Выступление на тему «Использование современных информационно-коммуникативных технологий для развития орфографической зоркости младших школьников».
Доклад для выступления на тему:
«Использование современных информационно-коммуникативных технологий для развития орфографической зоркости младших школьников».
Учитель начальных классов Лазарева Е.В.
2014-2015 учебный год
Использование современных информационно-коммуникативных технологий для развития орфографической зоркости младших школьников.
Особенности обучения в современной школе во многом определяются всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией изучения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ». Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду и здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто испытывает значительные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к подрыву его здоровья. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи обучения.
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Большие возможности для повышения качества образования заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Следовательно, возникает необходимость в использовании информационно-коммуникативных технологий, разработке и внедрении на практике такой системы обучения, которая соответствовала бы духу времени. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы: 1.Для обозначения темы. (Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);
2. Как сопровождение объяснения учителя. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах
3. Как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.
Можно выделить следующие особенности данной технологии: Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
1. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
2. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
3. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
4. Повышение производительности урока.
5. Установление межпредметных связей с другими предметами.
6. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
7. Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Целью моего педагогического опыта является развитие орфографической грамотности учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний через использование информационно-коммуникативных технологий. Задачи, способствующие достижению данной цели:
· Использовать информационно-коммуникативные технологии, позволяющие сделать обучение доступным каждому ученику.
· Развивать умение самостоятельно применять полученные знания в решении учебных задач, добиваясь достижений каждым учащимся реального для него уровня успеваемости.
· Активизировать деятельность учащихся, стимулировать положительное отношение к учебе, развивать у детей потребность к самообразованию Решающую роль в подготовке младших школьников играет изучение родного языка, формирование орфографической грамотности. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро, так как грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры. Почему наши дети так безграмотны? На уроках русского языка нередко приходится сталкиваться с тем, что школьники, знающие формулировки правил, не умеют опираться на них в процессе письма и не всегда обнаруживают в тексте орфограммы, чреватые ошибками. По мнению профессора М.Р.Львова первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Важно, что орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий. Только при систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживание и распознавание орфограммы. Задачу учителя начальных классов вижу в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции, индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося.
Используя информационно-коммуникативные технологии, можно создать условия для практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, используя разные виды упражнений обучающего и занимательного характера, позволяющие развивать орфографическую зоркость и добиваться качественных результатов обучения детей правилам правописания. Из практики я знаю, что даже серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Только учебная деятельность, построенная с использованием современных технических средств обучения, способствует желанию учиться с радостью и удовольствием. В процессе работы на компьютере учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, способствующие повышению грамотности учеников.
Ценность применения информационно-коммуникативных технологий, определяется не только потому, какую реакцию они вызовут со стороны детей, но учитывается то, насколько они эффективно помогают решать учебную задачу. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Изучение русского языка с использованием информационно-коммуникативных технологий способствует активизации познавательных интересов и развитию орфографической зоркости. Применение компьютерных возможностей повысит прочность и качество усвоения орфографических знаний учащихся, если: -упражнения отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой орфограммы; -учитываются цели и задачи урока в целом; -используются в сочетании с другими формами, методами и приемами обучения, эффективными при изучении данной темы; -соответствует интересам и познавательным возможностям учащихся. Русский язык среди школьных дисциплин имеет первостепенное значение, поскольку является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук. Считаю, что постоянная, систематическая работа учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует усвоению состава слова, словообразования (практически, до или без теории), обогащению словаря - ведь необходимо все время подбирать родственные, проверочные слова. Для этих упражнений подобрана серия образовательных дисков. · Русский язык для малышей. · Русский язык «Уроки Кирилла и Мефодия» 1кл.,2кл.,3кл.,4кл. Страна Лингвиния. Орфографический диктант · Домашний тренажер по русскому языку 4класс · «Я пишу грамотно!» Интерактивный тренажер 1-4классы · Новейший справочник школьника 1-4 классы · Игры и задачи 1-4 классы При изучении особенностей усвоения орфографии стараюсь прежде всего дифференцировать орфограммы и учу определять орфограммы при различных обстоятельствах, т,е. находить опознавательные признаки орфограмм: Знания типов орфограмм и элементарный опыт их определения помогает ученику в отыскивании орфограммы, придают поиску определенность, а использование компьютера делает занятие увлекательным и интересным.
Одними из интересных игровых приемов являются:
1. Письмо с «дырками»
2.Показ неправильного письма.
4. Найди опасное место.
5. Зажги маячок.
6. Работа с сигнальными карточками
Электронные игры.
1. «Орфографический диктант»
2. «Занимательная грамматика»
3. «Опасные места»
4. «Орфографический бой».
5. «Артобстрел»
6. «Засвети окошко»
Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
На первом этапе изучения орфограмм знакомлю первоклассников с наличием «опасности» на месте безударного гласного звука. Для звукового анализа слов подобрала в электронном виде серию картинок и карточек. Упражнения отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой орфограммы. При участии первоклассников создается таблица «опасных мест», которая будет пополняться другими орфограммами. Использование электронных занимательных игр на уроках дает положительные результаты. Известно, что душа и ум ребенка трудятся тогда, когда он каждый урок наблюдает, сравнивает, классифицирует, фантазирует, выводит закономерности. Размышляет. Поэтому задания даю не в готовом виде, а стараюсь выводить их с детьми. Использую элементы исследовательского метода, поисковые задачи, приемы, направленные на понимание словообразовательных механизмов, этимологию, классификацию по какому-то принципу, сравнение, внедряю в свою работу применение информационно-коммуникативных технологий, современные образовательные технологии. Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат. Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Ежедневно в начале урока проводится разбор по составу нескольких слов различных частей речи и с опорой на схему объясняется написание соответствующих орфограмм. Для того, чтобы детям было проще запомнить и понять трудные вопросы орфографии, можно преподнести это в той форме, которая близка и понятна современному ребёнку.
Одним из таких средств являются презентации, созданные в системе Power Point. К созданию презентаций привлекаю учащихся, умеющих работать на компьютере. Им интересно применять спецэффекты, делать анимацию, звуковой фон и т.д. Использую эти проекты тоже по-разному. Например, беру на урок отдельные слайды, а на обобщении просматриваем целиком. Используя электронный диск, имею базу дифференцированных заданий по признакам орфограмм, формирую разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы. Эти задания использую для индивидуальной работы в классе и дома. Для контроля знаний использую компьютерное тестирование, которое повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке. Так же провожу тесты в игровой форме, в которой, отвечая на вопросы, дети сразу видят результат усвоения пройденных орфограмм. На экран последовательно выводятся вопросы. В случае ошибки появляется верный ответ. По окончании теста выводится количество правильных ответов. Таким образом, ребёнок сам видит результат своей работы и может тренироваться самостоятельно. Данные тесты предоставляют учителю и учащимся дополнительную возможность объективно оценить результаты обучения. В таких объективных измерителях заинтересованы не только учителя, но учащиеся и родители. Учащиеся могут узнать о своих достижениях или промахах в учении, сравнить свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. Большим интересом у уч-ся пользуется стихотворные упражнения по орфографии и игровые приёмы.
Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.