
Программные требования:
Личностные
результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Получит возможность для формирования:
устойчивой
учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
способов решения проблемно-познавательных задач на основе учёта позиций участников образовательной деятельности, ориентации на их мотивы и оценку
Научится
целеполаганию; анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
выдвигать гипотезы в рамках проблемного изложения изучаемого исторического материала;
делать выводы на основе аргументации.
Научится конкретизировать понятия на примере изучения истории Древней Греции;
искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках изучаемого периода информацию о событиях и явлениях прошлого,
овладеет способностями определять и аргументировать своё отношение к древнейшему периоду истории;
приобретет опыт комплексного подхода к оценке истории Древнего мира на примере изучения истории Древней Греции.
Ход урока
Методы и методические приемы
Содержание урока
Виды деятельности учащихся
Предполагаемые ответы учащихся
Организационный момент
Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, поднимите руку и назовите отсутствующего.
Обратите внимание на своё рабочее место: есть ли у вас на парте учебник, рабочая тетрадь, атлас.
Мы начинаем наш урок!
Слушают учителя, настраиваются на урок.
Изучение нового материала
Один древнегреческий писатель сказал: "Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался - осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!" - так сказал один древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но был прав’ а как вы думаете, почему он был прав?
А прав он был потому, что Афины считались самым прекрасным городом Греции. Сегодня мы совершим путешествие в Афины и познакомимся с архитектурой и скульптурой греков. Итак, тема нашего: «Архитектура и скульптура»
Работа наша будет строиться необычным образом, у вас на столах у каждого есть вот такое опорные конспекты. Все наши записи вы будете вести в них. Там уже написаны основные термины, будьте внимательны, когда будете записывать определения
Слушают учителя, выдвигают предположения
Записывают тему урока
Для начала давайте ответим на вопрос, что же вообще такое архитектура?
Запишите в свои опорные конспекты Архитектура искусство проектировать, строить здания и сооружения
Первым делом, попав в Афины, мы бы с вами заметили резкое различие между жилыми домами греков и общественными зданиями. Жилые дома даже богатых греков были небольшие в 1-2 этажа и скромно обставленные, делались их из глины и кирпича. Но в тоже время театры, храмы и стадионы строились большими и красивыми..
А как вы думаете, почему греки столь серьезно подходили к отделке общественных зданий и столь небрежно к собственному жилищу?
Свободные греки много времени проводили вне дома – в театре, храмах, на Народном собрании, спортивных площадках, поэтому стремились украсить эти места.
Также в городах, где у власти стоял народ, считалось недостойным тратить много средств на украшение своего дома, на одежду, быть неумеренным в пище и питье. С детства будущим гражданам внушали, что общественное выше личного. Поэтому народное собрание не жалело средств на строительство общественных сооружений, прославляющих родной город.
Наиболее распространенное общественное здание – храм. А для чего строились храмы?
Внутри храма стояла статуя божества. Помимо поклонения и почитания богов, некоторые храмы хранили в своих недрах и казну города-государства.
Вот посмотрите перед вами типичный древнегреческий храм. Что он из себя представляет, из каких частей состоит?
Он как правило представлял собой окруженное колонами прямоугольное каменное здание с двухскатной крышей, колонны и стены располагались на трехступенчатом основании. А зачем необходимо были основание в виде ступенек?
Для того, чтобы храм возвышался среди других построек.
Давайте вспомним, как выглядел, например, Древнеегипетский храм?
Среди этих каменных исполинов человек ничтожен
Чем отличался древнегреческий храм от храмов Древнего Египта?
В первую очередь, т.к.боги греков очеловечены, т.е.имеют человеческий облик, то и храмы были более соотносимы даже в размерах с людьми
Итак, давайте запишем черты храмовой архитектуры Древней Греции:
соразмерность человеку
правильность, симметричность построек
Что же представлял из себя Древнегреческий храм?
тип храма – периптер - прямоугольное сооружение, окруженное колоннами (схема и фото) записываем
Основа строительства являлась – ордерная система – ордер - соотношение несущих и несомых элементов
Запишите определение в задании номер 1
А сейчас давайте с вами выясним, какие элементы у нас называются несущими, а какие несомыми. Посмотрите на изображение Парфенона, кто покажет и назовет несущие элементы?
Правильно, несущие – это колонны, а несомые – перекрытия
И вот как раз мы с вами заговорили о колоннах. А что же это такое?
Колонна – вертикальная опора, художественно оформленная. Запишите определение в опорном конспекте в Задание номер 2
В архитектуре Греции сложились 3 стиля, или ордера: ионический, дорический, коринфский
Давайте посмотрим на примеры этих 3х стилей. Сравните, чем они отличаются?
Колонны в постройках дорического стиля утолщались книзу, и производили впечатление монументальности и прочности. Верхняя часть колонн была простая без украшения.
Ионические колонны более стройные и тонкие и украшены сверху двумя завитками, это был более изысканный и праздничный стиль.
Коринфский стиль отличался от ионического только тем, что сверху колонна украшалась не завитками, а листьями аканта, это такое растение.
Подпишите название этих стилей в своем опорном конспекте возле изображения колонн
Афинские храмы особенно старательно украшались с внешней стороны. А как вы думаете, почему именно с внешней стороны?
Все дело в том, что праздники в честь богов проводились не внутри, а снаружи храма, на площади
Величественные сооружения были украшены сценами шествий или празднеств, которые располагались на фризах храмов. Они опоясывали здание и рассказывали о жизни горожан.
Итак, ребята, что же такое фриз? Попытайтесь ответить, опираясь на изображение.
Фриз - это верхняя часть наружных стен храма, опоясывал все здание. Запишите это определение в свои опорные конспекты в задании номер 2
Неменее прекрасными были фронтоны зданий - треугольник, образованный скатами крыши. Запишите определение в опорный конспект.
А как вы думаете, что изображалось на фронтонах?
Они, как правило, которые отражали сцены из жизни богов.
А сейчас вам нужно в задании номер 2 соотнести изображения архитектурных элементов с их определениями. Проведите стрелочки
Работают с опорными конспектами. Делают записи
Выдвигают предположения
Выдвигают предположения
Выдвигают предположения
Выдвигают предположения
Выдвигают предположения
Выдвигают предположения
Работают с опорными конспектами
Выдвигают предположения
Работают с опорными конспектами
Выдвигают предположения
Выдвигают предположения
Выдвигают предположения
Работают с опорными конспектами
Выдвигают предположения
Работают с опорными коспектами
Свободные греки много времени проводили вне дома – в театре, храмах, на Народном собрании, спортивных площадках, поэтому стремились украсить эти места.
Поклонение и почитание богов
окруженное колонами прямоугольное каменное здание с двухскатной крышей, колонны и стены на трехступенчатом основании.
Для того, чтобы храм возвышался среди других построек
прямоугольное сооружение
Колонны, перекрытия
верхняя часть наружных стен храма, опоясывал все здание.
сцены из жизни богов.
Рассказ
Работа с видео
И так, если бы сейчас мы с вами решили отправиться в путешествие по Афинам, то, как и всякий человек, оказавшись в Афинах, прежде всего, видел Акрополь.
А что же такое Акрополь?
Акрополь находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для афинян место, здесь находились храмы их богов.
Давайте запишем в задании номер 3, что же такое Акрополь - («верхний город») место, где возводились храмы в честь богов
А как вы думаете, какая богиня считалась покровительницей города Афин?
Верно, богиня Афина
Сейчас мы посмотрим видео, а вы должны запомнить какие сооружения находились на территории Акрополя
Итак, какие же сооружения вы запомнили?
Хорошо, молодцы. А теперь давайте поработаем с опорным конспектом и подпишем названия объектов на схеме Акрополя. Подняться на Акрополь можно только с одной стороны по узкой дороге. Здесь проложили мраморную лестницу. Она вела к парадному входу на Акрополь – Пропилеям (1), Потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.
Справа от Пропилей стоял храм Ники (2)- богини победы. По легенде, именно Ника помогла грекам одержать победу в греко-персидских войнах Обычно Нику изображали крылатой. Но афиняне хотели, чтобы богиня никогда не покидала их город. Поэтому они сделали ее без крыльев.
Центральное место на Акрополе занимает величественный храм Афины-Девы, по-гречески - Парфенон. (3) Храм необычайно богато украшен. На одном фронтоне представлена сцена рождения Афины из головы Зевса, на другом - спор Афины и Посейдона за власть над Афинами. Храм занимает самую высокую часть холма, и поэтому он виден из любой точки города.
Другое знаменитое сооружение на Акрополе - небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон (4). Храм построен на том месте, где по легенде Афина и Посейдон оспаривали друг у друга господство над городом. По преданию, каждый из богов должен был принести свои дары народу этой земли. Посейдон ударом трезубца высек из скалы соленый источник. Афина вонзила копье в землю, и на этом месте выросло оливковое дерево, которое греки назвали священным даром богини. Афина выиграла спор, стала покровительницей, дав свое имя городу. Часть колонн в этом храме была необычна, их сделали в виде статуй девушек.
И внимательно посмотрите в центр Акрополя. Здесь находится статуя Афины Промахос, что означает Воительница (5). Это величественное (высота 7 м) скульптурное произведение работы Фидия. Она была изображена с копьем и щитом, щит был выполнен из золота и ярко блестел на солнце, днем в солнечную погоду эта статуя играла роль маяка.
Выдвигают предположения
Записывают
Выдвигают предположения
Просматривают видео
Отвечают на вопрос учителя
Работают с опорными конспектами
Афина
1. Пропилеи 2. Храм Ники Бескрылой. 3. Парфенон – храм Афины-Девы 4. Эрехтейон – храм в честь Афины, Посейдона и мифического царя Эрехтея
Помимо архитектуры, в V в. до н. э. бурно начала развиваться и скульптура. А что же такое скульптура?
Записываем определение Скульптура - вид изобразительного искусства, важнейшим элементом которого является статуя
Скульпторы старались более точно и правдиво передать фигуру бога или человека. В 5 в до н.э. в Греции творили три прославленных скульптора - Фидий, Мирон и Поликлет.
Общий план Акрополя принадлежит великому архитектору и скульптору, другу Перикла – Фидию. Именно ему принадлежит статуя Афины, находящаяся в Парфеноне. Афина изображена во весь рост. На груди у неё голова медузы из слоновой кости, в руке она держит статую Ники (Победы), а в другой руке копьё, опиралась она на круглый щит, покрытый рельефами, возле которого находилась змея. Также Фидию принадлежит легендарная статуя Зевса в Олимпии – одно из семи чудес света.
О ней эти строки из стихотворения того времени:
«Зевс ли на Землю сошёл показать тебе, Фидий, свой облик,
Или на небо ты сам видеть его восходил?»
Как вы видите, Зевс сидит на троне; его фигура сделана из золота и слоновой кости; на его голове венок из маслины. В правой руке он держит Победу, тоже сделанную из золота и слоновой кости. В левой руке скипетр, на котором восседает орёл.
Как вы думаете, почему эту статую назвали одним из семи чудес света?
Ещё одним из знаменитых скульпторов был Мирон. Он впервые нашёл приём передачи движения в определённый момент. Посмотрите на его работу Дискобол – он как будто сейчас выпрямится и пустит свой диск.
А где была установлена эта статуя?
И давайте вспомним, что же такое палестра?
Поликлет математически точно рассчитал пропорции человеческого тела. Одна из известных его статуй – Копьеносец. Поликлет создал не только идеальное физическое тело как атлета-победителя, но и доблестного, храброго, доброго воина и гражданина.
Самым знаменитым скульптором в 4 веке до н. э. был Пракситель. В то время мастера все больше внимания уделяли передаче чувств своего героя, его переживаний. Таков созданный Праксителем Гермес с младенцем Дионисом. Гермес изображен в момент, когда он остановился в пути отдохнуть. Он развлекает младенца гроздью винограда.
Сравните фигуру Гермеса и поликлетовского копьеносца. Чем они отличаются?
Пракситель не стремился показать физическую мощь в фигуре бога, а хотел подчеркнуть красоту и грацию его тела.
Другая прославленная статуя Праксителя - Афродита Книдская. Скульптор в образе богини любви изобразил красоту земной женщины. Статуя стояла в открытом круглом храме на острове Книд. Многие специально приезжали на Книд, чтобы увидеть ее, а юноши влюблялись в нее как в живую женщину.
Черты скульптуры:
создание идеального гармоничного образа (гармония души и тела)
отсутствие портретного сходства, т.е. все черты идеальны
Запишите эти черты себе в опорный конспект
Выдвигают предположения
Записывают
Выдвигают предположения
Выдвигают предположения
Работают с опорными конспектами
Вид изобразительного искусства, важнейшим элементом которого является статуя
Палестра
Место для занятия спортом
Рефлексия
Итак, сегодня на уроке мы с вами рассмотрели особенности культуры Древней Греции. Давайте попробуем составить свое собственное произведение искусства. У вас на парте лежат цветные камешки, которые являются частью греческой мозаики. Если на уроке сегодня вам было все понятно, то прикрепите свою часть мозаики на правую часть глиняной дощечки. Если же были трудности в изучении новой темы, то прикрепите элемент на левую часть.
Вот такой оригинальный предмет у нас с вами получился. Теперь он будет напоминать нам о сегодняшнем путешествии по просторам Древней Греции.
Выполняют задание
Выставление оценок, домашнее задание
Молодцы, хорошо поработали
Дома вам нужно будет прочитать параграф, подготовить его пересказ. Спасибо за работу!
15