Урок по географии по ФГОС Географическая долгота, линия учебников Полярная звезда
Предмет География
Класс 5
Тема урока Географические координаты. Географическая долгота.
Цель урока Сформировать представления о географических координатах, о географической долготе и необходимости их умения определять.
Задачи урока Образовательные: получить знания о географической долготе и необходимости уметь её определять, определять географические координаты различных объектов.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.Воспитательные: воспитание географической культуры и культуры общения.
УУД Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к необходимости знать и уметь определять географическую долготу и географические координаты, формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятию географическая долгота и географические координаты; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты Предметные:
Знать – что такое географическая долгота и географические координаты.
Уметь – определять географическую широту; работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Основные понятия Географические координаты, географическая долгота, параллели, меридианы, нулевой меридиан, экватор, западная долгота, восточная долгота.Межпредметные связи Математика
Ресурсы урока Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет, ЭОР.
Формы урока Фронтальная, групповая.
Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания для учащи-хся, выполнение которых приведёт к достижению запла-нированных резуль-татов Планируемые результаты
Предметные УУД
1) Организаци-онный момент Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Подготовка к уроку, приветствие учителя Самоконтроль готовности к уроку (Р)
2) Мотивация учебной деятельности Мы познакомились с географической широтой. Достаточно ли знать только её, чтобы помочь кенгурёнку попасть домой? Внимательно слушают вопрос, формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока. Текст письма. Наводящие вопросы учителя. Формулирование темы и цели урока. Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)
3)Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.
(Повторение ранее пройденного материала).
Фронтальный опрос:
1.Что называют географическими координатами?
2.Что называют географической широтой?
3.Какой бывает широта?
4.Может ли географическая широта быть западной и восточной?
5.От какой линии на карте или глобусе отсчитывают широту к северу и югу?
6.Достаточно ли знать только географическую широту, чтобы определить точное место положения объекта?
Что ещё нам нужно знать, чтобы научиться определять географические координаты. Отвечают на вопросы учителя, вспоминая домашнее задание текст параграфа 14. Ответы на вопросы учителя. Вспоминают полученные знания предыдущего урока. Вспоминают ранее изученный материал. Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке.
4) Изучение нового материала
Читает письмо, которое поступило в школу из МЧС (Приложение 1)
Учитель предлагает учащимся открыть атлас на стр.14-15 и определить место, куда нужно вернуть кенгурёнка.
Учитель предлагает открыть учебник на стр.52 и внимательно прочитать раздел «Определяем географическую долготу»
Вопросы классу:
1.Что значит адрес объекта?
2.При помощи чего определяют адрес объекта?
3.Что называют географическими координатами?
4.Что нам даёт знание географических координат объектов?
5.В каких профессиях используют знания определения географических координат?
На острове Врангеля на метеостанции закончи-лись продукты и горю-чее. Летчики получили задание – доставить груз на остров Вран-геля. Как выполнить эту задачу и спасти людей от голода и холода? Сплошная облачность. Табличек с названием острова и указателей нет.
Показ слайдов на экране проектора.
Для того, чтобы помочь лётчикам, надо определить сначала широту того места где они находятся. Это мы сделали на прошлом уроке. Но одну широту знать недостаточно. Нужно ещё знать долготу. Как она определяется? Откроем учебник на стр.52 и внимательно прочитаем раздел «Определяем географическую долготу» Работают с атласом, но место, куда должен вернуться кенгурёнок, определить пока не могут. Определяют широту объекта, а долготой пока ещё не знакомы.
Внимательно читают учебник на стр.52.
Отвечают на вопросы учителя:
1.Широта и долгота объекта.
2.При помощи градусной сетки-меридианов и параллелей.
3.Географические координаты любой точки – это её широта и долгота.
4.Умение находить точное местоположение объекта.
5.Штурманы, военные, моряки, геологи, геодезисты, географы.
Думают, предполагают разные версии, но без помощи учителя ничего не получается.
Читают учебник на стр.51, записывают в тетрадь новое определение: географическая долгота. Затем переходят в рубрику «Определяем географическую долготу Внимательно читают учебник на стр.48.
Пытаются определить географические координаты, но не могут это сделать, так ка знакомы только с широтой.
Вопросы учителя.
Внимательно слушают текст.
Записывают в тетрадь новые понятия. Знать, что такое географическая долгота и как она определяется. Понимание значимости знаний о географических координатах, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).
Определяют необходимость знаний для выполнения данного задания
4) Физкультми-нутка (здоровьесбере-гающий компонент)
«Игра на внимание» Говорит утверждения:
1.Адрес объекта – высота и ширина.
2.Адрес объекта – широта и долгота.
3.Географические координаты – это ширина и длина объекта.
4.Георафические координаты объекта – это широта и долгота.
5.Широта бывает северная и южная.
6.Широта бывает западная и восточная.
7.Долгота бывает северная и южная.
8.Долгота бывает западная и восточная. Слушают утверждения и если верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.
Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. 5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы
Определить долготу следующих объектов:
1.Москва;
2.Берлин;
3.Каир;
4.Кейптаун;
5.Сидней;
6.Лондон;
7.Бразилиа;
8.Сантьяго;
9.вулкан Камерун;
10.вулкан Котопахи.
Определяют географическую долготу объектов по физической карте полушарий атласа или учебника (работа в парах) Определение географической долготы объектов. Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и класси-фикация, установле-ние причинно-следс-твенных связей (П).
Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р). Умение выра-жать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).
6) Закрепление новых знаний
Выполнить задание 6 на стр.53 учебника «Географический адрес моего населённого пункта», заполнив в тетради таблицу. Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Заполняют таблицу в тетради:
На каком материке находится. Государство Географические координаты населённого пункта В каком направлении от Москвы находится Какое расстояние от Москвы, в км. Заполняют таблицу, применяя получен-ные знания. Использование приобретенных знаний и умений. Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)
7) Рефлексия Что нового мы сегодня узнали?
Достаточно ли этих знаний, чтобы помочь кенгурёнку сегодня вернуться домой? Где находится дом кенгурёнка? Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Вопросы учителя Использование приобретенных знаний и умений. Оценка достигнутых результатов (Р)
8) Домашнее задание Параграф 15 выучить, стр.53 зад.7,8,9,10,11 выполнить письменно в тетради. Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике Запись д/з. Самоконтроль и взаимоконтроль (К)
Приложение 1.
« Здравствуйте ребята! Служба спасения по чрезвычайным ситуациям просит вас помочь вернуть маленького кенгурёнка домой , который вчера отстал во время посадки в самолёт. Известно, что он живёт в каком-то зоопарке вместе со своими родителями, братьями и сёстрами. Сейчас он очень грустный, не хочет кушать, иногда даже плачет. На передней конечности у него одето кольцо, где написано: 32°ю.ш. и 150°в.д . Мы предполагаем, что здесь написан его адрес и его можно узнать только по карте. Проблема в том, что в данный момент мы находимся в чистом поле, где только что приземлились космонавты, и у нас нет с собой карты полушарий, а в каждой школе такая карта есть. Может быть, вы нам поможете узнать, что это за адрес и тогда благодаря вам мы вернули бы кенгурёнка домой гораздо быстрее.
Представляете, какую радость вы для него сделаете! Если вы не можете, то срочно сообщите, мы попросим детей другой школы.