Конспект урока Географическая долгота 6 класс
ГБОУ СОШ №18
Урок географии 6 класс «Географическая долгота»
Учитель географии Галай О.Н.
Цели урока:
- сформировать представление о географической долготе;- научить определять географическую долготу;- развить и закрепить умение определять географическую широту и долготу; - воспитать дружественное отношение друг другу при работе в группах.
Оборудование: учебник, физическая карта мира, карта полушарии, атласы.
Ход урока.
Оргмомент.
2. Фронтальный опрос пройденной темы.
1) Что такое географическая широта?
2) Как определить географическую широту по карте?
3) Определите по карте географическую широту города Мадрид и Лондон?
4) Дайте определение параллелям и меридианам.
5) На карте Родины покажите параллели от 500 с. ш. до 80° с. ш.
3. Изучение новой темы.
Что такое географическая долгота?
Мать получила похоронную в конце 1943 года. Сын был убит где-то на Севере, около маленькой деревушки с длинным названием. Мать решила туда поехать, но в железнодорожной кассе ей ничем не помогли, нет такого названия. После того как мать обратилась в военкомат, ей помогли найти могилу сына.
Вопрос классу. Как вы думаете, что помогло найти эту деревню?
-Правильно, чтобы определить точно место нахождения деревни, необходимо было знать не только широту, но и его географическую долготу.
Географическая долгота- это называют величину дуги в градусах от начального меридиана к востоку или западу до заданной точки.
Найдите на глобусе меридиан Лондона. Его условились считать начальным (или нулевым); все точки на нем имеют долготу 0°. (Меридиан Лондона еще называют Гринвичским по названию астрономической обсерватории, которая была вблизи Лондона.)
Все точки на земной поверхности, расположенные к востоку от начального меридиана до противоположного ему 180°, имеют восточную долготу (в. д.), а к западу от него до 180° западную долготу (з. д.) (рис. 25). На глобусе и карте полушарий географическая долгота подписана у пересечения меридианов с экватором. (Найдите и прочитайте эти числа на глобусе и карте полушарий. Через сколько градусов они проведены?)
Как определить географическую долготу? Учащиеся переписывают в тетради план определения долготы.
Установить в каком полушарии (Западном или Восточном) находится данная точка.
Определить через сколько градусов проведены меридианы.
В заданной точке провести меридиан.
Определите долготу меридиана, ближайшего к начальному меридиану.
Отсчитываем величину дуги параллели, которая находится между начальным меридианом и меридианом, проведенным через точку.
Закрепление плана в тетради, рисуем рисунок и проводим нужные линии.
Например, Владивосток находится восточнее меридиана 130° в.д. Дуга параллели между этим меридианом и Владивостоком имеет 2, значит, географическая долгота Владивостока 130° в. д.+20= = 132° в. д. (подтвердите это по карте полушарий). Наша страна почти вся расположена в восточном полушарии. И только очень небольшая ее восточная часть заходит за меридиан 180°, т. е. имеет западную долготу (покажите эту часть на карте полушарий).
Закрепление (определение долготы)
0
60
70
80
90
50
Указать все объекты, которые находятся в данном квадрате, учитывая условные обозначения с точными координатами
60
70
80
Игра, подобие игры «Морской бой»
Вертикаль - меридианы (широта)
Горизонталь – параллели (долгота)
(Таблица примерная)
Определите географические широты и долготы городов Уфы, Москвы, Казани и Санкт- Петербурга.
Домашнее задание: пересказ § 13, задание стр.33,34
15