Проект «Научите ребенка любить книгу» в подготовительной к школе группе
Проект «Научите ребенка любить книгу» в подготовительной к школе группе
Надежда Кириченко Проект «Научите ребенка любить книгу» в подготовительной к школе группе
СП ГБОУ СОШ №8 им. С.П.Алексеева детский сад №7 г. Отрадного. Самарской обл.
ПРОЕКТ
«Научите ребенка любить книгу…»
Воспитатель:
Кириченко Надежда КонстантиновнаОтрадный 2016г.
Проект «Книголюб»
Разработчик проекта – Кириченко Надежда Константиновна, воспитатель
Детский сад №7 г. Отрадного. Самарской обл.
Раздел 1
1.1 Актуальность
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В. А. Сухомлинский
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребёнка к чтению? Как научить «добывать» самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Так много сейчас образовательных программ, сайтов…
Однако всё же восхищаемся знаниями и эрудицией знатоков клуба «Что? Где? Когда?», выпускников школ, ведущих интеллектуальные бои в программе Вяземского Ю. П. «Умницы и умники». По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Е. А. Флериной подчеркивается большая роль художественного слова в обогащении речи детей. С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяет детский коллектив.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе. - Дети дошкольноговозраста – слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Таким образом, очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. И благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Концептуальные основы.
В основе проекта представлены концептуальные идеи:
- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками (по теории А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода)
- Целостное развитие ребенка, т. е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации. (В. М. Крулехт)
Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л. С. Выготский).
«За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать».
М. Ф. Ненашев
Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса к ней – это важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению.
Проблема: Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольнымиучреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
Новизна технологии по приобщению ребенка к художественной литературе, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
1.2 Цели и задачи проекта
Цель: развитие интереса детей к художественной литературе разных жанров.
Задачи:
Для детей:
1. Развивать речь детей посредством приобщения к художественной литературе.
2. Учить детей устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев.
3. Развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.
4. Формировать интерес к самостоятельному сочинению, используя литературный опыт в творческой речевой деятельности.
5. Воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.
Для родителей:
1. Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды.
2. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
1.3 Ожидаемые результаты
Для детей:
1. Повышение уровня речевого развития.
2. Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
3. Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
4. Повышение интереса к книге.
Для родителей:
1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
2. Повышение педагогической культуры родителей по проблеме приобщения дошкольниковк художественной литературе.
1.4 Принципы:
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Раздел 2
2.1 Механизм реализации
Перспективный план реализации проекта
Организацию по реализации проекта, рассматриваем как процесс поэтапного развития субъектов: работа с родителями-детьми.
Этапы Мероприятия
Для педагога Для детей Для родителей
I.Подготовитель-
ный 1. Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).
2. Изучение литературы
3. Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
4. Составление перспективного плана.
5. Составление анкет для родителей.
6. Оформление развивающей среды.
7. Изготовление и комплектация пособий для проведения мероприятий.
8. Разработка сценариев детско-родительских клубов, викторин, мини-проектов, игр по теме.
9. Составление информационных листов
для родителей
10. Распределение обязанностей. 1. Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников. 1Выявление уровня педагогической культуры родителей по приобщению детей к художественной литературе (анкетирование)
II этап. Организацион-ный 1. Проведение мероприятий по теме. Участие детей в совместной игровой, практической деятельности. 1. Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды.
2. Оказание помощи в проведении мероприятий.
3. Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.
4. Участие в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».
III этап. Завершающий 1. 1. Систематизация практического материала (сценарии детско-родительских клубов, игры, фото, детская продуктивная деятельность). 1. Сравнительный педагогический анализ уровня сформированности детей;
2. Оформление результатов педагогического наблюдения. 1. Отзывы родителей
2. Участие в выставке совместных рисунков
на тему «Моя любимая сказка»
3. Подведение итогов анкетирования.
IVэтап. Презентационный. Презентация выставки «Моя книжка-малышка»
Презентация рассказов собственного сочинения «Творческий вечер поэтов и писателей»Участие в презентации Участие в презентации
2.2 План реализации проекта
Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Научите ребенка любить книгу»
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Декабрь Рекомендации для родителей: «Учим детей составлять рассказы» Чтение сборника «Русские народные сказки»
викторине «Путешествие по сказкам» Викторина «Знаешь ли ты край, в котором живёшь?» Родительская гостиная «Край, ставший судьбой»
Январь Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» Сбор информации для книги «Загадки» Изготовление книги с загадками. Составление рассказов на тему «Как хлеб попадает на стол»
Февраль Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к книге» Чтение книги «У классной доски» Рисование на тему «Мой лучший друг»
Составление рассказов «Мой лучший друг» Составление коллективного письма в Российскую армию
Март Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?» Чтение рассказов Носова «Фантазёры»
Игра «Сочиняем небылицы» Составление и оформление книги «Небылицы» Составление индивидуальных рассказов «Улица и я»
Апрель Папка-передвижка «Учим вместе с детьми» Викторина по сказке Чуковского К. И. «Айболит» Изготовление книжек-малышек, их иллюстрирование, сочинение сказок, рассказов на свободную тему. Выпуск газеты «Живём – бываем» - «Мы книголюбы»
Май Итоговые педагогические наблюдения по разделам: «речевое развитие» и «мир художественной литературы». Мониторинг успешности детей по разделам проекта«Научите ребенка любить книгу»
Сбор полученного материала по проекту «Научите ребенка любить книгу»
Перспективное планирование работы с родителями
Сроки Мероприятия
1 квартал 1 - Анкетирование
2 - Знакомство с целями и задачами проекта «Научите ребенка любить книгу»
3 - Оснащение центра разнообразным материалом
4 - Консультация «Роль книги в жизни детей»
5 - Рекомендации «Учим детей, составлять рассказы»
6 – Папка-передвижка «Учим вместе с детьми»
7 – Советы родителям, по оказанию помощи детям в составлении рассказов «Мяч», «О маме», «Моя поделка»
8 - Чтение с детьми русских народных сказок
2 квартал 1 - Памятка «Четыре заповеди мудрого родителя»
2 – Памятка «Прививаем детям любовь к книге»
3 – Консультация «Детские вопросы и как на них отвечать»
4 – Папка-передвижка «Учим вместе с детьми»
5 – Сбор информации о родном крае
6 – Оказание помощи детям в сборе информации по теме: «Загадки о стекле и металле»
7 – Пополнение центров: книги, игры,
3 квартал 1 – Памятка «Как отвечать на детские вопросы»
2 – Папка-передвижка «Учим вместе с детьми»
3 – Чтение детям рассказов Носова «Фантазёры»
4 – Помощь детям в написании небылиц.
5 – Оказание помощи детям в написании рассказов на тему «Улица и я»
6 – Ознакомление с газетой «Живём – бываем»
7 – Анкетирование.
8 – Ознакомление родителей с итогами проекта «Научите ребенка любить книгу»