Снятие мерок


5 класс.
Тема: СНЯТИЕ МЕРОК ДЛЯ ФАРТУКА
Цели и задачи:
1.Сформировать у учащихся знания, а также умения снимать мерки для построения чертежа фартука.
2.Развивать самостоятельность, наблюдательность в работе.
3.Воспитывать культуру труда и чувство ответственности.
Оборудование: См. лента, компьютер, экран, проектор, учебники, рабочие тетради.
Дидактическое обеспечение: Модели фартуков различного назначения и покроя, манекен, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: Объяснительно- иллюстрационный, самостоятельная (практическая) работа.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
3. Формирование знаний по теме.
4. Практическая работа.
5. Подведение итогов.
6. Анализ урока.
Ход урока
1 Организационный момент
Проверка готовности к уроку
2 Актуализация знаний
1) Что такое одежда?
2) Какую одежду можно отнести к бытовой одежде?
3) Какие предъявляются требования к одежде?
3 Формирование знаний по теме
На экране сюжет «Примерка фартука» Презентация (слайд №1)
Применяя структуру «КЛОК БАДДИС» прошу учащихся встретиться со своим товарищем на 3 часа.
Вопрос: «Как можно помочь девочкам исправить сложившуюся ситуацию и что нужно знать чтобы в нее не попадать?
Ученики обсуждают данную проблему используя структуру ТАЙМД – ПЭА-ШЭА. Начинает ответ тот кто выше ростом.
На экране высвечивается тема урока (Слайд 2)
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадях)
Научиться правильно снимать мерки важно не только для построения основы чертежа, но и для удачного подбора готовых выкроек, их проверки и коррекции под свои размеры.
От точности снятия мерок зависят правильность построения чертежа и, как следствие, посадка изделия на фигуре, поэтому необходимо соблюдать определенные правила.
Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 году французский портной. (Слайд 3).
Используя манекен , объясняю учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека. (Слайд 4).
Для правильного снятия мерок нужно знать расположения основных точек и линий на фигуре человека. Учащимся предлагается вообразить гладкую поверхность воды и человека, постепенно выходящего из нее на берег:
Первый раз человек остановился, когда из воды выглядывала голова и шея – этот уровень принято называть линией шеи:
Второй раз человек остановился, когда вода дошла ему до передних углов подмышечных впадин – эту линию принято называть линией груди;
Третий раз человек остановился, когда вода дошла до самого узкого места туловища - эту линию принято называть линией талии;
Четвертый раз человек остановился, когда вода была на уровне выступающих точек ягодиц - эту линию принято называть линией бедер;
Пятый раз человек остановился, когда вода была на уровне середины колена - эту линию принято называть линией колена.
А теперь, одной из учащихся предлагается надеть фартук и определить, где на переднике проходят линии, мысленно проведенные через ориентировочные точки тела человека. Учащиеся параллельно рассматривают раздаточный материал.
Обращается внимание учащихся на то, что верхний край нагрудника выше линии груди на 3-5 см, а нижний край фартука не доходит на 8-10 см до линии колена.
Мерки снимаются по определенным правилам .(Слайд 5,6).
Правила при снятии мерок
(Слайд 7).
1. Мерки снимаются по правой стороне фигуры.
2. Талию предварительно опоясывают шнуром.
3. При снятии мерок измеряемый должен сто ять прямо без напряжения.
4. Мерки снимаются сантиметровой лентой.
При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
5.Мерки длины записываются полностью.
Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фартука.
При условном обозначении мерок берут первые буквы от слов. Первая буква записывается заглавной прописной, а последующие меленькими. Мерки «обхватов» обозначается буквой «О», а мерки «полуобхватов» буквой «С» - половина буквы «О».
Физкультминутка
4 Практическая работа
Показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой снимались.(из учебника таблица)
Таблица переписывается в рабочую тетрадь
Усл.
обозн.
мерки

Название мерок

Как снять мерку
Типовая фигура
см.

Ст
Полуобхват талии
Сантиметровая лента проходит точно по контрольному шнуру по линии талии.

31

Сб
Полуобхват бёдер
Сантиметровая лента проходит сзади по выступающим точкам ягодиц, а спереди замыкается на выпуклости живота.

40

Дн
Длина нагрудника
Измеряем от контрольного шнура на линии талии вверх до желаемой длины нагрудника.

15

Днч
Длина нижней части
Измеряем от контрольного шнура на линии талии вниз до желаемой длины нижней части фартука.


35

Используя структуру КЛОК БАДДИС прошу учащихся встретиться с другом на 9 часов
Работа выполняется в виде игры «Ателье мод» (заказчик и приемщик заказа)
В роли приемщика заказа будет ученица, у которой короткие волосы. Потом меняются ролями.
Во время выполнения работы осуществляю текущий инструктаж: делаю целевой обход для проверки правильности организации рабочего места, правильности выполнения работы и правильности использования инструментов.
При возникновении затруднений у отдельных обучающихся, возможна организация взаимопомощи обучающихся.
5 Подведение итогов
Беседа по вопросам.
1.Для чего снимают мерки?
2.Как правильно снять мерки ?
3. Почему мерки длины записываются полностью, а обхватов – в половинном размере?
4. Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука?
6 Анализ урока
1.Замечания по уроку.
2. Выставить оценки за практическую работу.
7. Домашнее задание
Записи в тетради, Линейка - закройщика, рабочая тетрадь, чертёжные принадлежности, миллиметровая бумага