Конспект урока по географии для 6 класса «Географические координаты»
Тема урока:
«Географические координаты» (Начальный курс географии. 6 класс)
Цель урока:
1. Обучающая – научить определять географические координаты точки земной поверхности, а так же объект по заданным географическим координатам; формировать навыки само- и взаимоконтроля; расширение знаний о здоровом образе жизни.
2. Развивающая – развивать способности рассуждения и пространственного воображения, сотрудничества; навыки работы с различными видами карт; способность формировать и управлять собственным эмоциональным состоянием.
3. Воспитывающая – воспитание внимательности и уверенности; познавательного интереса; доброжелательного отношения друг к другу; культуры собственного здоровья как норма жизни.
Тип урока – комбинированный урок изучения нового материала.
Формы работы – индивидуальная, в парах и групповая.
Методы работы – исследовательский, проблемно – поисковый, практическая работа на применение знаний, беседа.
Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, мультимедийный пректор
Подготовка к уроку: проветривание класса, динамическая перемена. За три минуты до звонка игра «Принц и свита»
Ход урока
Организация класса. (2 минуты)
а) Эмоциональная разрядка (слайд №1)
Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книга, атлас, ручка и тетрадка.
б) Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада снова видеть вас на уроке! Сядьте поудобнее, расправьте плечи, выпрямите спину, глубоко вдохните и выдохните. Почему важно следить за тем как вы сидите?
Ответы детей.
в) Аутотренинг
Учитель: Закройте глаза и скажите себе «Я спокоен, уверен в себе, я буду внимателен и настойчив, поэтому у меня все получится!»
Учитель: Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха и хорошего настроения.
Актуализация знаний. (6 минут)
1. Беседа с классом
Учитель: На карте огромная планета Земля: Реки и горы, равнины, моря. Точка на карте зовется «объект»- Такое понятие ввел человек. Сегодня мы с вами узнаем о том, Что каждая точка имеет свой дом, Чтобы ее отыскать в целом мире, Ей указали этаж и квартиру. Сложно найти этот адрес ребятам, Если не следовать координатам. Этаж называется широтой, Номер квартиры – ее долготой. Как отыскать в дом заветный ключик? Карта и глобус нас этому учат. Нам остается припомнить немного, Какие ведут к каждой точке дороги. Как только дороги пересекутся, Искомые точки сразу найдутся.
Учитель: Ребята, с какими понятиями мы уже познакомились?
Ответы детей.
Учитель: Теперь подумайте и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке, что будем делать сегодня?
Дети: Узнаем, что такое координаты и научимся их определять.
Учитель: Правильно! Но прежде чем приступим к изучению темы, я предлагаю вспомнить основные понятия, с которыми познакомились ранее.
Сегодня вы сможете самостоятельно оценить свои успехи за урок на листе самоконтроля. (Каждому ребенку выдаётся лист самоконтроля).
2) Фронтальный опрос. (Вопрос или маленькое задание достается каждому ученику; за ответ ребенок получает жетон; жетоны разного цвета).
- Учитель задает вопросы, предлагает выполнить задание у карты или по глобусу.
- Дополните предложение (слайд №2)
3) Индивидуальная работа.
Дети получают шаблоны с изображением полушарий и задания:
- отметить северный и южный полюса;
- провести линию экватора;
- провести линии 0 и 180 меридианов;
- горизонтальными линиями заштриховать северную широту;
- вертикальными линиями заштриховать западную долготу.
Учитель: Ребята, отметьте в листе самоконтроля свои успехи, и проверьте, верно, ли вы выполнили задание, исправьте ошибки. (Учитель показывает правильно выполненную работу)
4) Физкультминутка на растягивание отделов позвоночника. (Выполняется стоя, движения плавные.)
- наклоны вперед, назад, вправо, влево.
- голову к подбородку, максимально назад, потом к правому плечу, к левому.
3. Изучение нового материала. (26 минут)
1) Объявление и запись в тетради темы урока (слайд №3).
(Учитель обращает внимание детей на то, как пишется слово координаты)
2) Сообщение целей урока
Учитель: На уроке мы будем учиться определять географические координаты точек земной поверхности. Работать с атласом и контурными картами.
3) Минутка фантазии (слайд №4 и 5) . Звучит спокойная музыка. (1,5 минуты)
Учитель: Дети, откиньтесь на спинку стула, вытяните вперед ноги, успокойте дыхание и закройте глаза. Представьте себе нашу планету, она вращается вокруг своей оси, движется по орбите вокруг Солнца. Аккуратно прикоснитесь к ней рукой, обнимите её. Ощутите её хрупкость и беззащитность. А теперь, пальчиком в воздухе проведите по линии параллели, меридиана. Сколько точек пересечения получилось?
Дети: Одна.
Учитель: Правильно. Отсюда следует, что широта и долгота точки земной поверхности – это и есть географические координаты этой точки.
4) Работа с учебником. (3 минуты)
Учитель: Давайте потренируем память - найдите в тексте параграфа 13, что называется географическими координатами, выучите.
Учитель: К
·то готов, кто первый расскажет определение?
Ответы детей (3-5 человек)
Учитель: В листе самоконтроля отметьте свои успехи.
5) Упражнение – энергезатор. (20 – 30 секунд)
А) «Дождик идет» - подушечками пальцев или ноготками дети ударяют о стол, изображая стук дождя.
Б) Прокатывание карандаша или ручки между ладонями и пальцами рук.
6) Работа на контурной картой (3 минут)
А) Определить географические координаты, указанных объектов.
Б) Записать полученный результат в таблице контурной карты.
Сильный ученик выполняет задание и оформляет таблицу на доске. Учитель проходит по классу и помогает при возникновении трудностей, а также обращает внимание на то, что чаще всего не получается у детей.
Учитель: Ребята, сделайте отметки в листе самоконтроля и сверьте свои ответы с записью на доске.
7) Учебный тренажер (скрытая динамическая пауза, работают стоя, 1 – 1.5 минуты)
Учитель: Движениями рук покажите широту и долготу
Северная широта – руки вверх
Южная широта – руки вниз
Восточная долгота – руки вправо
Западная долгота – руки влево.
Учитель: Усложним задание? Я показываю на глобусе объект, а вы движениями рук указываете, какую широту и долготу он имеет.
Учитель показывает объекты с.ш. з.д;
ю.ш. в.д;
с.ш. в.д;
ю.ш. з.д.
8) Работа в парах. (3 - 4 минуты)
А) 1 вариант: Задание №3 (а) на странице 34 в учебнике.
2 вариант: Задание №3 (б) на странице 34 в учебнике.
(На выполнение отводится 1,5- 2 минуты)
Б) Обменяться с соседом тетрадями и проверить задание друг у друга.
В) Рассказать друг другу, что такое географические координаты.
Дети, которые верно и быстрее всех справились с заданием, просматривают и проверяют записи у одноклассников.
9) Работа в группах. Исследовательская деятельность. (5 минут)
(Дети собираются в творческую группу по цвету жетонов, получают задания и работают стоя)
1 группа
- определите объект, имеющий географические координаты 5 с.ш. 63 з.д.
- расскажите, как правильно закаляться.
2 группа
- определите объект, имеющий географические координаты 32 с.ш. 35 в.д.
- расскажите, как следует загорать на пляже, чтобы не получить солнечный ожог?
3 группа
- определите объект, имеющий географические координаты 27 ю.ш 109 з.д.
- чем привлекает туристов этот остров?
4 группа
- определите объект, имеющий географические координаты 90 с.ш.
- расскажите, как защитить свой организм от переохлаждения?
10) Упражнение – энергезатор. (20 – 30 секунд)
Учитель: - Хлопните в ладоши, если вам понравилось работать в группе.
- пожмите друг другу руки и поблагодарите за сотрудничество.
11) Отчет по результатам исследования. (4 минуты)
Дети садятся за парты, руки сцеплены в замок за спинкой стула. От группы выходят по одному представителю, называют и показывают на физической карте объект и делают отчет о проделанной работе.
Учитель показывает слайды найденных объектов, дети слушают и дополняют ответы (слайды № 7, 8, 11, 12)
12. Психогимнастика. (1.5 минуты)
(слайд № 13, 14)
Учитель: Ребята, мы сегодня побывали у водопада, на берегу моря, даже на острове Пасха. Я хочу «пригласить» вас в наш сосновый лес, «сосенки» - так мы привыкли его называть. Для этого сядьте, так как вам удобно, можно закрыть глаза. Представьте, что вы в сосновом лесу. Глубоко вдохните, почувствуйте смолистый запах деревьев, густой аромат хвои, бодрящий морозный воздух.
А знаете ли вы, что воздух в хвойном лесу насыщен фитонцидами – веществами, способными поражать опасные микроорганизмы. Хвоя и смола широко применяются в народной медицине. В них много веществ, обладающих лечебным и стимулирующим действием. Например, чтобы вылечить ангину используют отвар почек сосны для ингаляций. Также при ангине рекомендуется закапывать в нос пихтовое масло, по одной капле.
Так, что чаще ходите в лес, дышите целебным воздухом и никогда не болейте.
4 Закрепление нового материала. (4 минуты)
(слайд № 16)
Учитель: Предлагаю освоить профессию спасателей и отправиться на помощь тонущему кораблю, который потерпел крушение в точке 30 ю.ш. 70 в.д. Ближайшими к району бедствия находятся два корабля «Надежда» (30 ю.ш. 110 в.д) и «Вера» (20 ю.ш 50 в.д.). вам нужно рассчитать какой корабль быстрее придет на помощь гибнущему судну. Проложите маршруты обоих судов на контурной карте.
Учитель: Пять человек, первыми справившиеся с заданием могут сдать контурные карты для проверки и отправиться на помощь к своим одноклассникам.
Учитель: Ребята, как вы думаете, людям каких профессий необходимо умение определять географические координаты?
Ответы детей: летчикам, морякам, спасателям, военным, геологам.
5. Подведение итогов урока. (2минуты)
1) Рефлексия. Пальчиковая гимнастика (слайд № 17)
2)Оцени свои успехи.
Учитель: Ребята, посмотрите лист самоконтроля и оцените себя сами. Поставьте себе «5» те, у кого 7-6 плюсов, «4» - у кого 5 - 4 плюсов. Остальные получите весёлые смайлики. Спасибо за урок, мне было приятно с вами общаться. Всего доброго вам, успехов в сегодняшнем дне!
Домашнее задание:
Прочитать параграф 13, выполнить задание №5 на стр. 34
15