Конспект урока по русскому языку на тему Окончание имен существительных в родительном падеже множественного числа 4 класс
Черноус Татьяна Михайловна
МБОУ лицей 5 г. Воронеж
Русский язык.
4 класс. УМК Занкова (учебник 1 часть автор Нечаева)
Тема : Окончание имен существительных в родительном падеже множественного числа.
Изучение нового материала.
Цели:
Познакомить обучающихся с особенностями окончаний имён существительных в родительном падеже множественного числа; учить писать правильно, употреблять в речи слова в этой форме;
развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;
воспитывать интерес к предмету, аккуратность, беречь дружеские отношения.
Использование интерактивной доски
Ход урока
Организационный момент:
Мир волшебный перед нами
Здесь за книжными местами.
Этот мир мы назовем
Вместе «Русским языком».
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Фаза вызова.
- С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки каллиграфического письма.)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку, я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
- Запишите число, классная работа. (слайд №1)
Приступим к минутке каллиграфического письма.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Кто ищет друга без недостатков, тот остается без друга.
- Как понимаете пословицы? (Ответы детей)
Применить прием «Корзина идей»
Дети предлагают задания, которые мы можем выполнить. Выбираем те задания, которые актуальны для нашего урока.
Задания которые можно будем выполнить:
Однородные члены предложения; ( подчеркнуть однородные члены)
Лестью, правдой, честью.
Определить число и падеж имен существительных и выделить окончания. (надписать над словами)
Найти лишнее слово.
- Какое слово у нас получилось «лишнее».
«лишнее» слово – недостатков. По какому признаку вы определили, что оно лишнее? (по числу, все единственное, а оно множественное).
- Определите тему нашего сегодняшнего урока:
«Окончание имен существительных в родительном падеже множественного числа»
- Что такое окончание? (изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложениях)
В детском саду попросили ребят образовать форму множественного числа (нет чего?) ключ – ключов, воспитатель- воспитателев.
Что не так? ( Они не правильно использовали окончания)
Фаза осмысления.
Для чего нам надо знать окончания имен существительных? (для того, чтобы у нас была красивая речь)
Какие грамматические признаки имен существительных вы знаете?
Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
Сколько чисел у имен существительных? (единственное и множественное)
Сколько падежей в русском языке? (шесть падежей)
Что значит изменить слово по падежам? (изменить окончание)
Здесь можно применить прием «Дерево предсказаний» . Заполнить с детьми всевозможные предсказания и верные и неверные. (Слайд №2)
Сколько падежей в русском языке? Какие окончания могут быть у имен существительных множественного числа родительного падежа?
В русском языке 7 падежей. Окончания –ов – ев.
В русском языке 6 падежей. Окончания как у имен существительных винительного падежа.
В русском языке 8 падежей. Окончания – ей и нулевое.
В русском языке 24 падежа.
Окончания –ы, - и.
В русском языке 6 падежей.
В родительном падеже множественного числа нет окончаний.
А давайте, мы выполним это задание и подтвердим наши предсказания. На доске у вас слова, что мы будем делать? ( образовывать от слов родительный падеж множественного числа). А почему именно это задание? (Мы работаем над родительным падежом множественного числа имен существительных).
Работаем по цепочке, выделяем окончание. (Слайд № 3) Вписать окончания.
1. Морж - морж.ей , мяч... –мяч.ей конь - коней., ночь - ночей, корабль - кораблей
2. Устье - устьев кино – кино, платье - платьев, колодец - колодцев .
3. Полк - полков , стол - столов , компьютер - комьпютеров , мальчик - мальчиков
4.Озеро - озер..., яблоко - яблок..., роща - рощ..., лужа - луж....
Какие варианты окончании получились?
Давайте проверим наши предположения. Какие из них оказались правильными? Правильные утверждения выделить красным цветом.
В русском языке 6 падежей, окончание родительного падежа множественного числа могут быть : - ов, - ев, - ей, нулевое окончание, могут не иметь окончания у слов, которые не изменяются по падежам. (кино)
Откройте учебник на странице 85. Обратите внимание на красную рамку. Правильно ли сделали вывод об окончании имен существительных родительного падежа множественного числа.
Рассмотрим рубрику «Говори правильно» Сделайте вывод: какие окончания и когда пишутся в родительном падеже множественного числа имен существительных. Про что мы сегодня не говорили на уроке?(об исключениях)
Есть исключения. Найдите его в рубрике. (Сапог – сапог).
Над какой темой мы сегодня работаем?
«Окончание имен существительных в родительном падеже множественного числа»
Сейчас выполним самостоятельную работу. Предложите задание. (Слайд № 4)
Поставить слова в родительный падеж множественного числа.
Что вы можете сказать об этих словах? (Это словарные слова).
Вспомним написание словарных слов.
П...м...дор, ...п...льсин, ябл...ко, баб...ч(?) ка, б...лкон, б...лото, ...птека, с...поги, к...рабль.
Давайте проверим задание. Как вы с ним справились. Проверка на доске. Вытащить на слайд №4 правильное написание. Зеленой ручкой исправьте ошибки. Оцените себя. Какое слово у вас больше всего вызвало затруднения.
Образование родительного падежа нередко вызывает трудности. Где мы можем узнать правильное написание слов в родительном падеже?( Надо обратиться к словарю или спросить у взрослых).
Слайд №5 Определить число и падеж у имен существительных. (Р.п. мн. ч.)
Фаза рефлексии.
Здесь применить прием Бортового журнала.
Давайте заполним бортовой журнал. Что мы знали? Чему учились на уроке?
Что я знал об имени существительном.
Что я у знал об имени существительном.
Что оно имеет род и склонение.
Изменяется по числам и падежам.
Окончание имен существительных в единственном числе всех падежей.
Окончание имен существительных в родительном падеже множественного числа. – ов ,- ев, -ей, нулевое.
Как вы думаете над чем мы будем работать на следующим уроке? (Обобщать знания по падежным окончаниям имен существительных.)
– А закончим наш урок заданием – шуткой:
Один мальчик спрашивает у другого:
– Как будет правильно:
– У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
(У рыб нет зубов.)
– Что вам особенно запомнилось?
Домашнее задание.
Упражнение 151.
Рисунок 415