Система работы с одаренными детьми. Этапы выявления одаренности, педагогическая поддержка и формы работы с одаренными детьми.
Система работы с одаренными детьми.
Этапы выявления одаренности, педагогическая поддержка
и формы работы с одаренными детьми.
Артёмова Юлия Сергеевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Калуги
учитель истории и обществознания
“Умственная одаренность есть общая способность
сознательно направить свое мышление на новые требования»
Вильям Штерн
Актуальность проблемы работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире. В настоящее время на первый план выходит интеллектуальная, творчески одаренная и разносторонняя личность, способная жить и развиваться в условиях информационного общества.
В психологии существует множество подходов к пониманию термина «одаренный ребенок». За основу можно взять определение, согласно которому «одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности»[1]. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённых детей это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям. Талантливый ребенок - это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости[2]. В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению. «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев», считал Д.И. Менделеев.
Все дети талантливы, важно разглядеть, раскрыть и развивать способности ребенка. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.
Преподаваемые мною в школе предметы обществознание, история, право, экономика дают огромный простор для развития умственной деятельности учащихся, раскрытия в учащихся способностей в самых различных областях деятельности. В сложившейся системе работы с одаренными детьми определяю цели: способствовать - выявлению и поддержке способных и одаренных детей и планомерному раскрытию их индивидуальности; стремлюсь развивать духовно-нравственные основы личности одаренного ребенка; проектировать деятельность для создания ситуации успеха, разрабатывая пошаговую программу работы с учащимися.
Таким образом, создание условий для развития и реализации способностей одаренных учащихся, определяется высоким уровнем предметных и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений. Как создавать ситуацию успешности на занятиях с одаренными детьми? Прежде всего, развивать в ученике поисковую активность. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинств ученика, становится основным фактором развития творческой и целеустремленной личности. Как педагог я твердо уверена, что успех порождает успех.
Как определить среди воспитанников учащихся с признаками одаренности? Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходим постоянный поэтапный поиск в процессе обучения в сочетании с разнообразными методами диагностики детской одаренности. Источником информации об особенностях, интересах ребенка являются родители, учителя, классные руководители, психологи, социальные педагоги, одноклассники.
На первом этапе выявления одаренных детей учитываю сведения о высоких успехах в учебной и внеучебной деятельности ребенка по истории и обществознанию. Учащиеся, которые имеют высокий уровень обученности, а так же проявляют интерес к предметам, приглашаются на индивидуально – групповые занятия для подготовки к олимпиадам, научно – практическим конференциям. В результате ученики получают возможность попробовать свои силы в конкурсах различного уровня и тематической направленности. Некоторые продолжают заниматься научно – исследовательской деятельностью после школы в высших учебных заведениях, например выпускник 2005 года Тихонов А. (аспирант К Г У им К.Э Циолковского) (таблица № 1).
Таблица № 1. Динамика результатов в научно – исследовательской деятельности учащегося гуманитарного класса Тихонова А.
Школьный
уровень
Муниципальный уровень
Региональный уровень
Российский уровень
Защита творческой работы на ученической конференции, семинаре по истории России.
1-е место на XIV городской конференции учащихся памяти А.Л. Чижевского.
2-е место на XIV областной научно-практической конференции «Молодость науке» памяти А.Л. Чижевского.
1-е место на Российской открытой конференции «Юность науки».
Защита творческой работы и представление результатов исследования на ученической конференции.
1-е место на XV городской конференции учащихся памяти А.Л. Чижевского.
1) 1-е место на XV областной научно-практической конференции «Молодость науке» памяти А.Л. Чижевского.
2) лауреат областных Юдинских краеведческих чтений.
1-е место на Российской открытой конференции «Юность науки».
Студент исторического факультета КГПУ им. К.Э. Циолковского
Аспирант исторического факультета КГУ им. К.Э. Циолковского
Второй этап диагностический. На этом этапе провожу индивидуальную оценку возможностей и особенностей ребенка. В психологии принято различать общую и специальную одаренность. Общая (интеллектуальная) одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальная (академическая, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, в научно – исследовательской деятельности, аналитической. «Общая» и «специальная одаренность» имеют возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Педагогическую поддержку детей с признаками одарённости осуществляю на уроках, а также во внеурочной, внеклассной работе через тьюторское сопровождение (наставничество). Одаренному школьнику оказывается помощь в построении индивидуального образовательного пути. Ученик при этом сам выстраивает свое деятельностное пространство, необходимые социальные связи, а наставник содействует ему в этом, облегчает решение сложных проблем, являясь помощником, советником, консультантом. Индивидуальный образовательный план может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочными (связанными с подготовкой к научно – практической конференции, экзаменам).
Такие индивидуально – групповые занятия с проектированием индивидуальных образовательных планов предполагают диагностику уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования. Важна постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности. В заключение проводится реализация индивидуального образовательного плана и подведение итогов работы. Результатом реализации может быть выступление с докладом, защита реферата или проекта, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции, поступление в ВУЗ. Ориентация самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуального плана. На разных этапах выполнения индивидуальных планов, учитель стремится оказать ученику консультативную помощь, помогает в преодолении робости перед выполнением более сложных заданий через психологическую поддержку. Таким образом, индивидуальный образовательный план - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане.
Индивидуально – групповая работа с одаренными детьми способствует: формированию коммуникативной компетентности (умение кратко и понятно излагать свои мысли, грамотно говорить); формированию социальной компетентности (навыков работы в команде: умение отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию); формированию расширенной предметной компетентности (самостоятельной познавательной активности, навыков работы с большим объемом информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые и углубленные знания для решения конкретных проблем, развитие креативных способностей, критического мышления).
В результате практически все учащиеся, с которыми работаю в рамках индивидуально – групповых занятий приобретают необходимые для успешной учебной деятельности навыки. Они умеют развернуто обосновывать суждения, дают точные четкие определения, приводят доказательства (в том числе от противного), объясняют изученные, исследуемые положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеют основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следуют этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В условиях информатизации образовательного процесса учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенно используют мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентаций результатов исследовательской и практической деятельности.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует воспитанию образованной, гармонически развитой, творческой личности, Стремлюсь к тому, чтобы научно – исследовательская деятельность сопровождалась заинтересованностью со стороны ученика. Практика показывает, что не всегда ученик проявляет интерес к такой серьезной деятельности, особенно на первом этапе. В этом случае первоначально делаю упор на исполнительность и ответственность школьника.
Можно использовать несколько приемов для пробуждения интереса к научно – исследовательской деятельности и активизации творческой деятельности школьника:
Во – первых, в работе со своими учениками делаю акцент на том, что участие в научно – исследовательской деятельности пригодится в дальнейшей жизни учащегося, уже за пределами школы.
Во-вторых, известно, что людям, особенно подросткам, свойственно стремление выделяться, быть не похожим на большинство. Участие в научно – исследовательской деятельности позволит ученику ощутить свое особенное положение.
В-третьих, в научно – исследовательскую деятельность стремлюсь внести соревновательный или конкурсный аспект.
В-четвертых, прежде чем дать задание ученику, выясняю его интересы, предпочтения в той или иной сфере научных знаний, склонности, способности. Эти интересы следует учитывать при выборе темы исследования.
Интерес учащегося к исследовательской деятельности надо не только вызвать, но и постоянно поддерживать. Для этого необходимо учитывать следующие моменты: все этапы научно – исследовательской деятельности должны быть одинаково интересны; у учеников должна быть четкая, ясная цель; задания должны даваться с учетом способностей и возраста, они должны быть доступны, понятны и выполнимы; необходимо осуществлять постоянный контроль за ходом научно – исследовательской деятельности.
Успешность исследовательской работы учащихся, заключающейся в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и сделанных на его основании выводов, изучении и анализе событий социально – гуманитарной направленности подтверждает тот факт, что за последние пять лет лауреатами и призерами конкурсов, научно – практических конференций стали 25 учащихся. Подготовка их велась в рамках индивидуально – групповой работы с одаренными детьми. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие навыка исследовательской работы у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях. Научное мировоззрение, формирующееся на основе такой деятельности, выступает как основа воспитания.
Одной из форм работы с одаренными детьми в процессе изучения обществознания, истории, экономики и права является подготовка учащихся к олимпиаде. Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в разных источниках. Активно используются электронные пособия, ресурсы Интернет. Подготовка школьников к олимпиадам начинается в 6 – 7 классах. На уроках обществознания предлагаю классу для закрепления изученного материала задания разной степени сложности. Например «По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их», «Проанализируйте следующую информацию и ответьте на поставленные вопросы. Свою точку зрения обоснуйте», «Заполните пропуск в ряду», «Преобразуйте предлагаемый текст в схему». Предлагаю прочитать определения известных из курса обществознания понятий по изученной теме, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и обозначить эти понятия. На уроках истории ученики выполняют задания: «О какой личности идет речь?». Учащиеся должны по предложенным признакам или по портрету угадать философа, экономиста или политического деятеля; «Найди ошибку» - найти в тексте ошибки и исправить их; «Заполни пропуски» - пропущенные в тексте слова необходимо вставить в логическом порядке. Некоторые задания предполагают обобщение, сравнение, исторических сведений. Такие задания позволяют развивать логическое мышление и учат выстраивать причинно-следственные связи.
Интересная и содержательная форма работы с одаренными учащимися – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента. Такие занятия проводятся по истории, экономике, праву. Разработаны и апробированы программы элективных курсов для 9 – 11 классов по праву «Основы Отечественного государства и права», экономике «Основы экономических знаний», истории «Роль личности в истории». Для того чтобы способствовать осознанному включению учеников в процесс познавательной деятельности, в начале занятий на элективных курсах учащимся предлагаю записать на карточках свои ожидания в отношении предстоящей работы, отвечая на вопросы: «Какие результаты деятельности на занятиях электива будут важны лично для вас?», «Какие проблемы, темы, вопросы вы хотели бы обсудить на занятиях?». Полученные ответы помогли скорректировать планируемые мероприятия и способствовать повышению мотивации, установлению обратной связи. По итогам курсов, провожу с учащимися рефлексию, которая позволяет установить степень личностного роста
В обучении одаренных детей применяю 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ:
Ускорение. При данном подходе следует учитывать потребности и возможности определенной категории детей, отмеченных ускоренным темпом развития. В работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета. Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Например, для учащихся, которые демонстрируют высокий уровень знаний по истории и обществознанию на уроках, предлагаю задания повышенного уровня сложности, дополнительный материал к традиционным курсам, что способствует развитию мышления, креативности, умению работать самостоятельно. Выпускнику 2009 года Концевому И. данная стратегия в сочетании с трудолюбием, интересом к истории, помогла успешно выступить на олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровней. По итогам олимпиады «Покори Воробьевы горы» (1 место), учащийся без вступительных экзаменов был зачислен в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Углубление. Данный подход помогает заинтересовать, увлечь учеников проблемой, темой.
А пробудить такой интерес помогает проектная деятельность. В 5 классе к уроку «Мифология Древней Греции» было дано задание - подготовить проект «Мой любимый миф Древней Греции». Ученики иллюстрировали любимые мифы, давали пояснения, почему выбран герой или сюжет.
Проектно - исследовательская деятельность включала в себя несколько этапов:
1. изучение мифов Древней Греции (чтение и анализ мифов в изложении Н.Куна);
2. знакомство с пантеоном греческих богов;
3. определение, что в мифе вымышленного;
4. определение, что в мифе могло соответствовать исторической действительности;
5. представление практического результата: защита на уроке исследовательского проекта на тему «Мой любимый миф Древней Греции».
В 6 классе в качестве домашнего задания по истории средних веков учащимся было предложено нарисовать, сконструировать замок. На следующем уроке каждый ученик защищал свой проект. Практика показывает, что проектная деятельность способствует углублению знаний учащихся по истории, развитию монологической речи, обогащению словарного запаса; формированию толерантности, высокой мотивации к дальнейшему овладению знаниями по истории. Проект помог создать ситуацию успеха в учебной деятельности, так как все ученики получили по итогам защиты творческих заданий положительные отметки
Обогащение. Подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами, дисциплинами. В рамках Международной программы гражданского образования учащиеся гуманитарных классов с 2005 по 2008 годы принимали участие в международном проекте «Обсуждение вопросов демократии» с целью расширения представлений о демократических принципах и усовершенствования навыков гражданского обсуждения. Основные компоненты международного проекта были освоены успешно. Учащиеся обсуждали актуальные противоречивые вопросы, связанные с демократией. Темы для обсуждения: «Обязательное голосование»; «Комендантский час для подростков»; «Видеоигры, связанные с насилием». Обсуждаемые проблемы отражали «классическое» напряжение между принципами демократии, такими, как свобода, равенство и безопасность.
Обсуждение проходило с использованием методики структурированной учебной дискуссии. Результаты, полученные в ходе обсуждения в классе, представлялись на Международной Интернет - дискуссионной доске, что позволило обмениваться идеями на форуме в сети Интернет.
В ходе международного проекта учащиеся получили возможность использоватьобучающие возможности дискуссионной доски. Они участвовали в дискуссиях намеждународном сайте в разделе для учащихся, задавали различные вопросы. Таким образом, участники проекта – учащиеся гуманитарных профильных классов научились на практике использовать различные источники получения информации (СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование зарубежных партнеров) и успешно ее обрабатывать (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). Участие в международном проекте способствовало успешному овладению гражданскими компетенциями, развитию личностного начала, самостоятельному принятию решений.
Работа на международной Интернет - дискуссионной доске позволила ученикам углубить знания по обществознанию (политико-правовая, социальная сфера), усовершенствовать навыки работы на компьютере, усовершенствовать и проверить на практике знание английского языка, принять участие в телеконференциях со своими зарубежными партнёрами.
Проблематизация. Данный подход предлагает стимулирование личностного развития ребенка. Одним из способов привлечения внимания учащихся к обсуждению проблемных, спорных и противоречивых событий является предложение участвовать в конкурсах на правовую тематику. Так учащийся 6 класса Гасанов М. представил на конкурс «Дети 21 века о правах человека» работу на секции «прикладное творчество», посвященную проблемам образования. Учащаяся 11 гуманитарного класса Фомиченко К. наглядно изобразила на плакате проблему необходимости участия граждан в политических выборах. Работы получили высокую оценку жюри. Статья учащейся 10 класса Ивановой А. «Подготовка будущих избирателей в общеобразовательной школе» была опубликована в журнале «Права человека», издаваемого аппаратом Уполномоченного по правам человека Калужской области на тему «Подготовка будущих избирателей в общеобразовательной школе».
Одаренность – это дар, который необходимо вовремя разглядеть в ребенке, чтобы способствовать развитию, совершенствованию его природных задатков. Родителям, воспитателям, учителям необходимо быть внимательными к каждому своему воспитаннику. Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. И помощь, наставничество учителя в поисковой, исследовательской, проектной деятельности – одно из условий успешного становления и развития личности одаренного ребенка.
Список использованной литературы:
Психология одаренности детей и подростков. - М.,1995.
Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - Спб. 2009.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. - М.,2002.
Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание.- М.: Знание, 1990
«Компетентностный подход в образовании», М.,2003.
Рындак В.Г. Школа в условиях обновления. М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1993.
Одаренные дети./ Под ред. Т.В. Бурменского, В.Н. Слуцкой.-М.: Прогресс, 1991.
Аллай В.В. Исследования проблемы развития творческого потенциала личности // Педагогический журнал. 2005. №1.
Рабочая концепция одаренности. - М., 1998.
Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзия и реальность. Книга для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1996.
Штерн В. Умственная одаренность : психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста.: пер. с нем / В. Штерн; под ред. В.А.Лукова. - СПб.: Союз, 1997.
Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14115. Иллюстрация к мифу о
Рисунок 1. Иллюстрация к мифу о 12 подвигах Геракла.