Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)
Глухова Светлана Викторовна
МБОУ «СОШ № 41»п. Новогорный
г. Озёрска Челябинской области
учитель химии и биологии
Из опыта работы
Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)
В соответствии с Примерной программой по химии, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в результате изучения химии ученик 8 класса должен:
знать/понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, степень окисления,
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
характеризовать: свойства веществ основных классов неорганических соединений.
Важнейшим условием для формирования знаний и умений является развитие речи, овладение химической терминологией, многократное повторение определённых умственных действий. Опыт работы в классах специального коррекционного обучения VII вида (для детей с задержкой психического развития) показывает, что ученики этих классов испытывают определённые трудности в обучении, так как у них своеобразное мышление и память. Память имеет специфические особенности:
- снижен объем памяти и скорость запоминания;
- непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;
- механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но
время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;
- преобладание наглядной памяти над словесной;
- нарушена механическая память.
Особенности детей с ЗПР требуют достаточно многочисленных тренировочных упражнений. Психологи, исследующие эту категорию детей, предлагают различные приёмы развития памяти – сочетание зрительной, слуховой, двигательной памяти. Использование информационно–коммуникативных технологий, возможностей компьютера как наглядного пособия качественно нового уровня, позволяют разработать своего рода тренажер для формирования химических понятий у учеников.
Так как память учеников снижена, при выполнении любого задания необходимо провести повторение опорных знаний о составе веществ, классификации, свойствах, видах связи, кристаллической решётке. Проведение повторения традиционными способами занимает много времени. Я разработала презентацию из 8 слайдов «Опора по номенклатуре веществ», которая позволяет быстро и наглядно повторить необходимый материал. Перед выполнением задания любого характера - контролирующего, закрепляющего – мы с ребятами фронтально повторяем материал.
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
При работе со слайдами ученики пользуются таблицей Д.И. Менделеева, таблицами растворимости веществ. Слайд 3: ребятам предлагаются задания – приведите примеры названий двух оксидов неметаллов, двух оксидов металлов. Слайд 4 – приведите названия двух щелочей, двух оснований. Слайд 5 – повторить названия кислот, назвать одноосновные кислоты, двухосновные, многоосновные, кислородсодержащие, бескислородные. При затруднении можно использовать информацию учебника О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» § 20, страница 104, § 21, страница 109. Слайд 6 – используя названия кислотных остатков назвать соли какого-либо металла, например: натрия. Хорошо тренируют наблюдательность, точность памяти задания типа «Найди отличия»: слайд 5,6 – отличия между кислотами и солями, слайд 4,6 – отличия между основаниями и солями.
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8
После того, как повторение завершено, ученикам предлагается задание
Слайд 9
Этот слайд позволяет проверить и закрепить те знания и умения, которые были повторены. Слайд имеет гиперссылки, они используются при затруднении ученика, возвращают его к предыдущим информационным слайдам. При затруднении в определении состава вещества – к слайду № 1, классификации сложных веществ – к слайду № 2 – 6 и так далее.
На протяжении учебного года я использую достаточное количество презентаций. Имея одну базовую папку, в которой находятся презентации «Опора по номенклатуре веществ», отдельные слайды «Состав веществ», «Классификация веществ», «Оксиды», «Виды связи», «Кристаллические решётки», «Презентация – задание к уроку», нужно только менять первую строчку в слайде № 9, и Вы получите новое задание, подкреплённое презентацией с гиперссылками.
Что даёт использование таких презентаций: работает зрительная память, словесная память, когда учащиеся проговаривают информацию на этапе фронтального повторения, двигательная память при письменном определении степени окисления атомов в молекуле (эта категория школьников затрудняется выполнить подобное задание устно, в уме, поэтому пишут в рабочей тетради).
Что нужно учитывать при составлении презентаций:
Они должны быть однотипными, не должен меняться формат или цветовая гамма на каждом уроке, не должно быть никаких иллюстраций или анимаций изображения, так как внимание у этой категории учащихся концентрируется плохо;
Узнаваемость слайдов, повторение одних и тех же слайдов создаёт у учеников ощущение знакомой ситуации, ощущение работы по образцу, психологического комфорта.
К чему приводит использование возможностей компьютера: мы получаем качественное наглядное обеспечение к уроку, рационально используем время урока, повторение становится возможным практически на каждом уроке, за исключением лабораторных и контрольных работ, так как занимает не более 8-11 минут. За четверть, в классе СКО VII вида, по данному виду работ успеваем опросить всех учеников (наполняемость класса не более 14 человек), к концу третьей четверти учащиеся уверенно определяют состав веществ, класс, виды связи, тип кристаллической решётки, затруднение вызывает обычно только определение степени окисления атомов в соединениях типа Al2(SO4)3, номенклатура солей. Предлагаю вариант базовой папки для работы в 8 классе, на её основе Вы сможете разработать систему заданий на четверть, полугодие. Кстати, подобные задания можно использовать и в классах возрастной нормы на уроках повторения или после каникул.